Есть три поля копления заслуг:
Дана, Сила, Бхавана.
Обычно новоначальные пренебрегают Даной и Силой.
Во первых это затрагивает их интересы и привычки (скупость, распущеность)
Во вторых не понятно как Щедрость может привести к просветлению, в то время как Медитация (бхавана) завораживает своим мистицизмом, тешит самолюбие, связано в уме с чем-то весьма крутым и продвинутым.
Тем не менее бхавана по настоящему может стать полем заслуг только в монашестве при том затворном.
Дана и Сила совершаемая с правильной мотивацией ведет к накоплению особого рода заслуг:
Каммы просветления.
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an7_52-dana-sutta-sv.htm Правильная мотивация:
www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an3_111-pathama-nidana-sutta-sv.htm Не-жажда, не-злоба, не-заблуждени — корни правильной каммы.
А что такое не-жажда?
(4) И что такое ни тёмная,
ни яркая камма, с ни-тёмным-ни-
ярким результатом, ведущая к
уничтожению каммы? Намерение
отбросить камму, которая тёмная,
с тёмным результатом; намерение
отбросить камму, которая яркая,
с ярким результатом; намерение
отбросить камму, которая и
тёмная и яркая, с тёмным-и-
ярким результатом – вот что
называется ни тёмной, ни яркой
каммой с ни-тёмным-ни-ярким
результатом, ведущей к
уничтожению каммы3 . Т.е. Даяние, Нравственность и Медитация с намерением отбросить добрую и злую камму
В таком случае копится этот четвертый вид каммы, и укрепляются благие корни не-злобы, не-жажды, не-заблуждения.
Если просто медитировать — ничего не произойдет. Также как если просто совершать даяние —ничего кроме благих уделов не будет достигнуто:
эта святая жизнь
ведётся не ради введения в
заблуждение и обмана людей; не
ради [получения] благ обретений,
хвалы и уважения; не ради
победы в спорах; не ради мысли:
«Пусть люди знают меня таким».
Но, вместо этого, эта святая
жизнь ведётся ради (1)
сдержанности, (2) оставления, (3)
бесстрастия, (4) прекращения». http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... 4_25-brahmacariya-sutta-sv.htm