Болезненное чувство

Список форумов Теория и практика ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Описание: Обсуждаем практику с позиции личного опыта.

  • 3

#1 amv » 24.06.2016, 00:18

Столкнулся с такой странной ситуацией...Присутствует неприятный эмоциональный фон, который не имеет непосредственных причин, по-другому не могу это описать.
Он вызывает определенные негативные состояния ума - но если в них разобраться, то они вызваны в большей степени взбудораженность по поводу присутствия этого самого болезненного чувства и желанием уйти от него. То есть, если начать рассматривать чувство как непостоянное, как не-я, то успокаивается ум. Но неприятное чувство никуда не исчезает. Я просто не совсем понимаю, нормально ли это? Может я не до конца понимаю причин этого чувства - или единственная причина это непостоянство? Кто сталкивался? Спасибо.
Плюс, относиться ли такое чувство к телесному болезненному, по классификации Будды?. Это точно не умственное страдание, но ведь болезненное телесное - я так думаю это физическая боль?
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

#2 Ericsson » 24.06.2016, 01:30

У меня бывало нечто похожее. С этим можно бороться при помощи даны. Делаете дану и наблюдаете за эффектом. :smile:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#3 NotSelf » 24.06.2016, 01:39

Могу предположить, что это связанно с тем, что ум перестраивается и как он реагирует на вещи после перестройки. К примеру, те вещи, которые ум не привык выполнять, особенно если прилагается больше старания, чем раньше, могут вызывать подобное чувство. Или реакцией на то, что уже воспринимается по другому, но старое восприятие еще осталось. Когнитивный диссонанс в той или иной степени.
Вы вроде описываете умственное страдание, почему вы считаете его телесным? Конечно есть еще и шанс, что это вызвано, какой-то проблемой со здоровьем.
vayadhammā saṅkhārā, appamādena sampādethā
NotSelf M
Репутация: 329
Сообщения: 363
Зарегистрирован: 23.03.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 amv » 24.06.2016, 01:57

NotSelf, ну я не уверен, что это умственное страдание, это тупо сидящая эмоция, которая никак при первом взгляде не связана с умом.
Dz в личку очень интересное мнение высказал, что это следствие незамеченной неприятной умственной формации. С ума она ушла, а осадок в чувствах остался, как то так. Скорее всего оно так и есть, тем более что сегодня была встреча с объектом, вызвавшим неприятные воспоминания.
Ну вообще по сути является да, получается, умственным страданием.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 NotSelf » 24.06.2016, 02:16

Способ лечения от подобного состояния, думаю вы знаете: осознанность и бдительность, восприятие непостоянства, страдательности, безличностности. Успехов в практике.
vayadhammā saṅkhārā, appamādena sampādethā
NotSelf M
Репутация: 329
Сообщения: 363
Зарегистрирован: 23.03.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#6 masterjack » 24.06.2016, 03:04

Пока в сансаре-все дуккха.
:)
amv писал(а):NotSelf, ну я не уверен, что это умственное страдание, это тупо сидящая эмоция, которая никак при первом взгляде не связана с умом.
а вот над этой фразой я бы предложил вам хорошенько помедитировать ;)
этжнадо :)
как написал нашевсеПелевин: Не ищи счастья, опирающегося на построения ума ;)
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#7 Sure » 24.06.2016, 07:22

это уже возникшие пятна что то уже накопилось.
быть бдительным терпеть и дать выдохнуться этому)
под такой волной трудно быть осознанным ну имхо по себе сужу.
Sure
Репутация: 173
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 16.10.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#8 Кхеминда » 24.06.2016, 07:48

Метту практикуйте
Кхеминда

  • 1

#9 Дмитрий Светлов » 24.06.2016, 08:33

Почитайте про ВСД, панические атаки, ОКР. Возможно, там найдётся больше информации и способов это устранить.
Дмитрий Светлов M
Аватара
Репутация: 787
Сообщения: 410
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Ваджраяна

  • 1

#10 Топпер » 24.06.2016, 09:42

amv писал(а):Столкнулся с такой странной ситуацией...Присутствует неприятный эмоциональный фон, который не имеет непосредственных причин, по-другому не могу это описать.
Он вызывает определенные негативные состояния ума - но если в них разобраться, то они вызваны в большей степени взбудораженность по поводу присутствия этого самого болезненного чувства и желанием уйти от него. То есть, если начать рассматривать чувство как непостоянное, как не-я, то успокаивается ум. Но неприятное чувство никуда не исчезает. Я просто не совсем понимаю, нормально ли это? Может я не до конца понимаю причин этого чувства - или единственная причина это непостоянство? Кто сталкивался? Спасибо.
Плюс, относиться ли такое чувство к телесному болезненному, по классификации Будды?. Это точно не умственное страдание, но ведь болезненное телесное - я так думаю это физическая боль?
Насколько я понимаю, это патигха - горестное состояние сознания связанное с отвращением. Возможно, что у вас просто сильна доса. Она может давать такой эффект.
Топпер

#11 Сергей О. » 24.06.2016, 16:02

amv писал(а):Это точно не умственное страдание, но ведь болезненное телесное - я так думаю это физическая боль?
Тут перевод "умственное" может быть не очень удачным, сбивающим с толку. Четасика дуккха, в противовес кайика дуккхе - это боль, связанная с психикой, как раз болезненные чувства, связанные с эмоциями (о чём вы пишете) могут быть. Речь не идет об уме в узком смысле рассудка, рассуждений, концепций и т.п., а о психике в целом, то, что по-русски ещё называют "душевная боль" в противовес телесной. По-моему примерно так, я так это примерно понимаю.
Сергей О. M
Откуда: Жуковский
Репутация: 278
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#12 amv » 24.06.2016, 16:11

Сергей О., Не думаю, что так оно. В целом чувство относиться к комплексу нама, к комплексу рупа относиться тело (в звене имени и формы).
по суттам, чувство бывает либо "намастым", либо "рупастным". Другого чувства не бывает, оно обусловлено либо контактом со сферами, либо умом.
То есть в данном случае только контакт ума родил такой эмоциональный фон, но как выше писалось, просто с ума санкхара ушла, а чувство еще осталось. И даже если ретроспективно осмотреть, я понял что это была за формация. В психологии я не силен, но похоже на то, что описывают "вытесненным".
Всем спасибо за ответы, пригодяться в любом случае, отдельно спасибо Dz, в точку попал.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

#13 Сергей О. » 24.06.2016, 17:07

amv писал(а):Сергей О., Не думаю, что так оно. В целом чувство относиться к комплексу нама, к комплексу рупа относиться тело (в звене имени и формы).
по суттам, чувство бывает либо "намастым", либо "рупастным". Другого чувства не бывает, оно обусловлено либо контактом со сферами, либо умом.
То есть в данном случае только контакт ума родил такой эмоциональный фон, но как выше писалось, просто с ума санкхара ушла, а чувство еще осталось. И даже если ретроспективно осмотреть, я понял что это была за формация. В психологии я не силен, но похоже на то, что описывают "вытесненным".
Всем спасибо за ответы, пригодяться в любом случае, отдельно спасибо Dz, в точку попал.
Да, чувство относится к нама. По суттам оно бывает не "намастным и рупастным", а телесным (кайика) или "психическим" (четасика). Да, чувство порождено контактом одной из шести сфер - или одного из пяти чувств или контакта ума (мано). Но, ещё раз повторю, когда идет речь о контакте мано, речь совершенно не обязательно идет о рассудке, рассуждении и т.п., хотя может идти и об этом. Поэтому я и написал, что перевод "умственный" может сбивать с толку.
Если, например у человека произошла какая-то беда и он горюет, то он будет испытывать горе - доманасса, это синоним для психического болезненного чувства - четасика дуккха (то, что переводят как умственное страдание). И по-русски, вне буддийского контекста, это обычно не называют "умственной" болью, а называют скорее душевной болью или психическими страданиями.
Сергей О. M
Откуда: Жуковский
Репутация: 278
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#14 amv » 24.06.2016, 17:43

Сергей О.,
Я тоже так сперва подумал. Но душевая боль и пр. это то же самое умственное (нетелесное, скажем) чувство. Dz задал мне поистине шикарный вопрос - если бы было чувство, которое не обусловлено, как бы оно прекращалось в пути?) Оно было бы постоянным, иначе говоря. А в действительности оно всегда обусловлено.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#15 Сергей О. » 24.06.2016, 17:56

Да, конечно, любое чувство обусловлено. Любое чувство (ведана) возникает при условии контакта. (правда ответа Dz я в этой ветке не увидел).
По этому поводу напишу следующее (это результат осмысления каких-то своих жизненных ситуаций). Какие-то ситуации или какие-то наши поступки могут порождать болезненные состояния. И чтобы прекратилось это болезненное чувство можно не просто ждать, что раз оно невечно, то прекратится, а пытаться изменить ситуацию, его порождающую.
Банальный пример, мы кого-то обманули и из-за этого ощущаем дискомфорт. Чтобы этого не было, можно подойти к этому человеку, признаться в обмане, извиниться, может быть сделать что-то ещё, чтобы "разрулить" эту ситуацию. Или мы не делаем чего-то, что следовало сделать и это нас как-то гложет и угнетает. Можно сделать то, что сделать надо, чтобы этого не было. И т.д. )
Сергей О. M
Откуда: Жуковский
Репутация: 278
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#16 amv » 24.06.2016, 18:25

Сергей О., согласен. если взять идеальный вариант нравственного человека, то получается, что его ум просто не создает такие конструкты, которые отдавались бы в чувство болью.
С Dz мы общались в личке.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

#17 DitafonTiz » 25.06.2016, 00:00

:)
Вложения
1460044608233889195.jpg
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 508
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#18 Antaradhana » 25.06.2016, 01:19

ИМХО, вы начали чувствовать более тонкие уровни дуккхи, за счет увеличения осознанности и саморефлексии. Дальше вы поймете, что дуккха присутствует в каждом моменте, в каждой сфере жизни, в каждом измерении существования, что это невыносимо, и нужно как-то прекратить. Для этого существует Третья Благородная Истина, но она труднодостижима, а увиденного, уже не развидеть, так что готовьтесь купировать это буддийскими методами: медитацией и т.п., иначе будет все хуже и хуже.
Antaradhana M
Аватара
Откуда: Средняя полоса России
Репутация: 3066
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 14.02.2016
Традиция: Тхеравада

  • 4

#19 Белов » 25.06.2016, 04:29

Отпустите. Впереди куча дел. Непостоянство в том и состоит, что когда вы начали писать было одно, сейчас уже совсем другое.
Я вообще не вижу ничего достойного в этой жизни - ничего смирился. Помогает слово "надо" и "никто кроме тебя этого не сделает". Радости ещё не постиг. Поэтому "серый фон" как тень всё время рядом. А литература подливает масла в огонь. Смотришь вокруг и понимаешь, что даже зацепиться не за что. Верю в то, что Путь поможет от этого избавиться. Читаю, читаю и медитирую.
Устранив очарованность - бесстрастный освобождается.
Белов M
Аватара
Откуда: Иркутская область
Репутация: 1506
Сообщения: 1462
Зарегистрирован: 23.05.2015
Традиция: Тхеравада

#20 Frithegar » 26.06.2016, 07:47

amv писал(а):Столкнулся с такой странной ситуацией...Присутствует неприятный эмоциональный фон, который не имеет непосредственных причин, по-другому не могу это описать.

Изучайте:

Благословенный сказал:

– Следует познать шесть внутренних сфер,
следует познать шесть внешних сфер,
следует познать шесть видов сознания,
следует познать шесть разновидностей соприкосновения,
следует познать шесть разновидностей ощущения,
следует познать шесть разновидностей жажды. ...

http://dhamma.ru/canon/mn/mn148.htm

там пошагово объясняется как возникает ощущение контакта, к примеру. Начиная от простейшего - зрения и видимых форм. То, что вы определяете как "непосредственное". При наличии видимого и зрения происходит обращение внимания на то, что человек (и вообще существо, начиная от самых простейших) считает приоритетным для себя. Когда такое внимание обращено - происходит контакт. Далее происходит впечатление от контакта, то что называется ведана. Это что касается непосредственного. Но там также говорится и о контакте манаса и дхаммы. Такой контакт, как правило пока в нас бессознательный. Это и есть причина ваших как непонятно откуда приходящих печалей так и радостей. Произошел контакт, человек еще не понимает чего с чем. Но уже ощущает следствие - как приятное или неприятное для себя. Это основа для дальнейшей эволюции. Везде.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

След.

Вернуться в ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 11 гостей

cron