Сатипаттхана и труд

Список форумов Теория и практика ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Описание: Обсуждаем практику с позиции личного опыта.

#1 amv » 05.07.2016, 22:44

Доброго здравия!
Хотелось бы обсудить - получается ли у кого увязывать сатипаттхану с физическим и интеллектуальным трудом? Вяжутся ли они в принципе? Каковы ваши наблюдения и опыт?
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#2 DitafonTiz » 05.07.2016, 23:25

Вовлеченность,есть такие строки

"Мне предстоит некий труд,и не просто мне будет исполнять учение будд,что если я зарожу усердие для возникновения еще не возникшего,постижения еще не постигнутого,осуществления неосуществленного"

"Я закончил некий труд,что если я зарожу усердие.....не осуществленного"

Не точная,очень и очень цитата,мы с памятью интерпретируем и реконструируем
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 508
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#3 Staratel » 06.07.2016, 04:30

Вяжутся, но только если присутствует однонаправленность действия (например чтение) максимальная осознанность на чтении и еще максимум мыслях.

Пребывать в полной осознанности и что-то делать, требующего внимания, думаю, тяжело.

Правда, серьезно не практикую.
Staratel M
Репутация: 3
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 30.06.2016
Традиция: Нет

  • 2

#4 masterjack » 06.07.2016, 05:39

интелектуальный я оставил и занялся ручным как раз из-за того что не удавалось сидеть на двух стульях.
а удается или нет кто знает.
стараюсь по мере сил, но имхо в сатипатхане сутте описан случай больше монашеский чем мирской.
т.е. это по сути тотальное обуздание ума.
в миру такого невозможно ибо надо вовлекаться.
но тренироваться имхо лучше в миру ибо тяжелее.
и так же из-за наличия кучи дестабизилизирующих факторов ум чаще хочет срываться и потому чаще проявляет себя.
мои наблюдения и опыт такие что:
1) нужно охранять двери чувств, ибо если пускать в голову всякий хлам, он любит там приживаться на время и крутиться.
думается в ситуации когда хлама в голове меньше, на "новый" хлам ум кидается с удвоенной силой.
потому уму просто нужно не давать такой возможности. - в будущем это выльется в ненужные затраты сил.
2) естественно перед этим надо вкачать то что называют нравственностью. чтобы ум не отвлекался на очень грубые вещи.
3) и все это надо делать после основательного обдумывания и очень решительного решения идти по Б8П.
ибо просто так браться и обуздывать свой ум, лишая его привычных частей и устремлений - это все выльется только в психозы и нервозы.
в общем ничего нового нет, чтобы ранее не было сказано Буддой.
такие наблюдения.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 6

#5 SV » 06.07.2016, 13:54

Нет, не вяжутся. С примитивным трудом - типа подметать листья (как в монастырях) можно увязать наверное (хотя когда я пробовал - у меня плохо получалось). В остальных же случаях нужно вовлечение в то, что ты делаешь - а это вовлечение в принципе внешнее, а не внутреннее. Собственно, поэтому одно из наставлений Будды - монах не должен "любить работать" (в те времена подразумевалось починка и строительство монастырских построек и прочее такое) - так как это одна из помех для практики.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#6 саша » 06.07.2016, 14:05

Это вроде в дзэен-буддизме такая практика есть, практика одного момента вроде называется, там надо сосредотачиваться на том что делаешь. Вот та практика говорят помогает при работе.
Все есть страдания...
саша
Репутация: 181
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 06.02.2016
Традиция: Нет

  • 1

#7 uwei » 06.07.2016, 14:56

SV писал(а):Нет, не вяжутся. С примитивным трудом - типа подметать листья (как в монастырях) можно увязать наверное (хотя когда я пробовал - у меня плохо получалось). В остальных же случаях нужно вовлечение в то, что ты делаешь - а это вовлечение в принципе внешнее, а не внутреннее. Собственно, поэтому одно из наставлений Будды - монах не должен "любить работать" (в те времена подразумевалось починка и строительство монастырских построек и прочее такое) - так как это одна из помех для практики.

по-моему, это только для тех у кого не установлено внимание. если есть опыт, это никак не мешает.
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1708
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

#8 DitafonTiz » 06.07.2016, 15:10

uwei писал(а):
SV писал(а):Нет, не вяжутся. С примитивным трудом - типа подметать листья (как в монастырях) можно увязать наверное (хотя когда я пробовал - у меня плохо получалось). В остальных же случаях нужно вовлечение в то, что ты делаешь - а это вовлечение в принципе внешнее, а не внутреннее. Собственно, поэтому одно из наставлений Будды - монах не должен "любить работать" (в те времена подразумевалось починка и строительство монастырских построек и прочее такое) - так как это одна из помех для практики.

по-моему, это только для тех у кого не установлено внимание. если есть опыт, это никак не мешает.

Не мешае чему,работать?

С вниманием,направленным на много вещей,трудно отслеживать тело как тело

Да возьмите да попробуйте,само определение "установленное внимание" значит что внимание занято одним обьектгм,одним направлением

И это направление простой и понятный предмет,а не узкая специализация
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 508
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

  • 1

#9 uwei » 06.07.2016, 15:59

Да возьмите да попробуйте,само определение "установленное внимание" значит что внимание занято одним обьектгм,одним направлением

Вы что планируете все время 24 часа в сутки держать свой ум в однонаправленности? есть время для медитации, есть для других дел, когда включается иная техника.


DitafonTiz писал(а):С вниманием,направленным на много вещей,трудно отслеживать тело как тело

поэтому есть аналитические техники, которые можно практиковать на ходу. иначе, это буддизм для инвалидов.
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1708
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

  • 1

#10 DitafonTiz » 06.07.2016, 16:24

uwei писал(а):Вы что планируете все время 24 часа в сутки держать свой ум в однонаправленности? есть время для медитации, есть для других дел, когда включается иная техника

Великое благо мне,если я хотя бы планировал.Но речь о том что работа,малая или большая, требует скачущего внимания.
uwei писал(а):это буддизм для инвалидов.
Для тех кто радуется неразрастанию,кто находит в нем умиротворение :)
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 508
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#11 ae » 06.07.2016, 16:42

Как по мне, тут основная сложность в том, что так или иначе приходится разавтоматизировать стереотипные действия тела/ума, а это, как правило, бесит безмерно. Ну и ещё иногда замечаешь, что ты дофига важный человек с дофига важными делами, тебе не до каких-то там установлений памятования, но это скорее повод позабавиться над собой.
ae
Репутация: 279
Сообщения: 432
Зарегистрирован: 05.01.2014
Традиция: Нет

  • 1

#12 uwei » 06.07.2016, 16:46

DitafonTiz писал(а):Но речь о том что работа,малая или большая, требует скачущего внимания.

ну так випассана махаси вам в помощь
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1708
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

#13 DitafonTiz » 06.07.2016, 17:11

uwei писал(а):
DitafonTiz писал(а):Но речь о том что работа,малая или большая, требует скачущего внимания.

ну так випассана махаси вам в помощь

У меня Блаженный есть,а он говорил примерно следующее,качество мудрости(инструмент випассаны)омрачен 5ю помехами
Какими 5ю?Лень и сонливость,неугомонность и сожаления,чувственные удовольствия

Нельзя практиковать видение как есть,будучи одолеваем чем то из помех

У меня нет сомнений в Благословенном,в истине что он возвестил,но другие помехи одолевают меня,внутреннюю свою запутанность я могу развязать только живя чисто,но будучи беспечным прежде я наставил себе помех,отравил ум
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 508
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#14 DitafonTiz » 06.07.2016, 17:46

Это как ловить рыбу дырявой сетью
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 508
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#15 masterjack » 06.07.2016, 18:16

Как я могу судить или думать
4 сатипатханы - это 4 ступени-стадии.
Направленные от более грубой-внешней к более тонкой-внутренней.
Цель - понять-увидеть-разобраться с феноменами ума.
Как базой-источником феноменов тела ощущений эмоций.
И потом уже стоять на страже феноменов ума.
Бдеть их появление и развитие.
Соблюдать благое действие умом.
Но многие мирские ситуации "требуют" отвлеченности и вовлеченности.
Т.е. нужно не со стороны наблюдать ум как ум.
А облачаться-вовлекаться в него.
Таким образом теряется суть сатипатханы как практики наблюдения ума как ума
Ибо в этот момент мы и есть этот ум.
Потому практику сатипатхан можно реализовать только
В простых неответсвенных и неопасных деяниях.
Когда есть воз?ожность деймтвовать без вовлечения.
Что в миру очень редко и трудно достич.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#16 uwei » 06.07.2016, 18:35

DitafonTiz писал(а):Нельзя практиковать видение как есть,будучи одолеваем чем то из помех


а причем тут строй работы или подметание? как правило у читателя есть соблазн притянуть за уши прочитанное к своему видению. понятно, что самадхи вы не разовьете, так ваша жизнь не состоит 24 часа из формально медитативных сессий. (хотя я уже подумываю валить отсюда - тут столько гипердуховных недеятельных пацифистов, что я уже боюсь слово сказать.)
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1708
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

  • 1

#17 Dz » 07.07.2016, 04:54

Один монах на ютубе, кстати вполне ортодоксальный (из школы Махаси Саядо кстати, что uwei упоминал), рассказывал и показывал технику как сидячей, так и ходячей медитации, и там суть в концентрации на текущем действии, будь то дыхание или процесс хождения. И по-моему он говорил, что ничего не мешает этот же самый подход распространять на что угодно. Более того, он говорил, что не надо, чтобы было так что вот вы щас такой весь медитируете, а потом закончили и всё, перестали медитировать. Он говорил, надо стараться продлить это состояние концентрации (на движениях тела, например) далее, даже после того, как вы уже встали/перестали ходить и начали заниматься чем-то ещё. В Сатипатхана сутте написано, что чтό бы монах ни делал, он делает это с осознанием.
Ещё: вот SV в своей "Модели буддийского пути" очень важную вещь заметил: любая следующая ступень практики не требует 100% развития предыдущей ступени. Знаете, кто все помехи отбросил? Арахат. Поэтому, DitafonTiz, позвольте не согласиться с вашими тезисами. :) Да, конечно, омрачения "застилают очи" при попытке освоить видение-как-есть, но это совершенно не мешает заниматься той анапанасати, например. Рука руку моет: определённые техники медитации вполне могут помочь "довести до ума" и взгляды, и омрачения уменьшить.
Имхо, вполне можно пробовать сосредотачивать внимание на движении тела при, например, мытье посуды, или прогулке. Конечно, когда вы ведёте машину, лучше на вождении сосредоточиться. :) Мне кстати на дыхании трудно сосредотачиваться. А вот на механических движениях, вроде шагов - легче.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#18 Топпер » 07.07.2016, 10:20

amv писал(а):Доброго здравия!
Хотелось бы обсудить - получается ли у кого увязывать сатипаттхану с физическим и интеллектуальным трудом? Вяжутся ли они в принципе? Каковы ваши наблюдения и опыт?
На работе лучше работать.

Кто хочет серьёзно медитировать - тому нужно идти в монахи, а не играть в домашних йогинов.
Топпер

#19 amv » 07.07.2016, 10:37

Dz писал(а):Более того, он говорил, что не надо, чтобы было так что вот вы щас такой весь медитируете, а потом закончили и всё, перестали медитировать.
Таки да, но это ведь касается монашеской жизни, а монахи не работают. Осознанность, она по тому и осознанность, что направлена на внутренние опоры. Иначе выходит, что все люди медитируют.
Dz писал(а):но это совершенно не мешает заниматься той анапанасати, например.
Ну спорный факт. Я не медю, потому что становлюсь обычно дико ленивым и тупым на пару часов.
Для себя я это понял так - самадхи делает ум предельно утонченным и восприимчивым, и помехи (устранению которых посвящены правильные усилия и осознанности) будут утрированы.
Dz писал(а):Конечно, когда вы ведёте машину, лучше на вождении сосредоточиться.
Об этом собственно и речь, что обычно под работой понимается вещи типа вождения машины, в которых внимание выносится вовне.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

#20 Ruslan » 07.07.2016, 10:42

amv писал(а):
Dz писал(а):Более того, он говорил, что не надо, чтобы было так что вот вы щас такой весь медитируете, а потом закончили и всё, перестали медитировать.
Таки да, но это ведь касается монашеской жизни, а монахи не работают. Осознанность, она по тому и осознанность, что направлена на внутренние опоры. Иначе выходит, что все люди медитируют.
Об этом собственно и речь, что обычно под работой понимается вещи типа вождения машины, в которых внимание выносится вовне.
В Дзен буддизме монахи работают.И дзенский монах Тит Нан Хан пишет, что возможно и даже нужно совмещать осознанность и повседневную работу и дела.
А по поводу всех людей я не соглашусь.Большинство не осознает чем занимается в течении дня.Делают одно,а думают о другом.
Ruslan
Репутация: 640
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

След.

Вернуться в ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 35 гостей

cron