Компендиум рассуждений родившихся от слушания и практики

Список форумов Теория и практика ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Описание: Обсуждаем практику с позиции личного опыта.

  • 2

#1 X-Signal » 08.02.2017, 18:24

Здесь привожу краткое изложение всего, что родилось от слушания и практик.
Вначале приношу извинения всем читающим за то, что основная часть изложенного так или иначе будет связана все таки с традицией махаяны, с которой я и начал свой духовный путь. Однако место размещения данной темы указывает на значительные изменения моего мировосприятия, и, скорее всего, предшествует моему полному переходу к традиции Южного Буддизма, о чем будет сказано ниже. По возможности постараюсь избежать цитат, как явных, так и нет, в виду того, что не считаю себя вправе их приводить не являясь специалистом, а лишь мирянином-практикующим. Моей мотивацией для написания есть желание структурировать полученные сведения, а выкладываю в интернет для двух целей - существует маловероятная возможность, что мой опыт в контексте пути верен, и еще более ничтожная вероятность того, что он может оказаться полезным для кого-бы то ни было. Считая благих друзей подвизавшимися во внимании, сосредоточении и терпении не стану ограничивать текст объемом, хотя это и не совсем корректно, по отношению к читающему.

Начать необходимо с системы координат, в которой будет вестись дальнейшее рассуждение. Благодаря изучению глубоко милосердных (в том смысле, что они ни от кого не утаивают истину) и безупречных текстов мое миропонимание полностью преобразилось. Тут есть две значительные оговорки - оно не может быть развитым до конца в силу несовершенства ума (я не очень то оптимистичен в отношении своего развития), оно основано на образах, почерпнутых из махаянских источников. Итак, основываясь на учении о 10 восприятиях, все воспринимаемое сознанием является его производной. Из этого следует, что окружение существа в большей степени (в какой именно - вопрос для монахов и учителей) формируется сознанием, включая других существ. Из этого следует красивая философская теория о мозге в банке, вкратце, недоказуемо - есть ли материя. Моим личным глубоким убеждением в результате практики стало, что все воспринимаемое мной есть часть моей психической деятельности, и требует соответствующего отношения.
Далее о причинно следственных связях. Все видимое мной вокруг и обозначаемое как "сущность" является концепцией, переданной мне от бесчисленного количества предыдущих поколений. Сюда включаются и сложные концепции, (которыми люди довольно беспечно оперируют) такие как слово, или вещи, или выражение лица. Концепция есть продукт непрестанных изменений состояний сознания, как на грубых уровнях (в виде изменений положения тела, речи, повседневных мыслях), так и на более тонких, включая недоступные пока для моего внимания места границы между светоносным чистым сознанием, и первыми концепциями. Из личного опыта могу добавить, что очень приятно и необычно воспринимать кружку, или иной простой предмет, как череду состояний сознания существ, от лакания языком, через ладони, найденные предметы, предметы из крупных найденных форм, до предмета из мелких форм, типа глины. В этом прослеживается общая динамика, о которой ниже.
Все "события" происходят только в условно реальности концепций, таких как "я", "ты", "они", "мысли" ,"вещи", и строго подчиняются закону причин и следствий, без всяких исключений. Из этого можно делать огромное количество выводов, но главный для меня - отсутствие возможности влиять на происходящее. Здесь не могу пресечь дискуссии о свободе воли, так как не обладаю способностью мудро использовать слова.
Продолжу о существах, обладающих сознанием. Все они для меня расположены на склонах горы меру (да простят меня), имеющей склоны в форме двух гипербол, никогда не касающихся друг друга в вершине, и бесконечных у основания. Гору освещает свет чистого сознания ровно напополам - как луну. Высота расположения существа зависит от его способности к сосредоточению и внимательности, а расположение относительно света и тепла - от объектов сосредоточения, соответственно благих или нет. Соответственно чем способнее существо (в рамках буддийских понятий), тем меньше у него товарищей, что подтверждается общественным устройством. Так же опираясь на модель можно предположить что существуют абсолютно добрые глубоко сосредоточенные существа (как боги древней Греции, или архангелы, либо святые), так и абсолютно разрушительные (бесы, властители ада в разных культурах). Так же все они находятся в непрестанном движении вверх и вниз, влево и вправо по стенам. Буддизм в моем понимании предлагает взглянуть на происходящее глазами "взрослых, смотрящих на детей, которые строят замки из песка". Развитие этой мысли выходит за рамки изложения.
Прикладные практики. Осознав себя частью и, одновременно, вместилищем этого вечно меняющегося супа состояний ума, необходимо выработать универсальную стратегию поведения. Коснусь кратко концепции мирской деятельности. Любая позитивная мирская деятельность есть продукт условий, внимательности, сосредоточения. Возьмем простую иерархию: подчиненный-начальник. Подчиненный в рафинированном варианте обладает по отношению к начальнику худшими условиями (образование, униформа, время занятости механическими делами), худшей внимательностью - не в состоянии охватить деятельность все организации, худшим сосредоточением - подчиненным проводят проверки качества их работы. Можно подробнее разбирать каждую составляющую бесконечно, например сосредоточение при игре на гитаре - памятование звучания интервалов, расположения пальцев, движения пальцев, гармонии, мелодии, ритма, звукоизвлечения. В любой деятельности прослеживаются одни и те же составляющие. Как пример, имеющие глубоко удовлетворяющие условия, широкую внимательность и глубокое сосредоточение англичане (однако обладая не самой сострадательной мотивацией) в 18-19 веке поимели(sic!) весь мир.
Сила духа (сила воли). Как открылось мне недавно, ввиду тяжелых обстоятельств личной жизни, это понятие (концепция), есть напрямую продукт внимательности. Каждый условный поступок тела, речи и ума влечет за собой множество изменений тела, речи и ума. Внимательное сознание распознает внутренние реакции (окрашиваемые оценочным мышлением), не позволяя совершать аффективные действия(т.н. метания) , что является устойчивостью. Устойчивость - фундамент осознанного поведения, не зависящего от внешних факторов. А что есть сила воли, как не устойчивая, независимая линия поведения? (простите за риторику).
Из приведенных размышлений выявляется суть повседневной практики, разделенной на основные, и дополнительные направления, полностью взаимосвязанные между собой и практически неразделимые. Приведу их несистемно, от скромных аналитических способностей. Это улучшение условий - движение по горе существ по горизонтали к солнечной стороне, улучшение материального положения, условий проживания, режима работы и отдыха. Развитие внимательности и сосредоточения - здесь предамся в руки читающих, наверняка знающих о способах намного лучше меня. Развитие любящей доброты, как осознавание всех явлений мира частью своей психической деятельности. Как следствие этих практик будут углубление и развитие представлений об окружающей реальности - как условной, в виде внимательного изучения условного устройства мира (повышение квалификации специалиста, изучение наук, искусств, религий мира, социального и политического устройства, отношений между людьми), так и абсолютного устройства (в виду ограниченности способностей - для меня лично пока это только разбирание сущностей как части взаимозависимости причин, условий и следствий состояний ума). Здесь конечно нужно сказать о Благородном Восьмеричном Пути указанном Буддой, который я конечно выучил наизусть, и могу механически переписать, однако не в состоянии глубоко внутренне принять во всей полноте, а только следовать самым простым наставлениям, из-за своей слабости и глупости.
Поддержка. Отношения с махаяной и другими религиями. Дело в том, что находясь в миру очень сложно предаваться практике. Виной тому конечно огромнейшая инерция "я", когда ты должен сдвинуть с места почти неподвижные тяжелейшие концепции "мужык", "специалист", "сын", "друг", "алкоголик", что дается лично мне почти невыносимыми страданиями. Здесь есть две составляющие - первая, это конечно подтвержденная множеством примеров из личной жизни абсолютная, непогрешимая верность пути, а вторая есть острая необходимость духовной поддержки (как существу не особо умному и слабому). В махаяне, как религии более широкого круга, этому уделено большое значение, вокруг заслуг построена целая система иконографики, ритуалов и подобного. После ухода из православия (а рос я в ортодоксально православной семье), я вообще испытывал большие трудности, из за исчезновения этих вещей из моей жизни. Это нерешенная проблема моей практики ("сухость" практики), надеюсь исправится когда-нибудь, если получится найти друзей в буддийских кругах. В общем же, на определенном этапе своего "развития", стало ясно, что общая ритуальная религия не устраняет, к сожалению, неведения (больно подумать о тысячах православных приходов, в которых проповедь зачастую ограничивается чтением Евангелия без комментариев), а только религия прямого опыта. Здесь важно отметить, что расчистка завес неведения во многих из них происходит сродни буддизма, до какого-либо этапа, на нем и останавливаясь. Стараясь не быть догматично настроенным, в силу своих способностей, изучая практики суфизма, исихазма, каббалы, тантры, мистического христианства обнаружил в них как удивительные сходства, так и определенные различия, в основном в целях практик.
Причина попытки перехода в Тхераваду. Изучая махаянские тексты, особенно последних лет (а так же общаясь с бурятскими буддистами), можно убедится - это воистину огромная традиция. И в какой-то момент для меня выяснилось следующее - (да простят меня за неуместные метафоры) - не зачем покупать сельскохозяйственную компанию для того, чтобы навести порядок в своем огороде в шесть соток, лучше оставить это магнатам. Для огорода моего ума оказалось достаточно лопаты и граблей - простых (относительно), ясных, глубоких действенных способов.
Рассказ о практиках был бы не полным без женщин (куда уж без них). Это одно из самых замечательных проявление практик в моей жизни - полное изменение мнения о женщинах за 2 года. В рамках форумной статьи, к сожалению, не могу привести развернутой последовательности рассуждений, ограничившись лишь цитатой (не махаянской, дабы не искушать)(по-этому и позволю себе цитату - в рамках Тхеравады это будет типа отрывка из художественной литературы):
Талмуд.Авот: Мишна 5 Йосей бен оханан говорил:"Пусть будут двери дома твоего распахнуты настежь, и пусть бедняки почувствуют себя в твоем доме своими, и не веди праздных разговоров с женщиной, даже, как о том сказано, с собственной женой, тем более - с женой твоего друга". Комментарий раввина Рафаэля Гирша: "Законоучители Талмуда призывают мужчин считаться с мнением женщин, поскольку те наделены Вс-вышним более глубоким пониманием действительности".

Не надеясь на отклики, смиренно прошу, если в словах моих увидели ересь и оскорбления - не оставьте меня, напишите об этом.
X-Signal
Аватара
Репутация: 19
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 29.01.2017
Традиция: Нет

  • 3

#2 The Коля » 08.02.2017, 19:50

Нипанятна :eat:
The Коля

  • 2

#3 М_а_р_к » 08.02.2017, 20:46

The Коля писал(а):Нипанятна :eat:
+100500. Не хватает таба, и чересчур мало абзацев. В целом, текст по диагонали прочитал. Понял, что Тхеравада хорошо, а Махаяна не очень. Комбайны мужыку-алкоголику не нужны, нужны только лопаты, которыми будет делиться. А о женщинах можно говорить только еврейскими понятиями.
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1739
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 Елена Котельникова » 08.02.2017, 21:13

про Талмуд и женщин - это интересно :read:
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3557
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 Ericsson » 08.02.2017, 21:42

Уже на слове "компендиум" закралось подозение... эээ... что-то тут не для простых умов... и так и есть, мало что понял. :red:

X-Signal писал(а):Поддержка. Отношения с махаяной и другими религиями. Дело в том, что находясь в миру очень сложно предаваться практике. Виной тому конечно огромнейшая инерция "я", когда ты должен сдвинуть с места почти неподвижные тяжелейшие концепции "мужык", "специалист", "сын", "друг", "алкоголик", что дается лично мне почти невыносимыми страданиями. Здесь есть две составляющие - первая, это конечно подтвержденная множеством примеров из личной жизни абсолютная, непогрешимая верность пути, а вторая есть острая необходимость духовной поддержки (как существу не особо умному и слабому). В махаяне, как религии более широкого круга, этому уделено большое значение, вокруг заслуг построена целая система иконографики, ритуалов и подобного. После ухода из православия (а рос я в ортодоксально православной семье), я вообще испытывал большие трудности, из за исчезновения этих вещей из моей жизни. Это нерешенная проблема моей практики ("сухость" практики), надеюсь исправится когда-нибудь, если получится найти друзей в буддийских кругах.

Хотя вот это понял (надеюсь что понял). :smile: Знаете, у нас сообщество хотя и поменьше махаянского, но зато ... бодрое такое. Достаточно бывает высказать свое мнение на форуме, и такоооого о себе узнаешь :upset: такооой поток метты ощутишь :upset:

Я вот в жизни не встречал живьем ни одного техеравадина. Но всё равно есть ощущение колоссальной духовной поддержки, именно от живых людей, пусть и издалека. Лучи метты через сеть (как свидетельствует опыт) распространяются без потери мощности сигнала, дааа... :roll:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1442
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#6 Vladislav » 08.02.2017, 21:48

Честно скажу что еще надо перечитать пару раз - вы изложили очень личностный путь мировоззренческих поисков - его никто не осилит с наскока.

Мое личное впечатление - много лишнего, много лишних конструкций, запутанности и философствования- поэтому чувства достижения покоя нет, а голова хочет распутать этот клубок ниток до конца.

Как вариант, если вы уже тут. Открывайте theravada.ru и читайте канон, статьи которые есть - старайтесь читать так будто вы еще ничего не знаете, не вписывайте Тхераваду в ряд предыдущих концепций - не надо соединять все - нужно наоборот разделить все по деталям - и выкинуть лишнее. Лишнего скорее немало.

P. S. Это субъективное мнение, не претендующее на что-то высокое.
Vladislav
Репутация: 879
Сообщения: 669
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#7 The Коля » 08.02.2017, 22:35

От меня совет - лучше на форум пока не заходить...
Кому ссылки на сайт кидаю так и говорю: "на форум не заходите пока, вот сутты, лекции, словарь читайте".
Не в обиду форумчанам, мы тут уже все свои, привычно и на убеждения не повлияет, но новичку всё это будет вредно. Ериксон правду сказал: Х-лучи метты облучат своим лунным блеском и адепт откинет-ся.
The Коля

  • 1

#8 X-Signal » 08.02.2017, 23:20

Большое спасибо всем прочитавшим. Как посоветовал мне один пользователь форума, приведу все затронутые темы к более соответствующему виду.

Елена Котельникова писал(а):про Талмуд и женщин - это интересно :read:

Так сложилось, что первое подтверждение правоты моих взглядов я встретил именно в талмуде, а углубляться в практики белой Тары ))) мне к тому времени уже не очень то и хотелось. Вкратце, женщины воспитанные средиземноморской культурой в разы способнее, внимательнее, устойчивей мужчин. Когда производительность труда была минимальной это неплохо работало. Но в связи с постиндустриальной революцией все занятия по добыванию хлеба насущного стали более или менее однотипными, что выявило тысячелетний разлом в обществе. Геи и разнообразные трансгендеры всех мастей есть производная этого глубокого разлома.

Vladislav писал(а):много лишнего, много лишних конструкций, запутанности и философствования- поэтому чувства достижения покоя нет

Запутанность от торопливости. А вообще, я не уверен, что в рамках этой жизни к чему-либо приду, уж слишком низкие стартовые позиции, знаете, как на соревнованиях - все бегут от старта, а я из Воронежа, да еще с сумками. Вероятность победы в таких условиях близится к нулю. Покоя, к сожалению, мне не достигнуть, даже если я 10 лет просижу в пещере...
X-Signal
Аватара
Репутация: 19
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 29.01.2017
Традиция: Нет

  • 1

#9 Vladislav » 09.02.2017, 04:14

X-Signal писал(а):Запутанность от торопливости. А вообще, я не уверен, что в рамках этой жизни к чему-либо приду, уж слишком низкие стартовые позиции, знаете, как на соревнованиях - все бегут от старта, а я из Воронежа, да еще с сумками. Вероятность победы в таких условиях близится к нулю. Покоя, к сожалению, мне не достигнуть, даже если я 10 лет просижу в пещере...
Это просто ваше личное омрачение, помеха, привязанность к каким-то страхам и ложные стремления - если уж решили обратиться к Буддизму - серьезно изучите канон - там будет много простых ответов на ваши сложные дилеммы.
В итоге и пещера не нужна, и 10 лет тем более не надо. Бежать тоже не надо)
Vladislav
Репутация: 879
Сообщения: 669
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#10 Ericsson » 09.02.2017, 04:28

X-Signal писал(а):
Запутанность от торопливости. А вообще, я не уверен, что в рамках этой жизни к чему-либо приду, уж слишком низкие стартовые позиции,

А вот на счет пессимизма, это вы допустим зря :smile: И что за "к чему-либо?", не знаю что вы имеете в виду, но уж во всяком случае, как четко учит Благословенный, те кто практикуют Дхамму, (даже и без запредельных забегов на испытание всех сил), приходят к счастью. В рамках этой жизни. Это не мало.

X-Signal писал(а):знаете, как на соревнованиях - все бегут от старта, а я из Воронежа, да еще с сумками. Вероятность победы в таких условиях близится к нулю. Покоя, к сожалению, мне не достигнуть, даже если я 10 лет просижу в пещере...

:smile: Почему-то уверен, что эти нерадостные мысли вы скоро сможете вспоминать с иронией. Победа совсем рядом. Дхамма прекрасна в начале...
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1442
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#11 Яреб » 09.02.2017, 09:28

X-Signal, из текста совершенно непонятно, чего собственно вы хотите достичь в жизни - много всего, но единого направления не прослеживается. Вы могли бы для примера озвучить какие-либо конкретные вопросы к буддизму Тхеравады?
С надеждой вернуться эмигрировал на говнофорум.орг.ру
Яреб
Аватара
Откуда: Беларусь
Репутация: 328
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 04.10.2013
Традиция: Нет

  • 2

#12 Федор » 09.02.2017, 11:21

Присоединяюсь к тем, кто советует вам прежде всего прочитать Канон. Тем более, что вы склонны к глубокому философскому исследованию. А это значит, что внимательное чтение будет полезнее для вас, чем мнения форумчан. Во всяком случае, на первом этапе. Комментировать все, написанное вами очень непросто, иначе нужно было бы написать диссертацию, но на одну мысль укажу, как на важную с моей точки зрения.

Итак, основываясь на учении о 10 восприятиях, все воспринимаемое сознанием является его производной. Из этого следует, что окружение существа в большей степени (в какой именно - вопрос для монахов и учителей) формируется сознанием, включая других существ. Из этого следует красивая философская теория о мозге в банке, вкратце, недоказуемо - есть ли материя. Моим личным глубоким убеждением в результате практики стало, что все воспринимаемое мной есть часть моей психической деятельности, и требует соответствующего отношения.

Вопрос очень сложный на самом деле. На первый взгляд, это логично и верно. Но тут важно не впасть в крайность (а значит - в заблуждение), как часто бывает в махаяне. Материя все-таки есть, она реальна. Реальны дхаммы. Хотя, с другой стороны, само существование в этом мире - это результат психической деятельности, а точнее - каммы. Короче, в этом вопросе важно сохранять золотую середину. Насколько это вам удастся - зависит ваше мировоззрение и мирочувствование в целом, поэтому этот момент важен весьма.

Что еще? Ваша попытка самооценки со строны воспринимается как... сильная привязанность к "я", даже если она уничижительная. Это не упрек, но вам стоит обратить на это внимание в целях практики :)
Что еще важно? Вы производите впечатление ищущего человека, судя по объему ваших интересов. Мой совет: не оставляйте поисков, ищите и найдите то, что действительно истинно :) Удачи!
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4784
Сообщения: 3058
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#13 Dimitry » 09.02.2017, 11:37

Федор писал(а):Присоединяюсь к тем, кто советует вам прежде всего прочитать Канон.
Канон велик, подобен Великому Океану...
Нужен, категорически нужен, считаю, краткий компендиум и даже компиляция какая-никакая из Канона.
! Impurezas no pasarán!
Dimitry M
Аватара
Откуда: Петербург
Репутация: 2534
Сообщения: 1772
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#14 Dz » 09.02.2017, 12:49

Dimitry писал(а):Нужен, категорически нужен, считаю, краткий компендиум и даже компиляция какая-никакая из Канона.
Неизбежно приведёт к искажению смыслов.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3032
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#15 Dimitry » 09.02.2017, 13:29

Dz писал(а):Dimitry Нужен, категорически нужен, считаю, краткий компендиум и даже компиляция какая-никакая из Канона.
Неизбежно приведёт к искажению смыслов.
Почему?
Взять десяток-другой толковых сутт и без купирования сшить в сборник.
! Impurezas no pasarán!
Dimitry M
Аватара
Откуда: Петербург
Репутация: 2534
Сообщения: 1772
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#16 Dz » 09.02.2017, 14:53

Dimitry писал(а):Почему?
Взять десяток-другой толковых сутт и без купирования сшить в сборник.
А. Ну так, наверное, и возможно. Ведь повторов и аналогий хватает. Лайтовая версия)
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3032
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 3 гостя

cron