... Может это просто страх смерти так делает? Ведь асавы так или иначе связаны на Я
Там всё подряд, жажда, злоба, заблуждение - все три корня в полной красе, так сказать. Я слышал, при личном общении, например, что человек рассказывал как после долгого ретрита его дико колотила злоба буквально на всё, совершенно несущественные вещи. Непонятно откуда взявшаяся. И потом, когда он перестал медитировать, непонятно куда ушедшая. Так что не только авидджа тут взыграть может - а может и целый комплекс омрачений. Ну и да, страхи разные, фобии в том числе. Навящевые идеи, которых раньше, казалось бы, никогда не было. Да много чего.
Собственно, это ответ на
неочевидный на самом деле вопрос о связи "нравственность" -> "сосредоточение". Обычно на ретритах рассказывают, что нужно быть нравственным ну или хотя бы на время ретрита соблюдать нравственность, чтобы ум не отвлекался, не беспокоился и т.д. А на деле всё в стократ глубже. Этап "нравственность" предполагает постепенное осушение вот всего этого резервуара, чтобы потом можно было работать дальше. Когда загрязнения сильно уменьшены, а благие качества сильно развиты - то вот тогда нужно применить психотехнические методы для достижения сверхчеловеческих состояний, которые необходимы для полного истребления трёх корней - и эти психотехнические методы пройдут без риска негативных последствий.
В суттах есть предупреждения на этот счёт, но увы, их там катастрофически мало для наших современных реалий, и на них вообще никто никогда не обращает внимания - откуда и этот миллиардный "майндфулнесс-бизнес", в том числе внутри Тхеравады.
-----
Точно также, можно ожидать в случае того, кто говорит: «Я не достигаю сосредоточения, но всё же затворюсь в уединённых обиталищах в лесах и рощах», что либо он утонет, либо его снесёт.----
И тогда Достопочтенный Мегхия поднялся со своего сиденья, поклонился Благословенному, обошёл его с правой стороны и отправился в манговую рощу. Он вошёл [в неё] и сел под неким деревом, чтобы провести [здесь] остаток дня. И тогда, по мере того, как Достопочтенный Мегхия пребывал в этой манговой роще, три вида плохих, неблагих мыслей часто приходили к нему: чувственные мысли, недоброжелательные мысли, мысли о причинении вреда... ... «Мегхия, когда освобождение ума не созрело, пять вещей ведут к его созреванию...----
Точно также, Сандха, тот, кто подобен дикому жеребёнку, отправившись в лес, к подножью дерева, в пустое жилище, пребывает с умом, охваченным и угнетаемым чувственной жаждой, и он не понимает в соответствии с действительностью спасения от возникшей чувственной жажды. Питая внутри [себя] чувственную жажду, он медитирует, размышляет, обдумывает и раздумывает. Он пребывает с умом, охваченным и угнетаемым недоброжелательностью… ленью и апатией… неугомонностью и сожалением… сомнением, и он не понимает в соответствии с действительностью спасения от возникшего сомнения. Питая внутри [себя] сомнение, он медитирует, размышляет, обдумывает и раздумывает.----
И какой вид медитации Благословенный не восхвалял? Вот, брахман, некий человек пребывает с умом, охваченным чувственной жаждой, он жертва чувственной жажды, и он не понимает в соответствии с действительностью спасения от чувственной жажды. Когда он лелеет в себе чувственную жажду, он медитирует, перемедитирует, обмедитирует, недомедитирует. Он пребывает с умом, охваченным недоброжелательностью… ленью и апатией… неугомонностью и сожалением… сомнением, он жертва сомнения, и он не понимает в соответствии с действительностью спасения от сомнения. Когда он лелеет в себе сомнение, он медитирует, перемедитирует, обмедитирует, недомедитирует. Благословенный не восхвалял такой вид медитации.Все эти отрывки никак не вяжутся с утверждениями современных "медитаторов", что медитация - она убирает все загрязнения (а раз так, то и нравственность оказывается по сути лишней - зачем, если медитация всё решает и исправляет, так ведь?). В суттах вроде как сказано, что сатипаттхана (в узком смысле "осознанности") ведёт в частности к преодолению пяти помех (кои, во многом, и есть загрязнения). Но мало кто понимает, что и сатипаттхана может быть сильно разной по уровню, и загрязнения могут быть сильно разными по утончённости и грубости. Продвинутой сатипаттханой (микроскопом) не забивают гвозди (грубые омрачения). А продвинутая работает только с остаточными помехами, а также и вовсе с
уникальными "медитативными" типами "загрязнений",
что упоминаются, например, в Упакилеса сутте - которые мешают развитию самадхи
непосредственно.