Разрушающее спокойствие: что не так с теорией «осознанности»

Список форумов Теория и практика ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Описание: Обсуждаем практику с позиции личного опыта.

  • 5

#1 Топпер » 23.05.2018, 11:58

Не помню, обсуждали ли эту статью

Или почему модное слово mindfulness превратилось в форму без содержания

Осознанность как мироощущение (а именно так переводится mindfulness) — мечта любого человека. Так было во все времена: все и всегда хотели переживать каждый момент жизни правильно, избавиться от рассеянности и научиться концентрироваться на каждом своем действии.

В последнее время эта тема стала особенно важной — в основном потому, что сейчас резко увеличилось количество внешних отвлекающих раздражителей. Постоянно тренькающие гаджеты, обилие ненужной информации, врывающаяся в сознание реклама — всего не перечислить. Отрешиться от всего этого бедлама и научиться концентрации становится все труднее.

Как результат — сейчас всевозможные программы медитации, помогающие избавиться от рассеянности, не просто стали модными, а сделались настоящим бизнесом. Крупные компании, например Google, Apple, Procter&Gamble, Twitter, Facebook, LinkedIn и множество других регулярно проводят занятия среди сотрудников; более того, этим занимаются в американской армии, полиции, ФБР и ЦРУ и даже в тюрьмах.

В Великобритании существует Межпартийная парламентская группа по осознанности (Mindfulness All-Party Parliamentary Group), которая разрабатывает mindfulness-программы для всего населения на законодательном уровне.

Масштабы этого бизнеса впечатляют: только в США объем рынка — более $1,0 млрд, одних онлайн-приложений уже около 1300; издается множество книг, проводятся курсы и тренинги. В ноябре 2017 года слово mindfulness достигло рекорда популярности в Google-запросах.

И ассортимент продуктов постоянно расширяется, что, как ни парадоксально, говорит о том, что проблема остается нерешенной, и панацеи от рассеянности пока не придумали.

Что предлагает индустрия mindfulness
Скрытый текст
В основном достичь осознанности в жизни предлагается с помощью различных медитативных упражнений. Все они основаны на буддийских практиках — в 1979 году доктор медицины и буддист Джон Кабат-Зинн основал клинику снижения стресса при Медицинской школе Массачусетского университета и начал применять в лечении стресса у некоторых пациентов медитацию. Упражнения были заимствованы из буддизма, однако весь религиозный и этический смысл был из них удален.

Получив положительные результаты, Кабат-Зинн начал развивать это направление, и постепенно его книги превратились в бестселлеры, а mindfulness-практики стали модными. А в наше время, когда с появлением множества новых медиа рассеянность и беспокойство людей возросли, мода превращается в повальное увлечение, на котором строится крупный бизнес.

Теперь медитируют все — за рубежом, как уже упоминалось, это обязаны делать даже сотрудники государственных учреждений и крупных коммерческих корпораций. Медитируют школьники, студенты, домохозяйки, владельцы предприятий и их подчиненные. Все стремятся достичь спокойствия и поймать наконец вожделенное состояние «осознанности» жизни. Все подобные занятия проводятся с тренерами, обучающими учеников концентрации, часто с использованием буддийских дыхательных практик. В России тоже немало адептов mindfulness-практик, и список отраслей, где подобные тренинги применяются, очень широк.

Однако уровень стресса у людей не снижается, а «осознанность» нередко принимает странные формы.

Что же тут не так

Самый главный недостаток популярных практик mindfulness-медитаций — их оторванность от этической составляющей. Когда буддийские монахи медитируют, они точно знают, для чего это делается. Они хотят стать частью всего мира и, соответственно, сделаться более сострадательными. Повышение концентрации им нужно для того, чтобы следить за движениями души и не допускать скверных поступков. И все это неотделимо от их религии.

Удалив религиозно-этическую составляющую из медитаций, современные «учителя» предлагают просто избавление от стресса и беспокойства, улучшение общего самочувствия и повышение работоспособности. Все это, бесспорно, очень симпатичные достижения, но какова их конечная цель, и есть ли она вообще?

И тут выясняется, что при внимательном ознакомлении с описаниями результатов многочисленных mindfulness-практик конечной цели-то и нет — это если принимать за нее некий высокий мировоззренческий идеал. Да, вы научитесь отсекать лишние мысли. Но природа пустоты не терпит; и вы точно знаете, что вам найдется, чем заполнить освободившееся от сиюминутных мелькающих соображений пространство? Вы сумеете сконцентрироваться, но на чем?

На самом себе. Как выясняется, буддийские практики без буддизма ведут не к просветлению, а к обыкновенному нарциссизму. Об этом уже не первый год предупреждают осторожные ученые, пытаясь объяснить, что созерцание собственного пупа без четкого представления о высокой цели приводит к зацикливанию на себе и своих ощущениях.

Сами буддисты различают правильную (samma sati) и неправильную осознанность (micch sati). Это зависит от того, на чем сосредоточено внимание, — то есть в конечном счете неотделимо от этики.

Еще один существенный минус: состояние «осознанности» предполагает, что человек становится более работоспособным и перестает обращать внимание на внешние раздражители. И тут становится понятным, почему учреждения и корпорации так активно внедряют mindfulness-медитации в рабочей среде. Как только сотрудники начинают заниматься подобными практиками, у них автоматически включается «понимание», что их настроение и общее состояние зависит от них, а не от переработок или скверных условий на предприятии. И если они продолжают ощущать дискомфорт, значит, они плохо занимались, и это становится их личной проблемой. Надо упражняться еще и еще, пока окружающая обстановка в виде зала с сотнями снующих туда-сюда коллег не покажется раем (в начале статьи упоминалось, что такие занятия проводятся в тюрьмах). Очень удобно, не правда ли? Корпорации быстро поняли, что затраты на mindfulness-тренеров — ничто по сравнению с необходимостью менять условия труда.

Буддийский монах Бхикху Бодхи предупреждал: «При отсутствии резкой социальной критики буддийские практики могут быть легко использованы для оправдания и стабилизации статус-кво и станут подкреплением потребительского капитализма».

Существует опасность и более конкретная. Как выяснилось, подобные медитации показаны далеко не всем и могут не просто отрицательно повлиять на здоровье и мироощущение, но и буквально разрушить жизнь. Особенно это касается людей, переживших какую-либо душевную травму — когда они удаляют из сознания сиюминутные мысли (природа не терпит пустоты!), туда может ворваться глубоко запрятанная боль, и это может стать трагедией и даже повредить рассудок.

Как рассказывает журналист The Guardian Даун Фостер, есть люди, которые после увлечения подобными медитациями были вынуждены долго восстанавливать свое душевное и физическое здоровье — иногда десятилетиями.

А если вспомнить, что рынок mindfulness-практик очень привлекателен и множество компаний-однодневок на скорую руку обучают новых тренеров, то становится совсем тоскливо. Занятия с такими еле подготовленными наставниками могут навредить и здоровому человеку.

Психологи Мигель Фариас и Кэтрин Вилкольм напоминают, что цель медитации в буддизме — не сделать человека счастливее, а радикально изменить наше восприятие мира. Учитывая это, неудивительно, что некоторые люди будут испытывать беспокойство и депрессию. Однако, как и мелкий шрифт на лекарствах, эти «побочные эффекты» не принимаются во внимание теми, кто продвигает эти практики.

Вся шумиха вокруг положительного влияния mindfulness-медитаций на здоровье тоже, оказывается, высосана из пальца — как только ученые пытаются подкрепить эти утверждения серьезными экспериментами, у них ничего не получается. Не снижают эти занятия уровня стресса и не способны избавить от беспокойства и депрессии не только всех, но даже хотя бы большинство испытуемых.

И наконец, как правильно недоумевает доктор философии и профессор маркетинга в Университете Райса Утпал Долакия: если mindfulness-бизнес настолько развит, почему все продолжают вести себя так бездумно?
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 3

#2 Dz » 23.05.2018, 12:26

Я также считаю, что отрыв инструмента от контекста - плохая практика.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 3064
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 3

#3 Топпер » 23.05.2018, 12:26

Радует, что такое мнение начало появляться. Без этого мы получим психопрактику вместо випассаны, как получили физкультуру из йоги.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#4 MB » 23.05.2018, 15:27

Топпер писал(а):Радует, что такое мнение начало появляться. Без этого мы получим психопрактику вместо випассаны, как получили физкультуру из йоги.
Просто цели разные. В данном случае - неправильная внимательность - (с буддийской точки зрения) - позволяет практику лучще следовать своим, вполне мирским и прагматичным целям : быть "быстрее, выше, сильнее" в своей професии, меньше выматываться при этом и быстрее восстанавливаться, что само по себе исходя из поставленных целей вовсе не плохо. Просто не надо приравнивать это к духовности и все ок.
MB M
Откуда: Самара
Репутация: 275
Сообщения: 299
Зарегистрирован: 04.03.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#5 SV » 23.05.2018, 16:44

Ещё неплохо про обратную сторону луны вспомнить - http://theravada.ru/Life/Red/Text/25-12-2017.htm
Тоже об этом начали говорить, хотя пока мало кто серьёзно всё это дело исследует.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#6 Топпер » 23.05.2018, 19:12

SV писал(а):Ещё неплохо про обратную сторону луны вспомнить - http://theravada.ru/Life/Red/Text/25-12-2017.htm
Тоже об этом начали говорить, хотя пока мало кто серьёзно всё это дело исследует.
Эту фразу они позаимствовали у христианского мистика 16 века – Святого Иоанна Крестителя, который описывал высокий этап молитвы и созерцания как характеризующийся эмоциональной сухостью, в которой человек чувствует, что покинут Богом. В принципе, буддисты не чувствуют, что покинуты Богом, но....
Так даже период есть страха, когда монах начинает видеть аниччу, как смерть всего.

Что касается медитации то да: она обязательно должна соединятся с нравственностью и брахмавихарами т.к. без этого может возникнуть чёрствость, принимаемая за буддийскую отрешённость.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#7 Vladislav » 23.05.2018, 19:23

Тут 2 стороны медали:

1. С одной стороны использования понятия "медитации" как психопрактики "очистки ума", дополнительного сосредоточения, избавления от лишних мыслей, по сути "гигиена мысли" - если это все делается без эзотерических толкований (что часто имеет место быть!) и в каком-то достаточно разумном ключе - почему нет? Это ничего общего по сути с Буддизмом не имеет - но человек получает какую-то психологическую разгрузку и дополнительный ресурс, а может быть загуглив очередной раз "медитация" он увидит слово "Буддизм" -и его хорошая карма сработает, он начнет изучать Дхамму :)


2. Негатив - конечно все что в статье -я тоже согласен, особенно про психическое здоровье, различные психопрактики которые синтезируются с эзотериками и всевозможными психонавтами явно подрывают, как правило уже не слишком стабильное, психическое здоровье людей, порой провоцируя психозы - и это я видел лично в психиатрических клиниках. Но это вообще всеобщий тренд на дешевую духовность, доступную каждую, эзотерику и все псевдомудрствования из социальных сетей.

Опять же как мы можем использовать этот тренд на медитации?

Мы можем написать отдельные статьи о медитациях, и разъяснить людям что это и откуда "повелось" -раскрыть традиционный Буддистский смысл, можно сделать лекции на эту тему - и привлечь очень много активной молодежи в наши ряды - все же в наших руках!
Vladislav
Репутация: 889
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#8 Топпер » 23.05.2018, 20:17

Vladislav писал(а):1. С одной стороны использования понятия "медитации" как психопрактики "очистки ума", дополнительного сосредоточения, избавления от лишних мыслей, по сути "гигиена мысли" - если это все делается без эзотерических толкований (что часто имеет место быть!) и в каком-то достаточно разумном ключе - почему нет? Это ничего общего по сути с Буддизмом не имеет - но человек получает какую-то психологическую разгрузку и дополнительный ресурс, а может быть загуглив очередной раз "медитация" он увидит слово "Буддизм" -и его хорошая карма сработает, он начнет изучать Дхамму :)
В том то и дело, что может иметь. Понятно, что это уже не вариант улетевших эзотериков с их безумием.
Тут скорее можно сравнить с йогой, ради здоровья: йога вполне успешно оторвалась от индуизма ещё в семидесятые годы. И сейчас как бы по умолчанию считается, что занятия йогой полезны. Однако это не совсем так. У йоги достаточно много противопоказаний, а уж у инструкторов йоги со стажем и вовсе профессиональных болезней хватает. Но об этом побочном эффекте обычно не говорят. Также и с медитацией.
Мы можем написать отдельные статьи о медитациях, и разъяснить людям что это и откуда "повелось" -раскрыть традиционный Буддистский смысл, можно сделать лекции на эту тему - и привлечь очень много активной молодежи в наши ряды - все же в наших руках!
Что-то безусловно можем и даже делаем понемногу. Но в целом есть такой запрос общества потребления, который сложно переломить.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 4

#9 SV » 23.05.2018, 20:18

особенно про психическое здоровье, различные психопрактики которые синтезируются с эзотериками и всевозможными психонавтами явно подрывают, как правило уже не слишком стабильное, психическое здоровье людей

Дело в том, что съезжает крыша отнюдь не у эзотериков, а у нормальных простых людей от казалось бы простой безвредной випассаны. Суть в том, что ум - вещь очень сложная, а глубокой осознанностью и сосредоточением можно копнуть туда, куда копать не следовало бы.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#10 Vladislav » 23.05.2018, 21:33

SV писал(а):
Дело в том, что съезжает крыша отнюдь не у эзотериков, а у нормальных простых людей от казалось бы простой безвредной випассаны. Суть в том, что ум - вещь очень сложная, а глубокой осознанностью и сосредоточением можно копнуть туда, куда копать не следовало бы.

Беда в том что понятие "нормальный человек" вполне себе относительно, а с точки зрения психиатрии так людей с субклиническими проявлениями тех или иных отклонений гораздо больше чем мы можем вообразить. Это кстати не делает его "не нормальным" просто в современных условиях психическое здоровье требует более пристального внимания.
Vladislav
Репутация: 889
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#11 Nwad » 23.05.2018, 21:43

SV писал(а):Суть в том, что ум - вещь очень сложная, а глубокой осознанностью и сосредоточением можно копнуть туда, куда копать не следовало бы.
Думаю что такое случается от нехватки информации. То есть человек переживает определённые феномены и не зная что это и почему начинает интерпретировать и вязать узлы ...
Имхо..

Вы, Сергей, что думаете про механизм схождения с ума обычных людей?
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 3

#12 Топпер » 23.05.2018, 22:10

Nwad писал(а):Думаю что такое случается от нехватки информации. То есть человек переживает определённые феномены и не зная что это и почему начинает интерпретировать и вязать узлы ...
Тут ещё такой момент: медитацию подают сейчас внерелигиозно (т.е. часто с отсутствием правильного понимания, нравственности и брахмавихар) в качестве улучшения качества жизни в этой жизни. Для расслабления. Для бОльшей работоспособности. Для переживания жизни во всей полноте (т.е. для максимального "кайфа от жизни"). т.е. цели медитации в такой подаче могут быть диаметрально противоположными тем, которым учил Будда.
Например вместо тренировки ума для отстранения от чувственных удовольствий подают её в качестве средства получения удовольствия через "быть в здесь и сейчас"
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#13 Nwad » 23.05.2018, 22:28

Топпер писал(а):"быть в здесь и сейчас"
Да Вы правы есть такое ! Или с целью полетать в "астралах" ...
Тоесть в принципе вместо разочарования идет цель на очарование ... хмм
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 2

#14 Топпер » 23.05.2018, 23:08

Nwad писал(а):Да Вы правы есть такое ! Или с целью полетать в "астралах" ...
Тоесть в принципе вместо разочарования идет цель на очарование ... хмм
В астралах - это у эзотериков. этот уровень я даже не рассматриваю. Речь про внерелигиозных медитаторов осознанности.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 6

#15 SV » 23.05.2018, 23:16

Вы, Сергей, что думаете про механизм схождения с ума обычных людей?

На основании многолетних наблюдений, опыта, общения с медитаторами, а также изучения Дхаммы, я пришёл к выводу, что медитативный интенсив может вызвать внезапный всплеск самых разных омрачений (возможно, асавы называются "утечками" не просто так - и помимо самих утечек есть ещё и некий условный резервуар, откуда они утекают) - и потому, у некоторых, кто добирается до этого резервуара, может пойти сдвиг по фазе. Именно поэтому медитация должна практиковаться интенсивно только в практически чистом уме - очищенном предварительными этапами и практиками, не подразумевающими медитативный интенсив. И на эти практики может уйти много времени. В наших реалиях, возможно, не одна жизнь. Быстрого волшебного метода не существует. Ну а тот, кто пытается "срезать", в итоге может "cъехать" .) Ну и съезжает, бывает что.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#16 Nwad » 24.05.2018, 07:15

Спасибо !
Интересно. Не замечал в себе резервуаров асав, надо будет глянуть поближе ... Может это просто страх смерти так делает? Ведь асавы так или иначе связаны на Я
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

  • 9

#17 SV » 24.05.2018, 14:15

... Может это просто страх смерти так делает? Ведь асавы так или иначе связаны на Я

Там всё подряд, жажда, злоба, заблуждение - все три корня в полной красе, так сказать. Я слышал, при личном общении, например, что человек рассказывал как после долгого ретрита его дико колотила злоба буквально на всё, совершенно несущественные вещи. Непонятно откуда взявшаяся. И потом, когда он перестал медитировать, непонятно куда ушедшая. Так что не только авидджа тут взыграть может - а может и целый комплекс омрачений. Ну и да, страхи разные, фобии в том числе. Навящевые идеи, которых раньше, казалось бы, никогда не было. Да много чего.

Собственно, это ответ на неочевидный на самом деле вопрос о связи "нравственность" -> "сосредоточение". Обычно на ретритах рассказывают, что нужно быть нравственным ну или хотя бы на время ретрита соблюдать нравственность, чтобы ум не отвлекался, не беспокоился и т.д. А на деле всё в стократ глубже. Этап "нравственность" предполагает постепенное осушение вот всего этого резервуара, чтобы потом можно было работать дальше. Когда загрязнения сильно уменьшены, а благие качества сильно развиты - то вот тогда нужно применить психотехнические методы для достижения сверхчеловеческих состояний, которые необходимы для полного истребления трёх корней - и эти психотехнические методы пройдут без риска негативных последствий.

В суттах есть предупреждения на этот счёт, но увы, их там катастрофически мало для наших современных реалий, и на них вообще никто никогда не обращает внимания - откуда и этот миллиардный "майндфулнесс-бизнес", в том числе внутри Тхеравады.

-----

Точно также, можно ожидать в случае того, кто говорит: «Я не достигаю сосредоточения, но всё же затворюсь в уединённых обиталищах в лесах и рощах», что либо он утонет, либо его снесёт.

----

И тогда Достопочтенный Мегхия поднялся со своего сиденья, поклонился Благословенному, обошёл его с правой стороны и отправился в манговую рощу. Он вошёл [в неё] и сел под неким деревом, чтобы провести [здесь] остаток дня. И тогда, по мере того, как Достопочтенный Мегхия пребывал в этой манговой роще, три вида плохих, неблагих мыслей часто приходили к нему: чувственные мысли, недоброжелательные мысли, мысли о причинении вреда... ... «Мегхия, когда освобождение ума не созрело, пять вещей ведут к его созреванию...

----

Точно также, Сандха, тот, кто подобен дикому жеребёнку, отправившись в лес, к подножью дерева, в пустое жилище, пребывает с умом, охваченным и угнетаемым чувственной жаждой, и он не понимает в соответствии с действительностью спасения от возникшей чувственной жажды. Питая внутри [себя] чувственную жажду, он медитирует, размышляет, обдумывает и раздумывает. Он пребывает с умом, охваченным и угнетаемым недоброжелательностью… ленью и апатией… неугомонностью и сожалением… сомнением, и он не понимает в соответствии с действительностью спасения от возникшего сомнения. Питая внутри [себя] сомнение, он медитирует, размышляет, обдумывает и раздумывает.

----

И какой вид медитации Благословенный не восхвалял? Вот, брахман, некий человек пребывает с умом, охваченным чувственной жаждой, он жертва чувственной жажды, и он не понимает в соответствии с действительностью спасения от чувственной жажды. Когда он лелеет в себе чувственную жажду, он медитирует, перемедитирует, обмедитирует, недомедитирует. Он пребывает с умом, охваченным недоброжелательностью… ленью и апатией… неугомонностью и сожалением… сомнением, он жертва сомнения, и он не понимает в соответствии с действительностью спасения от сомнения. Когда он лелеет в себе сомнение, он медитирует, перемедитирует, обмедитирует, недомедитирует. Благословенный не восхвалял такой вид медитации.


Все эти отрывки никак не вяжутся с утверждениями современных "медитаторов", что медитация - она убирает все загрязнения (а раз так, то и нравственность оказывается по сути лишней - зачем, если медитация всё решает и исправляет, так ведь?). В суттах вроде как сказано, что сатипаттхана (в узком смысле "осознанности") ведёт в частности к преодолению пяти помех (кои, во многом, и есть загрязнения). Но мало кто понимает, что и сатипаттхана может быть сильно разной по уровню, и загрязнения могут быть сильно разными по утончённости и грубости. Продвинутой сатипаттханой (микроскопом) не забивают гвозди (грубые омрачения). А продвинутая работает только с остаточными помехами, а также и вовсе с уникальными "медитативными" типами "загрязнений", что упоминаются, например, в Упакилеса сутте - которые мешают развитию самадхи непосредственно.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#18 QuantUm » 24.05.2018, 18:27

Кажется у Аджана Брахма есть такой пример в книге, что осознанность это сторож, который должен охранять дом. Но если его этому не правильно научить, то вместо того что бы охранять, он просто станет наблюдать как воришки выносят все ценные вещи и ничего не станет с этим делать.. Вот такой же примерно результат и у тех, кто практикует "однофакторный путь". Просто наблюдать свои омрачения, расслабляться и ничего не делать - это как смотреть на воров которые выносят вещи из твоего дома.
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#19 SV » 24.05.2018, 18:40

Но если его этому не правильно научить, то вместо того что бы охранять, он просто станет наблюдать как воришки выносят все ценные вещи и ничего не станет с этим делать.. Вот такой же примерно результат и у тех, кто практикует "однофакторный путь".

На самом деле даже если научить - всё равно ничего не получится. Потому что есть большой пласт совсем другой практики, который нужно осуществлять, помимо осознанности (которая, безусловно, тоже важна).
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#20 QuantUm » 24.05.2018, 19:12

SV писал(а):На самом деле даже если научить - всё равно ничего не получится. Потому что есть большой пласт совсем другой практики, который нужно осуществлять,
Ну так я и говорю (точнее Аджан Брахм) что если практиковать только лишь осознанность, то это только одна практика, то есть "однофакторный путь". А нужно всё вместе, то есть восьмифакторный.

Кстати про Аджана Брахма и его книгу. Можно ли сказать, что она так же из разряда "индустрии mindfulness"? Я лично так не думаю, книга очень хорошая (кстати спасибо за перевод=)) но вы ведь знаете что с первых страниц Аджан сразу рассказывает что нужно делать что бы достичь джханы.. Ну и потом немного касается "большого пласта совсем других практик". Так вот у меня вопрос про вред, о котором вы писали выше. Может ли эта конкретная книга способствовать "сдвигу по фазе" или это вообще только от человека в принципе зависит?
QuantUm
Аватара
Репутация: 22
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 10 гостей