Обет

Список форумов Теория и практика ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Описание: Обсуждаем практику с позиции личного опыта.

  • 5

#1 Скиталец » 26.11.2019, 09:22

Здравствуйте, уважаемые форумчане!

Принимаю 2 обета: не лгать и не употреблять затуманивающих разум веществ до 8 января 2020.
Мне нужна ваша помощь, так как соблюдать обеты, о которых знаю только я, тяжело, а если принять их при свидетелях - легче.
Поэтому если у темы будут просмотры, а тем более, комментарии, это сильно меня поддержит.

Спасибо и всего наилучшего!
Скиталец
Репутация: 9
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 02.08.2019
Традиция: Тхеравада

#2 Temporary » 26.11.2019, 11:06

Скиталец писал(а):Принимаю 2 обета: не лгать и не употреблять затуманивающих разум веществ до 8 января 2020.
Поддерживаю вас. Но почему же не принять эти правила на все будущее? Даже если оступитесь, вам ничего не помешает продолжать старание в их соблюдении.
Temporary M
Откуда: Краснодар
Репутация: 189
Сообщения: 204
Зарегистрирован: 01.09.2015
Традиция: Тхеравада

#3 Скиталец » 26.11.2019, 11:21

Спасибо за поддержку.
Я хочу сначала прожить так новогодние праздники, прежде чем замахивается на пожизненные обеты)
Скиталец
Репутация: 9
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 02.08.2019
Традиция: Тхеравада

  • 5

#4 SV » 26.11.2019, 11:48

Я хочу сначала прожить так новогодние праздники, прежде чем замахивается на пожизненные обеты)

Это не обеты, а правила тренировки (сиккха-пада). Это принципы, в соответствии с которыми нужно стараться жить. Понимать это как обеты вредно с той точки зрения, что в данном случае может сложиться пагубное представление, что их лучше вообще не соблюдать "потому что всё равно нарушишь". Это не шибко умелый подход. Он создаёт ситуацию, когда ты думаешь, что надо просто перетерпеть до такого-то момента, а там уж можно расслабиться (стандартная ретритная практика, кстати). В этом случае это становится не принципом, с которым ты поступаешь, а искусственной помехой, которую ты сам себе насильно создаёшь (и от которой поскорее хочется избавиться). При этом я не говорю, что подход к тренировке через устанавливаемые временные рамки бесполезен - сам Будда предлагал, например, придерживаться мирянам такого принципа при соблюдении Упосатхи, или монахам на период дождей, однако тут надо это понимать именно как время, когда можно жить несколько более осознанно, усердно, внимательно, и менее расхлябанно - а не как некий отрезок времени, когда нужно просто "перетерпеть", чтобы не дай бог что-то там не нарушить.

Так что если вы практикуете с временными рамками, то лучше приступать к такой тренировке именно вот так, с мыслью - "с такого-то по такое-то время я буду более осознан, собран, буду прилагать больше старания" - и дальше можно самому выбрать в чём именно ты будешь более осознан, как и почему, можно даже менять этот выбор в течение этого времени по ходу, по обстоятельствам, по ситуации. Такая практика на мой взгляд куда более эффективна и результативна, чем "система обетов", которая рано или поздно либо надоест, либо приведёт к самоуничижению.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#5 Nolic » 26.11.2019, 13:33

Скиталец писал(а):Мне нужна ваша помощь, так как соблюдать обеты, о которых знаю только я, тяжело, а если принять их при свидетелях - легче.
тогда я свидетельствую сказанное и жду отчета о проделанной работе в этой теме после 8 января2020г.. Если кишка не тонка должно получиться задуманное.успеха!!!
Nolic
Репутация: 90
Сообщения: 490
Зарегистрирован: 03.05.2019
Традиция: Нет

#6 Nolic » 26.11.2019, 13:48

SV писал(а):Такая практика на мой взгляд куда более эффективна и результативна, чем "система обетов", которая рано или поздно либо надоест, либо приведёт к самоуничижению.
отказаться от метода можно и нужно в тот момент когда станет понятна его "эффективность" самому практикующему но не ранее того. я так понимаю это дело
Nolic
Репутация: 90
Сообщения: 490
Зарегистрирован: 03.05.2019
Традиция: Нет

#7 Anton B » 26.11.2019, 15:18

Я, конечно, свидетельствую, но по-моему, такого рода обеты - не совсем буддизм. Если человек не готов, ничего, кроме насилия над собой и обратной реакции это может не дать. С начало хорошо бы постараться развить в себе благие качества, тогда обеты будут не нужны, Вы просто не захотите затуманивать сознание. Я не прав?
Anton B M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14
Сообщения: 63
Зарегистрирован: 12.11.2019
Традиция: Нет

#8 Nolic » 26.11.2019, 15:26

Anton B писал(а):С начало хорошо бы постараться развить в себе благие качества, тогда обеты будут не нужны,
для этого силенки нужны значит если есть проблемы то нужны и обеты иначе расстрата силы.или нет?
Nolic
Репутация: 90
Сообщения: 490
Зарегистрирован: 03.05.2019
Традиция: Нет

  • 4

#9 SV » 26.11.2019, 15:34

отказаться от метода можно и нужно в тот момент когда станет понятна его "эффективность" самому практикующему но не ранее того. я так понимаю это дело

В том случае, если человек правильно понимает. Потому что я знаю реальные случаи, когда человек "не брал обеты", потому что знал, что "не сможет их держать". Ну и дальше логика такая - раз не брал, то могу и бухать и так далее. С таким представлением никакого духовного роста ожидать не стоит - даже если человек эпизодически "берёт обеты" или даже их "держит". Это по сути ни что иное, как цепляние за правила и предписания - вторая из десяти оков, привязывающих к сансаре.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#10 Nolic » 26.11.2019, 15:38

SV писал(а):В том случае, если человек правильно понимает. Потому что я знаю реальные случаи, когда человек "не брал обеты", потому что знал, что "не сможет их держать". Ну и дальше логика такая - раз не брал, то могу и бухать и так далее.
да конечно. это непременное условие. из личного опыта могу сказать что в обете главное это решительность и серьезность намерения, поскольку это волевой акт
Nolic
Репутация: 90
Сообщения: 490
Зарегистрирован: 03.05.2019
Традиция: Нет

#11 Anton B » 26.11.2019, 15:48

Мне кажется, на запрет уйдёт больше сил, чем на понимание, а результат... Но это я так дума.
Anton B M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14
Сообщения: 63
Зарегистрирован: 12.11.2019
Традиция: Нет

#12 Nolic » 26.11.2019, 15:52

Anton B писал(а):Мне кажется, на запрет уйдёт больше сил, чем на понимание, а результат... Но это я так дума.
сомнение это препятствие.не уверен за руль не садись
Nolic
Репутация: 90
Сообщения: 490
Зарегистрирован: 03.05.2019
Традиция: Нет

#13 Anton B » 26.11.2019, 15:59

Nolic писал(а):сомнение это препятсвие.не уверен за руль не садись
Сомнение - путь к познанию.
Anton B M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14
Сообщения: 63
Зарегистрирован: 12.11.2019
Традиция: Нет

#14 Nolic » 26.11.2019, 16:12

Anton B писал(а):Сомнение - путь к познанию.
да несомненно.тут надо просто видеть в контексте темы
Nolic
Репутация: 90
Сообщения: 490
Зарегистрирован: 03.05.2019
Традиция: Нет

#15 Скиталец » 26.11.2019, 16:39

Спасибо всем!
Постараюсь рассказать, как это у меня)
Когда я увлекся буддизмом - года полтора назад - я каждый день читал книги, разбирался, стал практиковать и до сих пор помню, как было хорошо и спокойно. Вопрос пить алкоголь или не пить не стоял, мне было безразлично, не было ни упаданы к алкоголю, ни упаданы к трезвости. Естественно, я не пил - какой смысл, если не хочется. Это было удивительное ощущение свободы
С октября я на новой работе и отвечаю один за все страны СНГ. Дел столько, что времени именно осознанно хотя бы дойти до машины, нет. Вставал пораньше, медитировал - осознанность и умиротворение длятся до тех пор, пока не начинаются звонки и письма. В аэропорту медитировать не сядешь, а вот бесплатного пивка в бизнес-зале залейся, и когда его видит ум неспокойный, что-то бесконечно обдумывающий, возникает даже не Упадана, а некое неосознанное потребление. Летом была возможность уехать на 2-3 дня автостопом, например, на острова в Эстонию - когда один шагаешь по трассе, либо сидишь у воды в лесу, от медитации ничего не отвлекает и можно осознавать все возникающие желания, рассматривать как они пытаются захватить ум и исчезают. А вот в ритме работы я как-то не могу, не успеваю, вот и хотел вбить некий гвоздь, веху, обещанием дополнительно себя ограничить - ведь недостаток осознанности ведёт к буханию, а бухание к недостатку осознанности. Но, видимо, это и вправду путь к психологическому истощению, а не к просветлению)
Скиталец
Репутация: 9
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 02.08.2019
Традиция: Тхеравада

#16 Sunken » 26.11.2019, 17:41

Скиталец писал(а):Спасибо всем!
Постараюсь рассказать, как это у меня)
Когда я увлекся буддизмом - года полтора назад - я каждый день читал книги, разбирался, стал практиковать и до сих пор помню, как было хорошо и спокойно. Вопрос пить алкоголь или не пить не стоял, мне было безразлично, не было ни упаданы к алкоголю, ни упаданы к трезвости. Естественно, я не пил - какой смысл, если не хочется. Это было удивительное ощущение свободы
С октября я на новой работе и отвечаю один за все страны СНГ. Дел столько, что времени именно осознанно хотя бы дойти до машины, нет. Вставал пораньше, медитировал - осознанность и умиротворение длятся до тех пор, пока не начинаются звонки и письма. В аэропорту медитировать не сядешь, а вот бесплатного пивка в бизнес-зале залейся, и когда его видит ум неспокойный, что-то бесконечно обдумывающий, возникает даже не Упадана, а некое неосознанное потребление. Летом была возможность уехать на 2-3 дня автостопом, например, на острова в Эстонию - когда один шагаешь по трассе, либо сидишь у воды в лесу, от медитации ничего не отвлекает и можно осознавать все возникающие желания, рассматривать как они пытаются захватить ум и исчезают. А вот в ритме работы я как-то не могу, не успеваю, вот и хотел вбить некий гвоздь, веху, обещанием дополнительно себя ограничить - ведь недостаток осознанности ведёт к буханию, а бухание к недостатку осознанности. Но, видимо, это и вправду путь к психологическому истощению, а не к просветлению)

Неспокойный и подневольный ум, стремясь к успокоению выбирает кратчайший путь - алкоголь. Алкоголь "размывает" нама-рупа формации (и присущую им дукху) , анестезирует и улетучивает; вплоть до состояний полнейшего беспамятства. Обретая зависимость от такого "подручного" способа хоть чуть-чуть избавиться от косности формаций, автоматически обретается новая подневольность; ведь если спиртной ресурс закончится - дукха навалится с троекратными мощностями. Отслеживайте это цепляние и не давайте ему разрастаться.

Насчёт практики в рабочей обстановке. Старайтесь быть функциональным, но сильно не вовлекаться в мыслительный поток. Осознанность к действиям это одно, но есть также осознанность к намарупа формациям в неком "целом". Из ДН 22:

* Таким образом он отслеживает тело в теле внутренне,
* либо он отслеживает тело в теле внешне,
* либо он отслеживает тело в теле внутренне и внешне.
* Он отслеживает факторы возникновения в теле,
* либо он отслеживает факторы исчезновения в теле,
* либо он отслеживает факторы происхождения и исчезновения в теле.
* Либо его памятование соотносится с мыслью «Тело существует» по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.
И таким образом монах отслеживает тело в теле


<...>

Таким образом он отслеживает чувства в чувствах внутренне, либо он отслеживает чувства в чувствах внешне, либо он отслеживает чувства в чувствах внутренне и внешне. Он отслеживает факторы возникновения в чувствах, либо он отслеживает факторы исчезновения в чувствах, либо он отслеживает факторы происхождения и исчезновения в чувствах.
Либо его памятование соотносится с мыслью «Чувство существует» по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.
И таким образом монах отслеживает чувства в чувствах.


<...>

Таким образом он отслеживает ум в уме внутренне, либо он отслеживает ум в уме внешне, либо он отслеживает ум в уме внутренне и внешне. Он отслеживает факторы возникновения в уме, либо он отслеживает факторы исчезновения в уме, либо он отслеживает факторы происхождения и исчезновения в уме.
Либо его памятование соотносится с мыслью «Ум существует» по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.
И таким образом монах отслеживает ум в уме.


<...>

Таким образом он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне, либо он отслеживает качества ума в качествах ума внешне, либо он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне и внешне. Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума, либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума, либо он отслеживает факторы происхождения и исчезновения в качествах ума.
Либо его памятование соотносится с мыслью «Качества ума существуют» по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире.
И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти групп привязанностей.


Резюмируя: такая практика сводится к взращиванию внимательности и осознанности ко всем формациям в целом. Т.е вы просто говорите себе и одновременно отслеживаете и памятуете "тело существует, внутренние органы тела существуют, кости существуют", "глаз существует, ухо существует, язык существует, нос существует, сферы их восприятия существуют", "различные чувства существуют, приятные чувства существуют, болезненные чувства существуют, нейтральные чувства существуют", "ум существует, сознание существует, интеллект существует", "формации ума существуют, порождённые ментальностью идеи и концепции существуют" и т.д. Т.е неким образом составляется "карта местности" ваших человеческих совокупностей, составляя эту карту вы как бы не вовлекаетесь "вовнутрь", вас не затягивает и вы прекращаете вовлекаться просто наблюдая за всем "снаружи", отстранённо и беспристрастно. Это можно сравнить с наблюдателем находящимся в огромном лабиринте и с наблюдателем который видит этот огромный лабиринт с высоты птичьего полёта, так ещё и имеет под рукой его план и чертёж. Одновременно с таким памятованием рассматривайте всё в свете 3-х характеристик: непостоянства, страдательности и бессубстанциональности. Три х-ки можно рассматривать как и в своём собственном теле, так и в неких сущих структурах, в т.ч социальных: страны СНГ рано или поздно просто распадутся, как и распадётся весь бюрократический и иной другой аппарат в котором вы, как я понимаю, работаете, т.к всё это сконструированно и преходяще. Ещё раз: находится свободная минута --> отдергиваете себя --> рассматриваете и памятуете о всех своих намарупаформациях тела чувств ума формаций ума и т.д --> рассматриваете всё [себя и всё остальное сущее] на предмет трёх характеристик --> ваше вовлечение и цепляние ослабляется --> мудрость возрастает --> вы продвигаетесь к Ниббане.

Полностью поняв подневольность, опасность и косность цепляния к чему бы то ни было внешему или внутреннему, можно будет это отпустить.

«Монахи, то, что не является вашим – отпустите это. Это отпускание станет причиной вашего счастья и благополучия. И что не является вашим? Формы не являются вашими – отпустите их. Это отпускание станет причиной вашего счастья и благополучия.

Звуки не являются вашими…
Запахи не являются вашими…
Вкусы не являются вашими…
Тактильные ощущения не являются вашими…

Ментальные феномены не являются вашими – отпустите их. Это отпускание станет причиной вашего счастья и благополучия
.
Sunken
Репутация: 29
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 06.08.2019
Традиция: Тхеравада

#17 Anton B » 26.11.2019, 18:12

Уменьшите важность работы для себя, это же Сансара, не важно, отпустите её, хоть немного.



[Благословенный сказал]: «Монахи, я не вижу ни одной другой вещи помимо (1) немудрого внимания, из-за которой невозникшие неправильные воззрения возникают, а возникшие неправильные воззрения возрастают. У того, кто обладает немудрым вниманием, невозникшие неправильные воззрения возникают, а возникшие неправильные воззрения возрастают».

переключитесь
Anton B M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14
Сообщения: 63
Зарегистрирован: 12.11.2019
Традиция: Нет

  • 1

#18 Топпер » 26.11.2019, 19:27

SV писал(а):[

Это не обеты, а правила тренировки (сиккха-пада). Это принципы, в соответствии с которыми нужно стараться жить. Понимать это как обеты вредно с той точки зрения, что в данном случае может сложиться пагубное представление, что их лучше вообще не соблюдать "потому что всё равно нарушишь". Это не шибко умелый подход.
А "правила тренировки" могут сложить впечатление, чего-то игрушечного. Со словом "правила тренировки" эдакие пятнашки-приседашки получаются т.е. хочу придерживаюсь, хочу не придерживаюсь. Дхамма в игровой форме.
Всё-таки панча сила - это несколько бОльшее.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 3

#19 Топпер » 26.11.2019, 19:28

Скиталец писал(а):Здравствуйте, уважаемые форумчане!

Принимаю 2 обета: не лгать и не употреблять затуманивающих разум веществ до 8 января 2020.
Мне нужна ваша помощь, так как соблюдать обеты, о которых знаю только я, тяжело, а если принять их при свидетелях - легче.
Поэтому если у темы будут просмотры, а тем более, комментарии, это сильно меня поддержит.

Спасибо и всего наилучшего!
Нет такой формы в тхераваде, как принятие двух обетов. Тем более "до такого-то числа"
Вы самодеятельностью занимаетесь в этом случае. В тхераваде принимают пять обетов.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 2835
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 5

#20 SV » 27.11.2019, 00:17

А "правила тренировки" могут сложить впечатление, чего-то игрушечного. Со словом "правила тренировки" эдакие пятнашки-приседашки получаются


Такой термин Будда выбрал. Дословно если переводить - "шаги (пада) тренировки (сиккха)". Термин "обет" крайне неудачный, т.к. имеет коннотацию с христианским обетом, где нарушение оного является грехом (не сам поступок, а именно нарушение данной клятвы). Если бы буддийское сиккха-пада была бы обетом, тогда принимать их действительно не было бы смысла, т.к. мало того что за проступок, так ещё и за факт нарушения кляты копилась бы плохая камма. Но, благо, это не так, и соблюдение сиккха-пады не может привести к дополнительной плохой камме, поэтому крайне неразумно "бояться принимать" сиккха-пады. Их соблюдение ведёт только к благу и никогда не может привести к неблагу ни в каком из случаев.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 8 гостей