Допустимо ли убийство для самозащиты?

Список форумов Теория и практика ОТВЕЧАЮТ МОНАХИ

Описание: Вопросы русским монахам традиции Тхеравады.
Модераторы: Бхиккху, Саманеры

#1 Akaguma » 21.06.2014, 11:19

Допустимо ли убийство в целях самозащиты для монахов? Что будет с таким монахом?
Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью
Akaguma M
Аватара
Откуда: Тамбов
Репутация: 327
Сообщения: 364
Зарегистрирован: 02.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 6

#2 Киттисаро » 21.06.2014, 12:01

Любое убийство для монаха это параджика.
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4709
Сообщения: 1880
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#3 Алокананда » 21.06.2014, 12:18

Akaguma писал(а):Допустимо ли убийство в целях самозащиты для монахов? Что будет с таким монахом?


по идее даже слово замозащита для Тхеравадинского монаха не приемлемо... если это не самозащита от нездоровы состояний ума...:)
поступок> привычка> характер> судьба
Алокананда M
Откуда: http://bkalokananda@gmail.com
Репутация: 223
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 14.04.2014
Традиция: Тхеравада

#4 Akaguma » 21.06.2014, 12:27

Что должен делать монах если его, извиняюсь, начинают убивать? Должен ли он обороняться, как то защищаться и т.п., в том числе и с применением подручных средств?
Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью
Akaguma M
Аватара
Откуда: Тамбов
Репутация: 327
Сообщения: 364
Зарегистрирован: 02.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#5 Панньятисса » 21.06.2014, 12:41

Akaguma писал(а):Что должен делать монах если его, извиняюсь, начинают убивать? Должен ли он обороняться, как то защищаться и т.п., в том числе и с применением подручных средств?
нет. мы же не шаолинские монахи. придут меня убивать к примеру, попрошу одну минуту для подготовки ума к смерти. все таки когда отрезают голову это очень неприятно.
969. buddha.am
Панньятисса
Саманера
Аватара
Репутация: 2868
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 13.10.2013
Традиция: Тхеравада

#6 Akaguma » 21.06.2014, 13:05

Всем спасибо за ответы. Но чтобы уж окончательно расставить все точки над i: что насчет непреднамеренного убийства, горшок там с цветами на голову прохожему уронил случайно?
Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью
Akaguma M
Аватара
Откуда: Тамбов
Репутация: 327
Сообщения: 364
Зарегистрирован: 02.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#7 Киттисаро » 21.06.2014, 14:33

Тогда все в порядке. Нет намерения убить, нет убийства (с т.з. Винаи).
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4709
Сообщения: 1880
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

#8 Akaguma » 21.06.2014, 14:41

Киттисаро писал(а):Нет намерения убить, нет убийства
Хм. Ну вот монах отбивается от убийцы с одним только намерение выжить, отталкивает его, тот падает, ударяется головой о камень и умирает. Что тогда?
Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью
Akaguma M
Аватара
Откуда: Тамбов
Репутация: 327
Сообщения: 364
Зарегистрирован: 02.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#9 Andrew Bernstein » 21.06.2014, 15:39

Akaguma писал(а):Что должен делать монах если его, извиняюсь, начинают убивать? Должен ли он обороняться, как то защищаться и т.п., в том числе и с применением подручных средств?
«Монахи, даже если разбойники будут с жестокостью отрезать вам одну часть тела за другой двуручной пилой, те из вас, кто даже в этом случае позволят себе разозлиться, не будут исполнять моих наставлений»
МН 28

К слову, правила с убийством не только для монахов работают. Даже мирянин, убивший кого-либо умышленно и не важно по каким побуждениям, все равно камму накапливает.
Andrew Bernstein
Откуда: Удалён
Репутация: 376
Сообщения: 436
Зарегистрирован: 09.03.2014
Традиция: Тхеравада

#10 Киттисаро » 21.06.2014, 15:47

Akaguma писал(а):Хм. Ну вот монах отбивается от убийцы с одним только намерение выжить, отталкивает его, тот падает, ударяется головой о камень и умирает. Что тогда?

Если у монаха не было намерения ударить его головой о камень со смертельным исходом, то не параджика.
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4709
Сообщения: 1880
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#11 Киттисаро » 21.06.2014, 15:59

А вообще вот выдержка из Винаи:

Чтобы параджика засчиталась, необходимо выполнение пяти условий:
1. Объект: человеческое существо.
2. Намерение: осознанно, умышленно, намеренно и целенаправленно желать смерти этого человека.
3. Понимание: понимание человека как живого существа.
4. Усилие: всё, что делает монах для того, чтобы смерть человека произошла.
5. Результат: способность жить этого человека прерывается в результате данного поступка.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, параджика не засчитывается.
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4709
Сообщения: 1880
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#12 Алокананда » 21.06.2014, 16:05

да это правило имеет пять аспектов...
если хоть один аспек в поступке не присутствует оно убийством не является...
1. наличие живого существа
2. понимание что это существо живое
3. желание-намерение прекратить его жизнь.
4. поступок совершаемый с этим намерениеми к нему ведущий.
5. смерть этого живого существа произошетшая изза этого поступка.

если хоть один из факторов отсутствует это по Буддистким понятиям не убийство.
можно разобрать примеры но я устану их все здесь описывать:)

один опишу на вас сел комар и вы желая смахнуть его неосознанно растерли его по руке - это не убийство...потому как мотивация и действие имели другую цель...:) с вегетарианством то же самое... имногие люди к слову куда более плохую карму зарабатывают портя близким кровь обвинениями в мясоедстве чем люди это мясо употребляющие:)
поступок> привычка> характер> судьба
Алокананда M
Откуда: http://bkalokananda@gmail.com
Репутация: 223
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 14.04.2014
Традиция: Тхеравада

#13 Алокананда » 21.06.2014, 16:07

Киттисаро писал(а):А вообще вот выдержка из Винаи:

Чтобы параджика засчиталась, необходимо выполнение пяти условий:
1. Объект: человеческое существо.
2. Намерение: осознанно, умышленно, намеренно и целенаправленно желать смерти этого человека.
3. Понимание: понимание человека как живого существа.
4. Усилие: всё, что делает монах для того, чтобы смерть человека произошла.
5. Результат: способность жить этого человека прерывается в результате данного поступка.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, параджика не засчитывается.

бханте!почти одновременно!Саду саду саду:)
поступок> привычка> характер> судьба
Алокананда M
Откуда: http://bkalokananda@gmail.com
Репутация: 223
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 14.04.2014
Традиция: Тхеравада

#14 Дмитрий Светлов » 21.06.2014, 16:18

А для мирянина каким будет ответ на этот вопрос?
Дмитрий Светлов M
Аватара
Репутация: 793
Сообщения: 410
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Ваджраяна

  • 3

#15 Киттисаро » 21.06.2014, 17:28

Дмитрий Светлов писал(а):А для мирянина каким будет ответ на этот вопрос?

У мирянина нет параджики. Но от каммических последствий за подобные действия это его не избавляет.
Amicus Plato, sed magis amica veritas
Киттисаро M
Бхиккху
Аватара
Репутация: 4709
Сообщения: 1880
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#16 Shevanatt » 21.06.2014, 18:25

А для монаха ведь можно убегать при попытках к его убийству?
Shevanatt
Репутация: 193
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 02.04.2014
Традиция: Нет

  • 1

#17 masterjack » 21.06.2014, 21:37

доброго вечера.
вставлю свои 5 копеек.

начну с того, что в большинстве случаев можно обойтись без убийства.
достаточно необходимого членовредительства, чтобы остановить нападающего.
не один раз приходили в голову мысли, что возможно без того-или-иного человека жизнь была бы лучше.
но со временем пришло понимание, а не просто знание, что человеческая жизнь очень ценна как возможность.
потому если преступник жив - для него существует возможность что-то исправить и вступить на путь.
Достаточно вспомнить Ангулимала.

Теперь о самом факте убийства. Тут как и в любом действии важно намерение убивающего.
не вдаваясь в обсуждения разных примеров, скажу, что исходя из сострадания и искреннего пожелания и понимая,
что лучше будет убийство - можно и убить.
У меня у самого был разговор на такую тему с человеком отдавшим свою жизнь Дамме.
и он рассказал мне притчу которую рассказали ему, на такой же вопрос.

нет. мы же не шаолинские монахи. придут меня убивать к примеру, попрошу одну минуту для подготовки ума к смерти. все таки когда отрезают голову это очень неприятно.
хотелось бы обратить Ваше внимание, что при вас и с помощью вас, заблуждающееся существо, собирается совершить проступок,
который однозначно принесет ему ещё большее страдание. Будь вы сострадательным существом - вы бы попробовали не дать этому свершиться.
эгоистично просто склонить голову и дать её отрубить. и человеколюбно - попробовать остановить нападающего, не дать ему упасть.
но если у вас нет желания помочь, то вы не увидите разницы.

к сожалению большинство не сможет увидеть в нападающем страдающее существо и не захочет помочь ему, даже ценой его или своей жизни.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4970
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#18 Andrew Bernstein » 21.06.2014, 22:27

Топпер писал(а):А камма и обеты Винаи - не одно и то же (хотя чаще всего совпадают).
Согласен, камма одно - Виная - другое. Но для мирян это тоже правило есть... оно самое первое в списке пяти правил.
Andrew Bernstein
Откуда: Удалён
Репутация: 376
Сообщения: 436
Зарегистрирован: 09.03.2014
Традиция: Тхеравада

#19 masterjack » 21.06.2014, 22:49

При этом достаточно вспомнить что ключевым моментом в этой истории была встреча с Буддой.
все же ключевым является сам факт жизни.
можно прочитать сутту о "ярме и черепахе" и "8 неблагоприятных моментах для рождения".
т.к. Дамма сейчас распространяется, можно быть уверенным, что рождение в текущем месте и времени большая удача.
а т.к. мы видим, что люди прут аки бараны к пропасти - желательно дать возможность другим и себе схватить ускользающую нить пути.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4970
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#20 Алокананда » 22.06.2014, 05:13

Велеслав писал(а):
Алокананда писал(а):один опишу на вас сел комар и вы желая смахнуть его неосознанно растерли его по руке - это не убийство...потому как мотивация и действие имели другую цель...:)
Иными словами непреднамеренное убийство, за которое есть статья в УК - убийством считаться не будет.
Но если это было убийство по неосторожности или по халатности? То есть человек (допустим электрик), осознавал о возможных последствиях халатности, но намерения у него не было. Как тогда?




ну в первую очередь хочу напомнить что мы здесь рассматриваем не УК а винаю...:) то что прошаеться или мягко порицается винаей может жестко наказываться ук и наоборот:)
виная имеет в основе правильные взгляды и понимание о карме... а следовательно попытка убийства (или даже его желание) являеться куда более опасными чем халатность привешая к смерти - потому что основой кармы являються намерения с которыми совершаються поступки а не поступки сами по себе...
. УК же опираеться совсем на другую философию и взгляды ... и сследователльно может осудить халатность выше попытки убийства...

но это конечно может еще зависеть от того с чьей стороны будет присутствовать хороший и дорогой юрист:)
поступок> привычка> характер> судьба
Алокананда M
Откуда: http://bkalokananda@gmail.com
Репутация: 223
Сообщения: 271
Зарегистрирован: 14.04.2014
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ОТВЕЧАЮТ МОНАХИ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 1 гость