Буддизм и Искусство
Добавлено: 04.02.2016, 18:20
Всем доброго времени суток! Относительно недавно всерьёз обратил внимание на Буддизм, ознакомился с биографией Будды, прочёл некоторое количество сутт (на данный момент, может, несколько десятков) и проникся глубоким уважением к этому учению. Однако, есть у меня один вопрос, на который я пока не нашёл для себя ответ в контексте именно этого учения. Это вопрос об отношении Буддизма к искусству и, в частности, к музыке. Обрисую свою ситуацию.
Как я узнал и запомнил из Типитаки, у человека есть три сферы накопления заслуг - Щедрость, Нравственность и Медитационное сосредоточение. (АН 8.36) Так вот, я для себя задался вопросом: Как конкретно я мог бы преуспеть в Щедрости? (По поводу двух других сфер я тоже размышлял, но это, в общем, не относится к данной теме.) Дело в том, что материально я человек не очень богатый, но как я понимаю, щедрость в данном смысле подразумевает достаточно широкое толкование, не ограничивающееся именно материальной сферой. Положа руку на сердце, я могу сказать, что одно из моих самых ценных богатств - это талант и мастерство игры на гитаре. Здесь хотелось бы поподробнее объяснить. Дело в том, что я исполняю не бардовскую песню и уж точно не дворовые три аккорда. Я играю музыку в стиле фингерстайл. Это довольно новое течение в гитарном искусстве, характерными чертами которого являются сложная техника исполнения и необычайная красота. (Ну, конечно, на вкус и цвет все фломастеры разные) Если кому-нибудь интересно, вот ссылка на одну из многих композиций этого жанра https://youtu.be/BfF4QLO-L_4.
В какой-то момент при чтении сутт на тему перерождений я наткнулся на одну, которая повествовала о встрече директора актёрской труппы с Буддой. (СН 42.2) Директор задал Будде вопрос о том, где перерождаются умершие актёры, на что Будда недвусмысленно дал понять, что их удел либо ад, либо мир животных, потому что они, развлекая своими представлениями существ, несвободных от жажды, злобы и неведения, порождают в них лишь ещё больше этих загрязнений. При этом, они и сами, конечно, в избытке обладают таковыми.
Так вот, я чешу в затылке и размышляю следующим образом, прикладывая к себе смысл данной сутты:
1. Я хоть и не актёр, но всё же деятель искусства, по этому на меня это тоже может распространяться.
2. Естественно, я не свободен от загрязнений ума.
3. Думаю, что вообще любое искусство, как творение человека, воплощает (освещает) некоторую область внутреннего мира своего создателя. А поскольку мир этот с точки зрения Буддизма подвержен всё тем же загрязнениям (потому что по-настоящему мудрым и просветлённым личностям творить что-либо уже, думаю, не нужно и неинтересно) значит и творение автоматически приобретает "черты" своего создателя.
4. Если зрителю (слушателю) творение понравится и будет доставлять ему удовольствие, то это очевидно означает, что он подвергся влиянию, значит имеется риск того, что эти самые загрязнения, на него тоже влияют.
5. Само искусство в значительной степени можно рассматривать как развлечение (думаю, для большинства людей, кто не пытается проникнуть в какую-то глубокую красоту это является именно способом развлечься), а развлечения, насколько я понимаю, в Буддизме не приветствуются, потому что ведут к беспечности.
Это доводы "против", теперь доводы "за":
1. Что я вижу на практике? На практике конкретно моя игра многим людям очень нравится и доставляет массу приятных впечатлений. Довольно часто я вижу, как люди просто "заряжаются", "светятся" радостью.)
2. Мне и самому, конечно, очень нравится эта музыка, иначе у меня и не получилось бы играть её. Она идёт от сердца. Сами произведения, даже в области данного жанра, естественно бывают очень разными. Есть и такие, что могут вогнать в депрессию, но я не люблю такие играть. Я играю только те, что приподнимают над обыденностью и дают радость. Конечно, иногда случаются моменты, что некие девушки начинают оказывать мне повышенное внимание на почве эмоционального восторга, но это всегда обходится без каких-то неприятных ситуаций, ревности, привязанности и прочего.
3. В целом, я думаю, что дарение радости другим людям таким способом можно расценить как щедрость.
Для меня этот вопрос совсем не праздый, поэтому очень хотелось бы услышать мнение уважаемых монахов, что я понимаю правильно, а что нет. Не очень-то хочется гореть в аду, думая, что делаю благо, тем более в Авичи, как пророчил Будда актёру. Заранее благодарен.
Как я узнал и запомнил из Типитаки, у человека есть три сферы накопления заслуг - Щедрость, Нравственность и Медитационное сосредоточение. (АН 8.36) Так вот, я для себя задался вопросом: Как конкретно я мог бы преуспеть в Щедрости? (По поводу двух других сфер я тоже размышлял, но это, в общем, не относится к данной теме.) Дело в том, что материально я человек не очень богатый, но как я понимаю, щедрость в данном смысле подразумевает достаточно широкое толкование, не ограничивающееся именно материальной сферой. Положа руку на сердце, я могу сказать, что одно из моих самых ценных богатств - это талант и мастерство игры на гитаре. Здесь хотелось бы поподробнее объяснить. Дело в том, что я исполняю не бардовскую песню и уж точно не дворовые три аккорда. Я играю музыку в стиле фингерстайл. Это довольно новое течение в гитарном искусстве, характерными чертами которого являются сложная техника исполнения и необычайная красота. (Ну, конечно, на вкус и цвет все фломастеры разные) Если кому-нибудь интересно, вот ссылка на одну из многих композиций этого жанра https://youtu.be/BfF4QLO-L_4.
В какой-то момент при чтении сутт на тему перерождений я наткнулся на одну, которая повествовала о встрече директора актёрской труппы с Буддой. (СН 42.2) Директор задал Будде вопрос о том, где перерождаются умершие актёры, на что Будда недвусмысленно дал понять, что их удел либо ад, либо мир животных, потому что они, развлекая своими представлениями существ, несвободных от жажды, злобы и неведения, порождают в них лишь ещё больше этих загрязнений. При этом, они и сами, конечно, в избытке обладают таковыми.
Так вот, я чешу в затылке и размышляю следующим образом, прикладывая к себе смысл данной сутты:
1. Я хоть и не актёр, но всё же деятель искусства, по этому на меня это тоже может распространяться.
2. Естественно, я не свободен от загрязнений ума.
3. Думаю, что вообще любое искусство, как творение человека, воплощает (освещает) некоторую область внутреннего мира своего создателя. А поскольку мир этот с точки зрения Буддизма подвержен всё тем же загрязнениям (потому что по-настоящему мудрым и просветлённым личностям творить что-либо уже, думаю, не нужно и неинтересно) значит и творение автоматически приобретает "черты" своего создателя.
4. Если зрителю (слушателю) творение понравится и будет доставлять ему удовольствие, то это очевидно означает, что он подвергся влиянию, значит имеется риск того, что эти самые загрязнения, на него тоже влияют.
5. Само искусство в значительной степени можно рассматривать как развлечение (думаю, для большинства людей, кто не пытается проникнуть в какую-то глубокую красоту это является именно способом развлечься), а развлечения, насколько я понимаю, в Буддизме не приветствуются, потому что ведут к беспечности.
Это доводы "против", теперь доводы "за":
1. Что я вижу на практике? На практике конкретно моя игра многим людям очень нравится и доставляет массу приятных впечатлений. Довольно часто я вижу, как люди просто "заряжаются", "светятся" радостью.)
2. Мне и самому, конечно, очень нравится эта музыка, иначе у меня и не получилось бы играть её. Она идёт от сердца. Сами произведения, даже в области данного жанра, естественно бывают очень разными. Есть и такие, что могут вогнать в депрессию, но я не люблю такие играть. Я играю только те, что приподнимают над обыденностью и дают радость. Конечно, иногда случаются моменты, что некие девушки начинают оказывать мне повышенное внимание на почве эмоционального восторга, но это всегда обходится без каких-то неприятных ситуаций, ревности, привязанности и прочего.
3. В целом, я думаю, что дарение радости другим людям таким способом можно расценить как щедрость.
Для меня этот вопрос совсем не праздый, поэтому очень хотелось бы услышать мнение уважаемых монахов, что я понимаю правильно, а что нет. Не очень-то хочется гореть в аду, думая, что делаю благо, тем более в Авичи, как пророчил Будда актёру. Заранее благодарен.