Буддизм и Искусство

Список форумов Теория и практика ОТВЕЧАЮТ МОНАХИ

Описание: Вопросы русским монахам традиции Тхеравады.
Модераторы: Бхиккху, Саманеры

  • 8

#1 Искатель » 04.02.2016, 18:20

Всем доброго времени суток! Относительно недавно всерьёз обратил внимание на Буддизм, ознакомился с биографией Будды, прочёл некоторое количество сутт (на данный момент, может, несколько десятков) и проникся глубоким уважением к этому учению. Однако, есть у меня один вопрос, на который я пока не нашёл для себя ответ в контексте именно этого учения. Это вопрос об отношении Буддизма к искусству и, в частности, к музыке. Обрисую свою ситуацию.

Как я узнал и запомнил из Типитаки, у человека есть три сферы накопления заслуг - Щедрость, Нравственность и Медитационное сосредоточение. (АН 8.36) Так вот, я для себя задался вопросом: Как конкретно я мог бы преуспеть в Щедрости? (По поводу двух других сфер я тоже размышлял, но это, в общем, не относится к данной теме.) Дело в том, что материально я человек не очень богатый, но как я понимаю, щедрость в данном смысле подразумевает достаточно широкое толкование, не ограничивающееся именно материальной сферой. Положа руку на сердце, я могу сказать, что одно из моих самых ценных богатств - это талант и мастерство игры на гитаре. Здесь хотелось бы поподробнее объяснить. Дело в том, что я исполняю не бардовскую песню и уж точно не дворовые три аккорда. Я играю музыку в стиле фингерстайл. Это довольно новое течение в гитарном искусстве, характерными чертами которого являются сложная техника исполнения и необычайная красота. (Ну, конечно, на вкус и цвет все фломастеры разные) Если кому-нибудь интересно, вот ссылка на одну из многих композиций этого жанра https://youtu.be/BfF4QLO-L_4.

В какой-то момент при чтении сутт на тему перерождений я наткнулся на одну, которая повествовала о встрече директора актёрской труппы с Буддой. (СН 42.2) Директор задал Будде вопрос о том, где перерождаются умершие актёры, на что Будда недвусмысленно дал понять, что их удел либо ад, либо мир животных, потому что они, развлекая своими представлениями существ, несвободных от жажды, злобы и неведения, порождают в них лишь ещё больше этих загрязнений. При этом, они и сами, конечно, в избытке обладают таковыми.

Так вот, я чешу в затылке и размышляю следующим образом, прикладывая к себе смысл данной сутты:

1. Я хоть и не актёр, но всё же деятель искусства, по этому на меня это тоже может распространяться.

2. Естественно, я не свободен от загрязнений ума.

3. Думаю, что вообще любое искусство, как творение человека, воплощает (освещает) некоторую область внутреннего мира своего создателя. А поскольку мир этот с точки зрения Буддизма подвержен всё тем же загрязнениям (потому что по-настоящему мудрым и просветлённым личностям творить что-либо уже, думаю, не нужно и неинтересно) значит и творение автоматически приобретает "черты" своего создателя.

4. Если зрителю (слушателю) творение понравится и будет доставлять ему удовольствие, то это очевидно означает, что он подвергся влиянию, значит имеется риск того, что эти самые загрязнения, на него тоже влияют.

5. Само искусство в значительной степени можно рассматривать как развлечение (думаю, для большинства людей, кто не пытается проникнуть в какую-то глубокую красоту это является именно способом развлечься), а развлечения, насколько я понимаю, в Буддизме не приветствуются, потому что ведут к беспечности.

Это доводы "против", теперь доводы "за":

1. Что я вижу на практике? На практике конкретно моя игра многим людям очень нравится и доставляет массу приятных впечатлений. Довольно часто я вижу, как люди просто "заряжаются", "светятся" радостью.)

2. Мне и самому, конечно, очень нравится эта музыка, иначе у меня и не получилось бы играть её. Она идёт от сердца. Сами произведения, даже в области данного жанра, естественно бывают очень разными. Есть и такие, что могут вогнать в депрессию, но я не люблю такие играть. Я играю только те, что приподнимают над обыденностью и дают радость. Конечно, иногда случаются моменты, что некие девушки начинают оказывать мне повышенное внимание на почве эмоционального восторга, но это всегда обходится без каких-то неприятных ситуаций, ревности, привязанности и прочего.

3. В целом, я думаю, что дарение радости другим людям таким способом можно расценить как щедрость.


Для меня этот вопрос совсем не праздый, поэтому очень хотелось бы услышать мнение уважаемых монахов, что я понимаю правильно, а что нет. Не очень-то хочется гореть в аду, думая, что делаю благо, тем более в Авичи, как пророчил Будда актёру. Заранее благодарен.
Искатель
Репутация: 651
Сообщения: 521
Зарегистрирован: 26.01.2016
Традиция: Нет

  • 9

#2 Киттисаро-ушёл » 04.02.2016, 21:51

Я думаю, это касается прежде всего актерского искусства. Т.к. актеры полностью вживаются в чужие килесы, имея к тому же свои собственные. Это вредно для практики однозначно.
В музыке я не думаю, что все столь критично. Хотя музыка и есть мир чувств, эмоций, которые, как известно привязывают к сансаре, даже положительные, но их интенсивность тут не столь велика. Если говорить строго, это конечно отвлечение от практики, а значит приносит некий вред. Но для мирян профессия музыканта не была обозначена Буддой среди запрещенных, значит ее вред не так уж велик.
Полагаю, что вполне допустимо играть и сочинять положительную музыку, практикуя параллельно нравственность и другие добродетели в миру. Не опасаясь при этом плохих уделов.
Моя страница в фейсбуке - facebook.com/ivan.kittisaro
Киттисаро-ушёл M
Бхиккху
Репутация: 5023
Сообщения: 1992
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#3 masterjack » 04.02.2016, 22:43

Можно играть безплатно в приютах. Хосписах.
Вдохновляя детей или даря людям моменты спокойной радости.
Играть на гитаре кучей пальцев сложно но оченх здорово.
И если вы это принесете по возможности людям - будет хорошо.
Имхо конечно же.
Щедрость и нравственность , имхо, это практики
Искоренения Эго.
Это практика приложения внимания за пределы
Своего ума. И как следствие - первые ступени на которых
Возможен первый ксчественный скачек.
Музыка это здорово.
Да простит меня Федор.
Щедрость - это давание того что вы можете дать.
Если у вас и в вас есть много хорошей музыки - давайте ее.
А потом, когда люди захотят пообщаться - вы обратите их
В буддизм и Будда вас заберет к себе :)
Шутка.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 4

#4 Orang » 04.02.2016, 23:00

Киттисаро писал(а):актеры полностью вживаются в чужие килесы

Как по мне, очень хорошо работает литература (не всякая, конечно). Она позволяет учиться на примере героев (пусть я и звучу сейчас как учительница младших классов). Не даром в памяти читателя чаще застревают те герои, которые имеют более или менее тяжкие омрачения. На них в общем-то и держится литература :shy:
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1300
Сообщения: 1146
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

  • 7

#5 Федор » 05.02.2016, 15:29

Думаю, что вообще любое искусство, как творение человека, воплощает (освещает) некоторую область внутреннего мира своего создателя. А поскольку мир этот с точки зрения Буддизма подвержен всё тем же загрязнениям (потому что по-настоящему мудрым и просветлённым личностям творить что-либо уже, думаю, не нужно и неинтересно) значит и творение автоматически приобретает "черты" своего создателя.

Несомненно. Поэтому искусство очень неоднозначно. Нельзя сказать о нем в целом - хорошо оно или плохо. Каков творец - таково и его творчество. Однако, как вы правильно понимаете - этот факт накладывает огромную ответственность на художника.

Это доводы "против"

Добавлю: искусство, творчество взращивает жажду, привязанность, наслаждение звуками, цветом и пр., плодит и умножает сансару, не способствует успокоению ума.

теперь доводы "за":

Творчество утончает ум и чувства, дает выход накопившимся в сознании и подсознании эмоциям, мыслям, образам, тем самым очищая их, лечит душевные раны (рисуйте, ребята, рисуйте, если вам плохо), расширяет сознание.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#6 Федор » 05.02.2016, 15:43

Музыка это здорово.
Да простит меня Федор.

Вот сейчас слушаю "Черный ворон" в исполнении Шаляпина:

...Что ж ты когти распускаешь
Над моею головой,
Ты добычу себе чаешь,
Чёрный ворон, я не твой.

Завяжу смертельну рану
Подарённым мне платком,
А потом с тобой я стану
Говорить всё об одном...

Хотел прокомментировать... Но промолчу. Что тут скажешь. Есть отчаянная искренность в иных песнях. И исчерпывающее страдание. И ни тени фальши.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#7 masterjack » 05.02.2016, 21:59

Федор писал(а):Чёрный ворон, я не твой.
я хотел немного больше написать.
во мне больше рисовальщика, чем извлекальщика звуков.
я даже "закончил" художественную школу, и рисовал значительно больше чем играл.
но музыку считаю более ... естественной или более органической в сочетании с человеческим умом,
чем картинки.
картинки кажутся чем-то внешним, в то время как музыка "проникает" куда-то вовнутрь.
хотя это все может быть объяснено устройством ума, и даже конкретно моего.
знаю что есть люди которые могут часами смотреть на черный квадрат и что-то видеть, кроме черного квадрата :)
так вышло. я более склонен к рисованию, но больше ценю музыку.
может потому что я полуглухой, хотя уже и полуслепой :)
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#8 Orang » 05.02.2016, 23:46

Было раньше хобби - графика. Привлекал портрет, практически каждый день работал над техникой. Но когда стало получаться лучше и лучше, интерес пропал (увлечение изменилось). Вот так, хотя был уверен, что рисование - это просто супер, и оно никогда не сможет мне надоесть.

Мораль - никогда не говорить никогда :)
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1300
Сообщения: 1146
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#9 Федор » 06.02.2016, 08:39

Уже вторая тема об искусстве плавно переходит от музыки к изобразительному искусству... Вот и делайте вывод, какое из этих искусств первичней :shy: :gy:
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#10 Топпер » 06.02.2016, 11:15

Искатель писал(а):Для меня этот вопрос совсем не праздый, поэтому очень хотелось бы услышать мнение уважаемых монахов, что я понимаю правильно, а что нет. Не очень-то хочется гореть в аду, думая, что делаю благо, тем более в Авичи, как пророчил Будда актёру. Заранее благодарен.
Актёры разные есть. Есть "аншлаг" и "кривое зеркало" с "юмористами" - эти точно попадут в ад смеха.

Есть искусство делающее людей лучше.

В самом Каноне или комментариях тоже есть разные случаи. Например циркач Угасена стал Арахантом, будучи акробатом.
Топпер

#11 masterjack » 06.02.2016, 12:04

Федор писал(а):Уже вторая тема об искусстве плавно переходит от музыки к изобразительному искусству... Вот и делайте вывод, какое из этих искусств первичней
дык вы же сами написали что от музыки к изобразительному искусству.
Значит музыка первичней :gy:
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#12 Искатель » 06.02.2016, 13:02

Почитав Ваши ответы и ещё более устойчиво зафиксировав своё внимание на вопросе, я открыл и вспомнил для себя ещё некоторые моменты, которые, как мне кажется, могут привнести дополнительную ясность в отношении этого неоднозначного явления, Искусства и Творчества.

Каков творец - таково и его творчество. Однако, как вы правильно понимаете - этот факт накладывает огромную ответственность на художника.

Одной из самых весомых причин, по которой я считаю для себя необходимым уделить такое пристальное внимание данной теме - это глубокое, приобретённое через собственный опыт осознание того факта, что Искусство в руках умелого мастера является огромной силой, способной влиять на умы людей. Я согласен с masterjack, что по сравнению с искусствами, основанными на зрительном контакте, музыка имеет даже большее влияние на умы (внутренние миры) людей. В то же время, влияние это несколько другого характера.

В музыке я не думаю, что все столь критично. Хотя музыка и есть мир чувств, эмоций, которые, как известно привязывают к сансаре, даже положительные, но их интенсивность тут не столь велика.

Согласен с этим утверждением, но хочу слегка дополнить. Мне кажется, дело тут не столько в интенсивности, сколько в том факте, что при просмотре театральной постановки или фильма (равно как и при прочтении книги) зритель (читатель) получает как бы "готовые" модели человеческих характеров и поведений, в то время как посредством музыки у него в уме могут возникнуть преимущественно абстрактные, "аморфные" образы. Но с другой стороны, как мне кажется, именно музыка обладает гораздо большим вдохновляющим и побуждающим влиянием, хоть и не предлагает человеку конкретного вектора направления своих устремлений.

Всё это вселяет в меня некоторую неуверенность по поводу "большей оправданности" музыки по сравнению с актёрским искусством в контексте Буддизма, поэтому я склонен "копать глубже". Хочу поделиться своими личными наблюдениями. Прежде всего отмечу, что даже с моей точки зрения как сочинителя и непосредственного исполнителя мой опыт взаимодействия с явлением "музыка" не является всецело приятным, есть и очевидные проблемы. Самая главная из которых - это привязанность людей.

Поскольку стиль игры, который я использую является очень непривычным для людей, а сами произведения отличаются красотой, это часто вызывает у людей восторг, иногда даже очень сильный. И это не всегда хорошо. Довольно часто люди в порыве таких светлых эмоций неосознанно переносят фокус с восхищения музыкой как явлением на восхищение конкретно мной. В самом начале меня это устраивало и не вызывало никакого смущения, но очень скоро я понял, что это является проблемой. Пара примеров:

- Как-то раз решил записать свою игру на видео и выложить на страницу Вконтакте. Реакция меня поразила и озадачила. Люди писали такие отзывы, о которых я и подумать не мог. Одна девушка даже напрямую предлагала заняться сексом. При том, что я её совершенно не знаю и даже ни разу не видел, она была какой-то дальней знакомой моего друга. После этого я сразу убрал видео и со временем ажиотаж успокоился. Я начал размышлять над этим и решил, что это просто единичный случай. Ну, какая-то молоденькая глупая девушка поддалась чувствам, бывает.

Можно играть безплатно в приютах. Хосписах.

- Лежал как-то раз в больнице, делать нечего, пустые разговоры с соседями по палате вести не хочется, попросил родителей привездти гитару. Вышел во двор, сел на лавочку, заиграл (специально подобрал время, когда не слишком много людей ходит). Через несколько минут подсел сомнительного вида гражданин и стал напрашиваться в гости, дескать можно ли зайти вечерком к тебе, может научишь чему. Ну, кое-как удалось отвертеться. По виду понятно, что человек не просто не музыкант, его вообще культурным назвать сложно, чему я его научу? Да даже если и мог бы, я ведь годами учился, и это ещё при том, что имею талант и любовь к этому делу. То же не всё гладко с игрой в общественных местах. :)

Были и случаи, когда всё проходило гладко, но даже тогда я, смотря в глаза людям видел, как они просто искрятся от восторга. Некоторые звонят потом, говорят слова восхищения и благодарности, приглашают снова, а я отказываюсь. Потому что грустно. Они начинают видеть во мне не того, кем я являюсь, начинают относиться как к какому-то небожителю, а я просто человек. Мне трудно донести, что я как окно, через которое можно взглянуть в прекрасное, но окно - это просто стекло, которое только и может, что показать. Но людям этого зачастую мало, они хотят большего, а натыкаются только на разочарование. Очень редко встречаются те, кто сразу понимает природу того, с чем они столкнулись и просто наслаждаются, не привязываясь.


Творчество утончает ум и чувства, дает выход накопившимся в сознании и подсознании эмоциям, мыслям, образам, тем самым очищая их, лечит душевные раны (рисуйте, ребята, рисуйте, если вам плохо), расширяет сознание.

В то же время, не могу не согласиться с данным утверждением, опять же по собственному опыту знаю. Если бы не музыка, я уже давно превратился бы в бесчувственное полено, или по крайней мере преуспел бы на пути к этому. Музыка для музыканта - это очень тонкий инструмент настройки своего внутреннего мира, помощи самому себе. Но всё ли так просто? Сколько ни размышляю, не могу прийти к однозначному выводу. Я очень ценю трезвость мысли и не хочу предаваться пустым фантазиям. Но я также не хочу огрублять и отуплять свои чувства, чему весьма способствуют потребительские тенденции в современном обществе и множество других факторов. Я прихожу к выводу, что мне нужна мудрость, без неё невозможно длительное и подлинное счастье. И надеюсь, что Буддизм мне здесь поможет. Продолжу читать сутты и комментарии.


P.S.

Например циракачь Угасена стал Арахантом, будучи акробатом.

Если Вас не затруднит, дайте пожалуйста ссылку на этот комментарий. По поиску пытаюсь найти, не получается.
Искатель
Репутация: 651
Сообщения: 521
Зарегистрирован: 26.01.2016
Традиция: Нет

  • 1

#13 masterjack » 06.02.2016, 14:33

Искатель писал(а):Музыка для музыканта - это очень тонкий инструмент настройки своего внутреннего мира, помощи самому себе. Но всё ли так просто? Сколько ни размышляю, не могу прийти к однозначному выводу. Я очень ценю трезвость мысли и не хочу предаваться пустым фантазиям. Но я также не хочу огрублять и отуплять свои чувства, чему весьма способствуют потребительские тенденции в современном обществе и множество других факторов. Я прихожу к выводу, что мне нужна мудрость, без неё невозможно длительное и подлинное счастье.

На улице недалеко друг от друга подрабатывают два гитариста - молодой и старый. Молодой музыкант показывает суперскоростную технику, "пилит" по всему грифу, сногсшибательно импровизирует, а старый скромно стоит в сторонке и извлекает вдумчиво пару-другую нот. Около молодого гитариста - никого, около старого - толпа народу. Один слушатель не выдержал, подошел к старому музыканту и спрашивает: "Как так получается, что тот молодой музыкант быстро играет, показывает фантастическую технику, и его никто не слушает, а вы спокойно играете несколько нот и вас слушает толпа народу?" Старый музыкант подумал и ответил: "Он только еще ищет свою ноту, а я уже нашел..."

думаю вы встречали подобный текст :)

желаю вам найти свою ноту, это интересное, но "мучительное-свербящее" состояние ума, когда с одной стороны ты имеешь уникальный ум-навыки, который может сделать что-то "хорошее" "светлое" "теплое" и ты видишь эту "уникальность" и "ценность" этого ума для окружающего мира.
а с другой стороны это просто ум, с такой же основой как и все другие, просто сложился таким образом и все.
и Будда говорит, что в этом уме и кроется причина всех страданий и сансарных перерождений.
и что его нужно искоренить :))
(имхо конечно же)
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#14 Федор » 06.02.2016, 15:23

Искатель, своей речью вы проиллюстрировали главную мысль сутты о Талапуте: опасность искусства заключается в том, что оно разжигает в людях жажду, ненависть, заблуждение. Те качества, от которых и призывает освободиться Будда.

...В театре или цирке, среди существ, которые еще не свободны от вожделения, которые связаны узами вожделения, артист развлекает их вещами, которые разжигают в них вожделение еще более сильное.
В театре или цирке, среди существ, которые еще не свободны от ненависти, которые связаны узами ненависти, артист развлекает их разжигающими ненависть вещами, которые возбуждают в них ненависть еще более сильную.
В театре или цирке, среди существ, которые еще не свободны от заблуждения, которые связаны узами заблуждения, артист развлекает их отупляющими вещами, которые возбуждают в них заблуждение еще более сильное.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#15 Orang » 06.02.2016, 16:40

Федор писал(а):...В театре или цирке, среди существ, которые еще не свободны от вожделения, которые связаны узами вожделения, артист развлекает их вещами, которые разжигают в них вожделение еще более сильное.
В театре или цирке, среди существ, которые еще не свободны от ненависти, которые связаны узами ненависти, артист развлекает их разжигающими ненависть вещами, которые возбуждают в них ненависть еще более сильную.
В театре или цирке, среди существ, которые еще не свободны от заблуждения, которые связаны узами заблуждения, артист развлекает их отупляющими вещами, которые возбуждают в них заблуждение еще более сильное.

То есть получается, что и боевые искусства, демонстрируемые публично, подпадают под это определение? Разжигают агрессию, приводят к отуплению и т.п.?

А роман "Война и Мир"? Любая литература строится на том, что читатель сопереживает героям. Читатель ждет, что произойдет дальше. Это есть жажда?

Где грань между дозволенным и не рекомендуемым?
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1300
Сообщения: 1146
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

#16 weary_torment_itself » 06.02.2016, 17:04

Orang писал(а):А роман "Война и Мир"? Любая литература строится на том, что читатель сопереживает героям. Читатель ждет, что произойдет дальше. Это есть жажда?

Где грань между дозволенным и не рекомендуемым?
вроде где то говорилось, что привязанность к слушанию историй (очевидно и чтению) - не благо. Всё таки тоже приятные ощущения. Но литература бывает ведь самой разной. "Война и мир" - почему бы нет?
Лично мне в современном кинематографе (не во всем конечно) видится слишком легкомысленное отношение к порокам человеческим, они прямо таки представляются в достаточно обыденном в виде - как будто это в порядке вещей такое творить. Такие выкидыши искусства имхо следовало бы обходить стороной). Про литературу ничего не могу сказать, но можно рассмотреть такой поход и в отношении неё.
weary_torment_itself M
Откуда: Воронеж
Репутация: 4
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 03.02.2016
Традиция: Тхеравада

#17 masterjack » 06.02.2016, 17:20

Где грань ... ?
Если действие в рамках принятых обетов приносит пользу
описанную в рамках Даммы - это пять.
Если действие не дает таковой пользы или носит только развлекательный характер -
Это два.

Вспомните про аналогию между умом и горящим костром.
Или с садом и сорняками.
Читая книгу ради вовлечений и развлечений какие ростки ума вы поддерживпете?
Не говоря уже про поддержание существования ума в принципе.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#18 Федор » 06.02.2016, 18:02

Orang, это все сложно и неоднозначно, во-всяком случае. как я понимаю. Но в любом случае, да, искусство, литература вовлекает читателя (зрителя, слушателя) в мирские удовольствия, переживания, страсти. Даже если это не обязательно жажда, но чувственные удовольствия (не важно - тонкие или грубые) или страдания - уж точно. Все это может быть очень полезно и важно для познания и понимания мира, опыта внутреннего, но не может быть полезно для освобождения. Об этом речь. А Будда не раз подчеркивал, что он учит только одному - освобождению от страданий.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#19 Агния » 14.01.2017, 19:09

Я думаю в плане искусства, как и в плане многих других вещей важна мотивация.
Например есть ритуальные театральные постановки о жизни богов монахов и подвижников. Это как те же притчи, только театрализованные.
Есть религиозная музыка, пение мантр, игра на некоторых инструментах издревне считается чуть ли не способом медитации. Так же как и медитация в танце. Изобразительное искусство: рисование богов, сцен из жизни богов и подвижников прошлого, изображение янтр, мандал, и прочее и прочее...
Я думаю, что искусство само по себе это акт созидания, и потому человек совершающий его несет полную ответственность за это. Можно создавать то что направленно на загрязнение сознания, а можно то, что на очищение, все дело в том кто совершает этот акт созидания и с каким намерением.
Агния
Аватара
Репутация: 3
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14.01.2017
Традиция: Нет

#20 Nwad » 15.01.2017, 13:11

Агния писал(а): Можно создавать то что направленно на загрязнение сознания, а можно то, что на очищение, все дело в том кто совершает этот акт созидания и с каким намерением.

Любой феномен это "загрязнение" по определению. имхо
Отвечаю лишь на вопросы нуждающиеся в ответе. С меттой _/\_
Nwad
Аватара
Репутация: 586
Сообщения: 1363
Зарегистрирован: 26.08.2016
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в ОТВЕЧАЮТ МОНАХИ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 2 гостя

cron