Ericsson писал(а):Со всей возможной вежливостью, хотелось бы добавить
дело же тут не в цинизме как бы. А в том, что люди читают Сутты, и там написано, что отсутствие веры в действенность ритуалов это вообще признак вступления в поток. И вот, отсутствие веры в действенность ритуалов имеется в наличии. Не сказал бы, что это цинизм в какой-либо мере. Почему не порадоваться тому, что есть реальный признак духовного роста.
Не у всех, кто узнает о Дхамме впервые, сразу в готовом виде обнаруживаются те или иные признаки вступления в поток. Тем более пачками. Поэтому и этим вот признаком я бы не стал разбрасываться, по возможности.
Так что может сформулировать немного иначе, в плане того, что "все молодцы", и тот мирянин, кто приходит к Дхамме с уважением к азиатским традициям, и тот кто уже имеет в уме реальный признак вступления в поток.
Тоже молодец же.
А не то чтобы вот... холодный циник.
Во-первых тут речь о неверии в ритуалы небуддийские прежде всего.
Во вторых то, о чём вы пишите - это ведь не один из признаков Сотапаны. Это - безверие.
Это примерно, как ситуация с человеком находящемся в глубокой апатии: внешне он выглядит также, как и какой-нибудь Арахант. т.е. желаний у него нет. Как говорили в детской сказке: "что воля, что неволя - всё-равно". Но такая апатия - это не признак просветлённости. Это признак психической болезни.
Арахант же преодолевает свои страсти и это другой процесс, хотя внешне это может выглядеть одинаково.
Или другой пример: два путника возле горы находящиеся на одной высоте над уровнем моря (например 200 м. над уровнем моря). Барометры у них будут показывать одно и то же. Однако первый путник ещё даже не начинал подъём на гору. А второй оказался на такой же высоте спустившись с горы.
Отказ от ритуалов хорош тогда, когда вы уже восприняли всю доктрину и ритуалистику и уже переросли её. В таких ситуациях даже Дхамма, подобно плоту, может быть отброшена.
А в условиях когда плота просто ещё нет, бессмысленно говорить, что вы его уже отбросили.
У наших современников, которые говорят, что ритуал не нужен, как правило нет саддхи. Если же говорить конкретно про Прибежище, то здесь чаще всего основной мотивацией "беспоповщины" выступает гордость (мано).