Страница 1 из 1

Известная притча

Сообщение #1Добавлено: 04.07.2019, 09:34
Marine
Будда с учениками сидел у реки и ждал лодочника. Появился йог, который перешел несколько раз по воде, и с пафосом обратился к Будде с вопросом:
- Ну, а ты, Просветленный, так можешь?
На что Будда спросил:
- Сколько времени ты затратил на то, чтобы достичь этого?
- Почти всю жизнь я затратил на то, чтобы научиться, провел много времени в суровых аскезах.
Пришел лодочник и Будда спросил его:
- Сколько стоит переправа?
- Три гроша, - ответил лодочник.
Будда, повернувшись к йогу, сказал:
- Слышал? Вот столько стоит вся твоя жизнь.
Это же можно троллить христиан!
Очень часто встречала эту притчу в разных вариантах, но с одинаковой сутью. Есть ли у неё вообще какие-нибудь канонические основания, или она полностью выдумана? Может быть, хотя бы что-то махаянское взято за основу, или пиши пропало?

Сообщение #2Добавлено: 04.07.2019, 10:20
ambient
могу конечно ошибаться (память штука такая), но что-то типо такого, возможно есть в Джатаке

Сообщение #3Добавлено: 04.07.2019, 16:12
Tilakkhana
Будда иногда демонстрировал паранормальные силы, хотя и не поощрял этого в других. Татхагата прибегал к иддхи лишь в исключительных случаях, ради обращения неверующих или побуждения учеников к ревностной практике. Такой притчи в суттах точно нет, это не стиль Будды – оценивать чужую жизнь в грошах и т.п. Кажется, что-то подобное есть в MN, где Учитель говорит какому-то брахману: зачем это хождение по водам, если есть мост? Но это надо уточнять, в какой сутте. С другой стороны, хождение по воде, как по земле, ныряние в землю, как в воду, чтение разума других и т.п. входит в традиционный перечень психических сил и может служить признаком успешной практики в джханах.

Важнее другое. Моральный и духовный подтекст, который всегда присутствует в демонстрации сил Татхагатой. В суттах Будда проявляет свое могущество с педагогической целью, например, чтобы обратить разбойника Ангулималу (MN 86): Ангулимала не может догнать Будду, хотя бежит во весь опор, тогда как Будда идет обычным шагом. В DN 24 Сунаккхатта оставляет Дхамму Будды, поскольку, по его мнению, Будда не обладает паранормальными силами. Будда показывает свои силы: предсказывает смерть неким аскетам, поднимается на высоту 7-ми пальмовых деревьев, испускает разноцветные лучи из своего тела, etc. В MN 49 Будда демонстрирует на небесах иддхи "исчезновения", тогла как Брахма и Мара терпят поражение, не умея скрыться от его всевидящего глаза (метафора паранормальной силы).

Есть сильное место в DN 16 (1.33-34), где Будда, уже перед Париниббаной, подходит с учениками к разлившемуся Гангу и видит, как множетсво людей суетятся там в поисках переправы или плота, или лодки.

Тогда Будда, так же быстро, как сильный человек может согнуть свою руку или выпрямить согнутую руку, применив иддхи, исчезает с этого берега Ганга и оказывается на том берегу вместе с сангхой бхиккху.

После чего произносит следующие стихи:

Желая переправиться через море, озеро или реку,
Люди сооружают мост или плот –
В то время как мудрые уже на том берегу.

Сообщение #4Добавлено: 04.07.2019, 20:57
Топпер
Marine писал(а):Это же можно троллить христиан!
Очень часто встречала эту притчу в разных вариантах, но с одинаковой сутью. Есть ли у неё вообще какие-нибудь канонические основания, или она полностью выдумана? Может быть, хотя бы что-то махаянское взято за основу, или пиши пропало?
Насколько я понимаю, в качестве первоисточника была использована Махапариниббана сутта:
И Благословенный приблизился к реке. В то время река Ганг переполнилась, и было наводнение. Желая перейти на ту сторону, одни стали искать плот, другие лодки, третьи делали паром из тростника. И вот как могучий человек быстро вытянул бы вперед свою руку, или сжал бы её, так и Благословенный внезапно исчез с одного берега со своими учениками и столь же внезапно появился на другом.
И тогда Благословенный, взглянув на людей, искавших лодки и плоты, изрек:

«Кто пересекает море печали,
Верным путем пройдя через его подводные мели,
Когда суетные люди вяжут себе тростниковый плот –
Те спасены мудростью!»

Сообщение #5Добавлено: 21.03.2020, 08:21
AlexM
Я слышал эту же притчу в несколько ином ключе.
Однажды Татхагата с учениками пришёл к широкой реке, через которую им надо было переправиться. Он спокойно сел на берегу и стал ждать лодочника, который только что отплыл от берега, перевозя других людей. В это время проходящий мимо йогин узнал его и, поняв, что Будда сидит на берегу в ожидании своей очереди, рассмеялся.
- Сам великий Готама сидит на песке и ждёт утлую лодку, чтобы преодолеть какую-то жалкую реку? Смотри же, Готама! - и с этими словами и громким смехом он пребежал реку прямо по воде.
Будда невозмутимо дождался лодочника и, переправившись с ним в лодке, подошёл к йогину.
- Воистину, велики твои силы! - сказал он. - Скажи, о великий мастер, сколько тебе потребовалось времени, чтобы овладеть этим искусством?
- 20 лет я постигал это искусство в глубоком затвор, а затем ещё 10 лет упорно тренировался! - с гордостью ответил йогин.
- Вот видите, - обратился Будда к ученикам, - для того, чтобы всего лишь переправиться через реку этот человек потратил половину жизни, а мы - половину рупии.
Мне кажется, что в этом варианте притча звучит куда более поучительно и несёт в себе больше смысла, хотя и не имеет отношения к каноническим суттам.

Сообщение #6Добавлено: 21.03.2020, 10:18
Топпер
AlexM писал(а):Мне кажется, что в этом варианте притча звучит куда более поучительно и несёт в себе больше смысла, хотя и не имеет отношения к каноническим суттам.
Проблема в том, что эти "притчи" искажают учение. Там же додумывать что угодно и как угодно. и всё это вкладывается в уста Будды.

Сообщение #7Добавлено: 21.03.2020, 10:39
AlexM
Согласен, бханте. Поэтому к этим притча следует относиться с мудростью и правильным пониманием. Как и ко всему прочему. Никто ведь из ныне живущих не слышал истинных речей Татхагата, а все, что мы имеем это переводы куда более поздних записей. Человеческий ум к сожалению так устроен, что способен исказить смысл любой истины.