Потому что ниродха - это когда все ментальные конструкции прекратились. Если они не прекратились - это не она. Почему не сравнивается с 4-ой арупалокой? А видимо потому, что без разницы, что 4-ая, что 3-яя, что вообще первые джханы, что вообще вся сансара. Либо ум есть, либо его нет. Вот как-то так.
Остаточные формации - это как раз остаток ментальных конструктов. Почему сфера и называется НИ восприятие НИ НЕ-восприятие. Вроде есть, но вроде уже толком и нет. Опять-таки в других суттах эта сфера называется "вершиной существования", пиком сансары, так сказать. Выше ничего нет.
Чтоб достичь ниродхи нужно, очевидно, отпустить цепляние или, возможно, поддержание ментальных конструкций. Так сказать, отпустить последний островок существования личности. Когда он отпущен - всё прекращается, достигается ниродха. Если же отпустить не удаётся в силу тех или иных причин (одной из таких причин Будда называет цепляние за нейтральную ведану, которая наличествует во всех арупалоках) - то и ниродхи достичь нельзя будет. Кстати, тут же небезынтересно утверждение Будды, что за нейтральной веданой стоит скрытая склонность к невежеству. Т.е. другими словами, нужно преодолеть невежество целиком, чтобы войти в ниродху, что опять-таки указывает на тождество ниродхи и ниббаны.
***
Куда интереснее в этой сутте 2 первых элемента: элемент красоты и света. Очевидно, они как-то соотносятся с первыми джханами. Например в СН 46.54 интересный есть фрагмент насчёт элемента красоты:
1) И как, монахи, нужно развивать освобождение ума доброжелательностью? Каково его назначение, его кульминация, его плод, его конечная цель? Вот, монахи, монах развивает осознанность как фактор просветления, сопровождаемый доброжелательностью… исследование феноменов… усердие… восторг… безмятежность… сосредоточение… невозмутимость как фактор просветления, сопровождаемый доброжелательностью, который основывается на отречении, бесстрастии, прекращении, созревает в оставлении.
Если он пожелает: «Пусть я буду пребывать в восприятии отвратительного в не-отвратительном» – он пребывает, воспринимая отвратительное в этом. Если он пожелает: «Пусть я буду пребывать в восприятии не-отвратительного в отвратительном» – он пребывает, воспринимая не-отвратительное в этом. Если он пожелает: «Пусть я буду пребывать в восприятии отвратительного и в не-отвратительном и в отвратительном» – он пребывает, воспринимая отвратительное в этом. Если он пожелает: «Пусть я буду пребывать в восприятии не-отвратительного и в не-отвратительном и в отвратительном» – он пребывает, воспринимая не-отвратительное в этом. Если он пожелает: «Избегая и не-отвратительного и отвратительного, пусть я буду пребывать в невозмутимости, осознанным и бдительным» – он пребывает в этом, будучи невозмутимым, осознанным и бдительным.
Или же, он входит и пребывает в освобождении красивым. Монахи, я говорю вам, освобождение ума доброжелательностью имеет красивое своей кульминацией для мудрого монаха, который не достиг более высокого освобождения. При этом очень интересно, что элемент красоты - это максимум для развития метты. А вот дальше - гуще. Следующая брахмавихара - сострадание - имеет более высокий максимум, согласно этой же сутте, а именно - 1-ую арупалоку. Почему так - сказать сложно. Комментарий пытается что-то объяснять, но объяснение очень странное какое-то.
А насчёт восприятия света - это, возможно, 1-2 джханы (МН 127, самый конец). Т.е. видимо свет в уме при достижении джханы есть, или, по крайней мере, может быть.