СН 14.11 Сатта дхату сутта: Семь элементов.

Список форумов Теория и практика ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Описание: Обсуждаем конкретную сутту. Допускаются любые точки зрения.

#1 The Коля » 15.09.2014, 23:54

Прошу разъяснить эту прекрасную сутту
The Коля

#2 SV » 16.09.2014, 11:48

А что именно там непонятно? :lupa:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#3 The Коля » 16.09.2014, 12:23

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... 14_11-satta-dhatu-sutta-sv.htm ...
вот эта сутта.
Когда так было сказано, один монах спросил Благословенного: «Учитель, что касается элемента света, красоты, сферы безграничного пространства, сферы безграничного сознания, сферы отсутствия всего, сферы ни восприятия ни не-восприятия, прекращения восприятия и чувствования – в зависимости от чего эти элементы можно различить?»
Что значит этот вопрос ?
В каком плане происходит зависимое или сравнительное различение ?
Так к примеру элемент прекращения различается не в зависимости от элемента ни восприятия ни неевосприятия,а в зависимости от прекращения. Почему так?

И еще.
Элемент сферы ни восприятия ни не-восприятия: этот элемент обретается как [медитативное] достижение с остаточными формациями3. Элемент прекращения восприятия и чувствования: этот элемент обретается как достижение прекращения».


Что значит " как достижение с остаточными формациями " ?
А так же - как достигается прекращение, что практикующий должен сделать для обретения этого элемента ?
The Коля

  • 4

#4 SV » 21.09.2014, 15:41

Потому что ниродха - это когда все ментальные конструкции прекратились. Если они не прекратились - это не она. Почему не сравнивается с 4-ой арупалокой? А видимо потому, что без разницы, что 4-ая, что 3-яя, что вообще первые джханы, что вообще вся сансара. Либо ум есть, либо его нет. Вот как-то так.

Остаточные формации - это как раз остаток ментальных конструктов. Почему сфера и называется НИ восприятие НИ НЕ-восприятие. Вроде есть, но вроде уже толком и нет. Опять-таки в других суттах эта сфера называется "вершиной существования", пиком сансары, так сказать. Выше ничего нет.

Чтоб достичь ниродхи нужно, очевидно, отпустить цепляние или, возможно, поддержание ментальных конструкций. Так сказать, отпустить последний островок существования личности. Когда он отпущен - всё прекращается, достигается ниродха. Если же отпустить не удаётся в силу тех или иных причин (одной из таких причин Будда называет цепляние за нейтральную ведану, которая наличествует во всех арупалоках) - то и ниродхи достичь нельзя будет. Кстати, тут же небезынтересно утверждение Будды, что за нейтральной веданой стоит скрытая склонность к невежеству. Т.е. другими словами, нужно преодолеть невежество целиком, чтобы войти в ниродху, что опять-таки указывает на тождество ниродхи и ниббаны.

***

Куда интереснее в этой сутте 2 первых элемента: элемент красоты и света. Очевидно, они как-то соотносятся с первыми джханами. Например в СН 46.54 интересный есть фрагмент насчёт элемента красоты:

1) И как, монахи, нужно развивать освобождение ума доброжелательностью? Каково его назначение, его кульминация, его плод, его конечная цель? Вот, монахи, монах развивает осознанность как фактор просветления, сопровождаемый доброжелательностью… исследование феноменов… усердие… восторг… безмятежность… сосредоточение… невозмутимость как фактор просветления, сопровождаемый доброжелательностью, который основывается на отречении, бесстрастии, прекращении, созревает в оставлении.

Если он пожелает: «Пусть я буду пребывать в восприятии отвратительного в не-отвратительном» – он пребывает, воспринимая отвратительное в этом. Если он пожелает: «Пусть я буду пребывать в восприятии не-отвратительного в отвратительном» – он пребывает, воспринимая не-отвратительное в этом. Если он пожелает: «Пусть я буду пребывать в восприятии отвратительного и в не-отвратительном и в отвратительном» – он пребывает, воспринимая отвратительное в этом. Если он пожелает: «Пусть я буду пребывать в восприятии не-отвратительного и в не-отвратительном и в отвратительном» – он пребывает, воспринимая не-отвратительное в этом. Если он пожелает: «Избегая и не-отвратительного и отвратительного, пусть я буду пребывать в невозмутимости, осознанным и бдительным» – он пребывает в этом, будучи невозмутимым, осознанным и бдительным.

Или же, он входит и пребывает в освобождении красивым. Монахи, я говорю вам, освобождение ума доброжелательностью имеет красивое своей кульминацией для мудрого монаха, который не достиг более высокого освобождения.


При этом очень интересно, что элемент красоты - это максимум для развития метты. А вот дальше - гуще. Следующая брахмавихара - сострадание - имеет более высокий максимум, согласно этой же сутте, а именно - 1-ую арупалоку. Почему так - сказать сложно. Комментарий пытается что-то объяснять, но объяснение очень странное какое-то.

А насчёт восприятия света - это, возможно, 1-2 джханы (МН 127, самый конец). Т.е. видимо свет в уме при достижении джханы есть, или, по крайней мере, может быть. :eat:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#5 qwerty » 23.09.2014, 18:44

Подробное и ясное изложение. Ниродха и ниббана скорее всего разные вещи, не знаю как выразить.

SV писал(а):Следующая брахмавихара - сострадание - имеет более высокий максимум, согласно этой же сутте, а именно - 1-ую арупалоку.

Вот брахмавихары: 1. доброжелательность - желание добра, любовь; 3. сорадование - совместная радость, радость при успехах других; 4. невозмутимость - ясно, тишина в уме, а вот 2. сострадание, что это такое? Как объяснить его словами? совместное страдание, мучаться совместно с другими? Может понятно кто объяснит?
qwerty
Репутация: 172
Сообщения: 421
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

  • 3

#6 Елена Котельникова » 23.09.2014, 19:11

qwerty, очевидно, сострадание - желание того, чтобы страдания прекратились?..
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#7 Федор » 23.09.2014, 19:28

qwerty писал(а):сострадание, что это такое? Как объяснить его словами? совместное страдание, мучаться совместно с другими? Может понятно кто объяснит?

Это в буддийском контексте понимание страдания других (его причин и следствий) и желание прекращения этих страданий. Русское же слово "сострадание" предполагает именно чувствование страдания другого, как своего собственного (разделение страдания другого существа), отсюда некоторая путаница.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#8 SV » 23.09.2014, 20:39

Сострадание - это желание того, чтобы страдания другого прекратились, при этом, сострадание НЕ связано с личным болезненным переживанием. Также сострадание в активной форме - это ещё и усилия, приложенные для того, чтобы страдания другого прекратились.

Например, у Будды было огромное безмерное сострадание. Но он не мучился, не переживал. Просто делал дело - давал людям Дхамму, учил, давал советы как жить. Вот это пример истинного сострадания.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14798
Сообщения: 6039
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#9 Федор » 23.09.2014, 20:44

Да, я о том же. Просто в русском языке нет более точного слова, чтобы буддийский смысл передать (или я его не знаю), поэтому и используем слово "сострадание", которое означает именно страдание вместе с кем-то. Может, из-за смещения смыслов слов, в Махаяне, например, и понимание сострадания искажено.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#10 qwerty » 23.09.2014, 21:20

Федор писал(а):понимание страдания других (его причин и следствий) и желание прекращения этих страданий.

Натолкнуло наверно на правильную мысль - понимание страдания себя и желание прекращения их везде. Так как в практике брахмавихар не указываются другие люди, а просто идёт наполнение сторон света чувствами.
qwerty
Репутация: 172
Сообщения: 421
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет


Вернуться в ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 16 гостей