ДН1 - Брахмаджала сутта: Сеть совершенства

Список форумов Теория и практика ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Описание: Обсуждаем конкретную сутту. Допускаются любые точки зрения.

#1 Странник » 11.10.2013, 16:24

Давно уже интересует отношение буддизма к растениям, задавал вопросы об этом. И вот что нашёл интересного в обозначенной сутте:

"Отшельник Готама избегает наносить вред семенам и растениям всех видов...
Отшельник Готама избегает принимать неприготовленное в пищу зерно...
«В то время, как некоторые отшельники и брахманы, поедая пищу, поданную верующими, пребывают в склонности наносить подобным образом вред семенам и растениям всех видов – а именно: плодящимся от корня, плодящимся от ветки, плодящимся от колодца, плодящимся от верхушки, и, в-пятых, плодящимся от семени, – отшельник Готама избегает наносить подобным образом вред семенам и растениям..."

Мне кажется, что исходя из этого, можно заключить, что растения признавались живыми, почти равными животным, но упор на это не особенно делался.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1110
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#2 Топпер » 11.10.2013, 22:49

Да, как сегодня уже говорил, у нас на БФ по этому поводу был спор.
Один из участников привёл подобную т.з.
Но мне кажется, что дело ещё и в том, что растения принадлежат кому-либо. Либо местным богам, либо крестьянам. И порча таких растений не воспринималась бы обществом, как благое дело.
Топпер

  • 1

#3 Странник » 13.10.2013, 21:42

Бханте, а как же "Отшельник Готама избегает принимать неприготовленное в пищу зерно..."? На мой взгляд неприготовленное, означает живое, то есть его придётся убить.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1110
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#4 Epihod » 13.10.2013, 22:08

Странник писал(а):Мне кажется, что исходя из этого, можно заключить, что растения признавались живыми, почти равными животным, но упор на это не особенно делался.

Если растения признавались живыми, то в Каноне должен был упоминаться и мир растений, где существа рождались бы в результате своей каммы.

Странник писал(а):Бханте, а как же "Отшельник Готама избегает принимать неприготовленное в пищу зерно..."? На мой взгляд неприготовленное, означает живое, то есть его придётся убить.

Из этого следует, что гореть сыроедам в адах :ya:
Лучше ужас конца, чем ужас без конца.
Epihod M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 250
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#5 Топпер » 13.10.2013, 23:24

Странник писал(а):Бханте, а как же "Отшельник Готама избегает принимать неприготовленное в пищу зерно..."? На мой взгляд неприготовленное, означает живое, то есть его придётся убить.
Да, здесь видимо надо понимать, что всё-таки хоть и не участвующее в перерождениях, но живое.
Топпер

  • 1

#6 Топпер » 13.10.2013, 23:25

Epihod писал(а):Если растения признавались живыми, то в Каноне должен был упоминаться и мир растений, где существа рождались бы в результате своей каммы.
Для перерождения нужна винньяна и четана. - Они творят и камму и влекут к перерождениям.
У растений ни того ни другого нет. Но, возможно, есть дживит индрия - жизненная сила.
Топпер

  • 2

#7 Mira » 14.10.2013, 06:31

Странник писал(а):Бханте, а как же "Отшельник Готама избегает принимать неприготовленное в пищу зерно..."? На мой взгляд неприготовленное, означает живое, то есть его придётся убить.

Я это проще понимаю, чисто по женски.

Странно преподносить монаху не приготовленную пищу.
С одной стороны: почему мирянин не приготовил, поленился? - неуважение!
С другой стороны: зерно могло быть на посадку (украл?)
В третьих: в необработанных злаках может быть опасный для жизни грибок "спорынья" - так что существует опасность тяжелейшего отравления.

Будда в этих вопросах был очень дальновиден: например, запретил есть мясо лошадей и слонов, т.к. это стратегические животные, а мясо тигра запретил потому, что его запах может привлечь сородичей и спровоцировать нападение на монаха.
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2220
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#8 Топпер » 14.10.2013, 06:34

Mira писал(а):Странно преподносить монаху не приготовленную пищу.
Да, там есть ещё и такой момент. Разведение открытого огня, для приготовления пищи, может также погубить всяких летающих и ползающих тварей, идущих на огонь.

Плюс сырое зерно - это уже запасы.
Топпер

#9 Epihod » 14.10.2013, 09:11

Топпер писал(а):
Epihod писал(а):Если растения признавались живыми, то в Каноне должен был упоминаться и мир растений, где существа рождались бы в результате своей каммы.
Для перерождения нужна винньяна и четана. - Они творят и камму и влекут к перерождениям.
У растений ни того ни другого нет. Но, возможно, есть дживит индрия - жизненная сила.

Интересно, чем индуисты обосновывают возможность перерождения растением или даже минералом. Бханте, могли бы Вы подробнее объяснить что такое "дживит индрия"?
Последний раз редактировалось Epihod 14.10.2013, 09:24, всего редактировалось 2 раз(а).
Лучше ужас конца, чем ужас без конца.
Epihod M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 250
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#10 Топпер » 14.10.2013, 09:23

Epihod писал(а):Могли бы вы подробнее объяснить что такое дживит индрия?
Одна из рупа дхамм. Жизненная сила или жизненные процессы. То, что делает живым.
Топпер

#11 Epihod » 14.10.2013, 09:49

Топпер писал(а):
Epihod писал(а):Могли бы вы подробнее объяснить что такое дживит индрия?
Одна из рупа дхамм. Жизненная сила или жизненные процессы. То, что делает живым.

Получается, что на растения влияет только биджа-нияма (ну и уту-нияма)? И корова, поедающая траву на луге, не создает неблагую камму и не является орудием каммы для растения, правильно?
Лучше ужас конца, чем ужас без конца.
Epihod M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 250
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#12 Топпер » 14.10.2013, 09:50

Epihod писал(а):Получается, что на растения влияет только биджа-нияма (ну и уту-нияма)?
Да. Процессы в растении определяются уту ниямой.
Epihod писал(а):И корова, поедающая траву на луге, не создает неблагую камму и не является орудием каммы для растения, правильно?
Да.
Топпер

  • 1

#13 Epihod » 14.10.2013, 10:07

Вроде вопрос простой, но смущает именно определение "растений", как "живых". Согласно экспериментам американского биолога Клива Бакстера растения обладают способностью чувствовать и реагировать на эмоциональное состояние человека, его желания и действия, на гибель животных и других растений. Соответственно и их использование для еды по идее должно создавать негативную камму, вот только Будда видимо так не считал. Да и есть в этом что-то джайнское :zombie:
Лучше ужас конца, чем ужас без конца.
Epihod M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 250
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#14 Странник » 14.10.2013, 11:23

Epihod писал(а):экспериментам американского биолога Клива Бакстера
А можно какую-нибудь ссылку на опубликованную работу в научном журнале? Ссылки на фильмы типа, "Тайна воды", не котируются
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1110
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#15 Epihod » 14.10.2013, 11:51

Ссылка, ссылка.

Не могу конечно утверждать, что статья строго научная, но приводятся результаты в виде данных с приборов, подключенных к растению. Впрочем признаюсь, что не обладаю должными познаниями в биологии для определения достоверности этого исследования.
Лучше ужас конца, чем ужас без конца.
Epihod M
Аватара
Откуда: Москва
Репутация: 250
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#16 Странник » 14.10.2013, 12:29

Epihod писал(а):Не могу конечно утверждать, что статья строго научная
По описанию эксперимента сложно оценить научность результата, но меня сильно смущает то, что этим занимается один человек и нет публикаций в крупных научных журналах. Обычно это говорит о том, что желаемое выдаётся за действительное.
Да и буддийская точка зрения не обязана совпадать с научной, а мы здесь обсуждаем именно первое.
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1110
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#17 Mira » 14.10.2013, 12:50

В школьном курсе биологии приводится пример того, как растение тянется к светут (или тенелюбивое растение, наоборот, отворачивается от солнца). На самом деле оно не тянется и не отворачивается. Клетки светолюбивого растения интенсивнее делятся если на них попадает солнечный свет (биохимическая реакция), и растение растет интенсивнее с освещенной стороны. С тенелюбивым - наоборот, клетки интенсивнее делятся с затемненной стороны. А внешне кажется, что растение знает куда ему расти.
Растения несомненно "живые" так как растут и умирают. Но разумом не обладают и боль не чувствуют (научная точка зрения).
Хотя не все так просто, думается мне.
Когда-то встречала информацию, что растения развивались лучше если им включали классическую музыку или ласково разговаривали.
Поэтому, на всякий случай, без особой необходимости растения не рву.
Последний раз редактировалось Mira 14.10.2013, 13:04, всего редактировалось 2 раз(а).
Mira F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 2220
Сообщения: 1135
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#18 Топпер » 14.10.2013, 12:57

Mira писал(а):На самом оно не тянется и не отворачивается. Клетки листа светолюбивого растения интенсивнее делятся если на них попадает солнечный свет (биохимическая реакция), и растение растет интенсивнее с освещенной стороны. С тенелюбивым - наоборот, клетки интенсивнее делятся с затемненной стороны. А внешне кажется, что растение знает куда ему расти.
Потому в буддизме и говориться, что жизнедеятельность растений происходит под воздействием уту (погоды) (тежо) - огня, тепла.
Топпер

  • 2

#19 Странник » 14.10.2013, 13:03

Mira писал(а):растение тянется к светут
К этому вопросов нет, а вот то, что они чувствуют эмоции и прочее - вот с этим большие проблемы.
Топпер писал(а):Потому в буддизме и говориться, что жизнедеятельность растений происходит под воздействием уту (погоды) (тежо) - огня, тепла.
Вот это очень похоже на то, что говорит официальная, доказанная наука :)
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1110
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#20 Топпер » 14.10.2013, 13:20

Странник писал(а):Вот это очень похоже на то, что говорит официальная, доказанная наука :)
И соответсвтенно они живые. но вегетативной жизнью. В перерождениях не участвующей, т.к. нет сознания и воления, творящих и камму и запускающих Патиччасамуппаду.
Топпер

След.

Вернуться в ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 4 гостя