#2 SV » 03.11.2013, 17:55
Комментарий поясняет, что радость является начальным (слабым) восторгом. Восторг (согласно поздним комментариям) соответствует (на ранней стадии) мурашкам по коже и похожим эффектам, а на развитой стадии похож на то, как если тело омывают прохладные волны. Счастье - другое качество, более умиротворённое в отличие от восторга, и всегда ощущаемое как приятное и блаженное. По мнению Дост. Тханиссаро, восторг, обладая такими "энергетическими" характеристиками, может и напугать человека - будет зависеть от того, как он его воспринимает; т.е., по его мнению, восторг не является чувством (ведана), но это нечто, что может вызвать соответствующую ведану. А счастье в принципе напугать не может, т.к. это уже само приятное чувство (ведана).
Также восторг/счастье может быть умелым или неумелым, в том плане, чем они вызваны. Если чувственными вещами - то это неумелые восторг и счастье. Если наоборот, вызваны отречением от чувственности и оставлением умственных загрязнений и помех - то это умелые восторг и счастье. В суттах всегда речь идёт только об умелых восторге и счастье, которые никак не связаны с чувственностью.