http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts ... aha-kammavibhanga-sutta-sv.htm
Очень интересная сутта. В ней говорится, во-первых, о хитросплетениях каммы: не обязательно человек, совершивший плохие поступки перерождается в неблагих уделах, но результат поступков так или иначе проявится:
В этом отношении, Ананда, что касается того человека, который убивает живых существ… придерживается неправильных воззрений, и с распадом тела, после смерти, перерождается в счастливом уделе, даже в небесном мире – либо он раньше совершил хороший поступок, который должен чувствоваться как приятный, либо он позже совершил хороший поступок, который должен чувствоваться как приятный, либо в момент смерти он обрёл и предпринял правильное воззрение. Из-за этого после распада тела, после смерти, он переродился в счастливом уделе, даже в небесном мире. Но поскольку он убивал живых существ… придерживался неправильного воззрения, он будет переживать результат этого либо здесь и сейчас [в этой жизни], либо в своём следующем перерождении, либо в некотором [ещё] последующем существовании.
Во-вторых, в этой сутте говорится буквально следующее:
Вот, Ананда, посредством рвения… некий жрец или отшельник достигает такого сосредоточения ума… божественным глазом, который очищен и превосходит человеческий, он видит некоего человека, который воздерживается от убийства живых существ… придерживается правильных воззрений, и он видит, что с распадом тела, после смерти, тот переродился в счастливом уделе, даже в небесном мире. Он говорит так: «Воистину, есть хорошие поступки, есть результат благого поведения. Ведь я видел человека, который воздерживается от убийства… придерживается правильных воззрений, и я вижу, что с распадом тела, после смерти, он переродился в счастливом уделе, даже в небесном мире». Он говорит так: «С распадом тела, после смерти, каждый, кто воздерживается от убийства живых существ… придерживается правильных воззрений, перерождается в счастливом уделе, даже в небесном мире. Те, кто знают так, знают правильно. Те, кто думают иначе – ошибаются». Так он упрямо хватается за то, что он сам узнал, увидел, открыл, настаивая: «Только это правда, а всё остальное ошибочно».
То есть, понятие о первичности и истинности личного опыта, по словам Будды, не настолько прямолинейно, как принято думать. Исходя из сутты, я так вижу, что посредством своего опыта можно узнать, увидеть какие-то вещи, но правильно их интерпретировать - тоже особая мудрость нужна, которой не обладают даже матёрые брахманы. А можно недоглядеть, пропустить другие вещи, без них "впечатление будет неполным", и снова трактовка может оказаться неверной. Судя по всему, только Будда или арахант обладает полным видением и мудростью.
Данная сутта реплицирована в китайском каноне и тибетских текстах без существенных расхождений.