Кхаггависана сутта: Рог Носорога

Список форумов Теория и практика ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Описание: Обсуждаем конкретную сутту. Допускаются любые точки зрения.

  • 9

#1 Dz » 18.01.2017, 09:40

А давайте рассмотрим одну из любимих сутт достопочтенной публики. =) Приведу её здесь, т.к. всё равно по ссылкам почти никто не ходит.

Сутта:
Скрытый текст
Отбросив в сторону свое прежнее насилие
Против всех существ и не вредя никому из них,
Пусть не жаждет никто ни сынов, ни друзей,
Пусть он грядет одиноко, подобно носорогу.

Из близости к людям возникают страсти и печаль возникает,
Всегда идущая за страстями: поняв,
Что в страстях коренятся страдания,
Ты гряди одиноко, подобно носорогу.

Кто близкою дружбой связан с людьми,
Тот лишается своей прибыли, ибо дух его закован в цепи;
Видя опасности дружбы,
Ты иди одиноко, подобно носорогу.

Все запуталось в своих ветвях бамбуковое дерево, –
Весь опутан человек заботами о сынах и женах;
Но как молодые бамбуковые побеги не прилепляются ни к чему,
Так и ты иди своем путем в одиночестве, подобно носорогу.

Как отвязанный скот, пущенный в лес, пасется там на свободе,
Привольно, так пусть и мудрый,
Разумея сознанную цель,
Идёт одиноко, подобно носорогу.

Постоянно зовут на пиршества, зовут на прогулки, на игры, –
Но пусть тот, кто ищет свободы от ига желаний
И принял великое решение,
Грядёт одиноко, подобно носорогу.

Есть веселье и удовольствие с товарищами,
Есть радости и среди детей;
Но хотя и не легко разлучение с близкими,
Всё же лучше, подобно носорогу, в одиночестве держать верный путь свой.

Для кого равны все четыре сферы,
Кто не враждебен ни одной из них,
Довольный и тою и иною, пусть тот, как носорог, грядет одиноко,
Побеждая безбоязненно все опасности.

Есть и отшельники, недовольные своей жизнью,
Есть и миряне, живущие в доме,
Но которых также не радует их жизнь;
Ты же иди своим путем одиноко, подобно носорогу.

Отстранив здесь всякие стремления, любезные мирянам,
Как отряхается дерево от своих увядших листьев,
Ты гряди одиноко, подобно носорогу,
Доблестно порвавши все прежние узы.

Если встретил ты разумного спутника,
Товарища могущественного и мудрого,
Ты иди с ним в раздумье и радости,
Преодолевая опасности;
Если же не найдешь ты себе разумного друга,
Спутника праведного и мудрого,
Лучше иди ты, как царь, покинувший побежденную страну,
Иди одиноко, подобно носорогу.

Мы должны искать друзей, равных себе или лучших себя,
И радоваться, найдя их;
Если же не обрел ты подобных друзей,
Лучше иди один, радуясь в своем одиночестве,
Иди одиноко, подобно носорогу.

Посмотри, как бьются друг о друга на твоей руке эти запястья,
Золотые, искусно выкованные, –
Пойми же то, и лучше иди одиноко, подобно носорогу.

"Близко связанный с другим, я не избегу ни ссор, ни проклятий", –
Размышляя об этой опасности,
Ты иди одиноко, подобно носорогу.

Разнообразны плотские наслаждения, они сладки и пленительны,
То в том, то в другом виде они колеблют наш дух;
Видя горе, возникающее из радостей тела,
Ты гряди лучше одиноко, подобно носорогу.

"Эти наслаждения – моё несчастие, в них скрыто
Семя потери, неудач, горькой муки, опасностей", –
Так провидя опасности, растущие из радостей тела,
Ты гряди в одиночестве, подобно носорогу.

Избегая холода и жары, жажды и голода,
Ветра и палящего солнца, ядовитых мух и змей,
Избегая всего этого, ты подобно носорогу
В одиночестве держи путь свой.

Как слон, крепкий и могучий,
Покинув табун, гуляет в лесу, на приволье,
Так и ты в одиночестве держи путь свой,
Подобно носорогу.

Кто ищет радостей в связях с другими,
Того не влечёт к себе дума об успокоении;
Ты же, внимая словам Будды,
Иди одиноко, подобно носорогу.

"Я прошел чрез строгости учений,
Я обрел самоподчинение и вступил на путь, ведущий к совершенству;
Я обладаю верным знанием, я не буду водим никем", –
Так говоря, ты иди одиноко, подобно носорогу.

Не увлекаемый, не обольщаемый, ничего не жаждущий,
Никого не поносящий, свободный от страстей и мечтаний,
Не подчиненный никаким влечениям, не связанный ими ни в одном из миров, –
Ты гряди одиноко, подобно носорогу.

Избегай дурного товарищества: оно научает дурному, оно приводит к неправому;
Не входи в дружбу с теми, кто отдался похоти и гибнет в ней, –
Как носорог, ты иди своим путем в одиночестве.

Дорожи дружбою тех, кому ведомо должное, кто сведущ, великодушен и мудр;
Ведая значение всякой вещи и побеждая сомнения, –
Как носорог, ты иди своим путем в одиночестве.

Не украшаясь, не стремясь к веселью и удовольствиям,
Этим обычным радостям мира, –
Нет, гнушаясь роскошества жизни, вещая истину,
Ты гряди одиноко, подобно носорогу.

Оставь жену и сына, отца и мать, богатства и жито,
Оставь всё, что порождает желания,
И иди своим путем одиноко, подобно носорогу.

"Все это – узы, во всем этом так мало счастья, так мало радости;
Это – источник страданий, это – коварный крючок на уде", –
В таком понимании ты иди, раздумывая,
Ты иди одиноко, подобно носорогу.

Сорви все узы, разорви все сети,
Как рыба, запутавшаяся в тенетах, разрывает их;
Будь ты подобен огню, никогда не возвращающемуся на сожженное место,
И в одиночестве держи путь свой, подобно носорогу.

С опущенными взорами, с утихшими чувствами,
С духом, не тронутым никакой страстью, не пылая влечением, –
Ты гряди одиноко, подобно носорогу.

Облекшись в свое желтое платье,
Ты отряхни с себя все заботы о доме,
Как дерево стряхивает свои увядшие листья,
И гряди одиноко, подобно носорогу.

Не стремись к приятным вещам, не будь неустойчив;
Не заботься о пропитании других, но сам иди, прося подаяния, от жилища к жилищу,
С духом, не скованным никакою заботой, –
Ты гряди одиноко, подобно носорогу.

Отбросив пять преград духа,
Затушив в себе все дурное,
Независимый, нетревожимый, не желающий,
Ты гряди одиноко, подобно носорогу.

Отбросив телесные наслаждения и печали,
Отбросив и все душевные радости и страдания,
Ты, обретший спокойствие, чистоту и мир,
Гряди одиноко, подобно носорогу.

Ревностный в достижении высшего блага,
С духом, свободным от всякой привязанности,
Усердный и добрый, одаренный мощью духа и тела,
Ты гряди одиноко, подобно носорогу.

Не отклоняясь от уединения и размышления,
Уверенно шествуя стезею Дхаммы,
Ясно видя все горе жизни,
Ты гряди одиноко, подобно носорогу.

Жаждущий только угашения всех желаний,
Ревностный и размышляющий, обузданный и решительный,
Богатый знанием и трудами, –
Ты гряди одиноко, подобно носорогу.

Лев не страшится шума,
Ветра не уловишь сетями,
Лосось не окропится водою:
Ты же гряди одиноко, подобно носорогу.

Вот – лев с могучими лапами, победивший всех зверей,
Гордо идет он, победитель, властелин над всеми зверями;
И ты в одиночестве держи путь свой, подобно носорогу.

Благосклонный в должное время,
Покойный и сострадательный, свободный и радостный,
Ты, не затемненный целым миром,
В одиночестве держи путь свой, подобно носорогу,

Отринув страсти и ненависть,
Отбросив все мечтания, сорвав с себя все оковы,
Не содрогаясь пред мыслью о смерти,
Ты гряди подобно носорогу.

Люди ищут сближения, служат другим ради собственной выгоды,
Трудно найти друзей, искренно преданных, несвоекорыстных;
Нет, своей только выгодой озабочены люди, они нечисты;
Лучше в одиночестве иди ты своею дорогою, подобно носорогу.

Есть подозрение, что не всякий читает всё целиком и с расстановкой, а выдёргивает вниманием отдельные строки, которые так или иначе подтверждают идеи, уже укоренённые в его голове (это нормально, кстати, психика так работает). И получается, что сутта частенько трактуется как безусловный призыв к индивидуализму и, практически, отрицание общественной жизни, пользы общин и т.д.
А сутта-то о чём: об опасности мирской круговерти, которая засасывает, о том что мирские удовольствия страдательны и отводят от Пути, о том что следование Дхамме - против течения мира. Об этом и в других суттах не раз сказано. А больше никакого великого смысла в этих строфах и нет. Более того, даже специально в ней есть вот такое:

Если встретил ты разумного спутника,
Товарища могущественного и мудрого,
Ты иди с ним в раздумье и радости,
Преодолевая опасности;
Если же не найдешь ты себе разумного друга,
Спутника праведного и мудрого,
Лучше иди ты, как царь, покинувший побежденную страну,
Иди одиноко, подобно носорогу.

Мы должны искать друзей, равных себе или лучших себя,
И радоваться, найдя их;
Если же не обрел ты подобных друзей,
Лучше иди один, радуясь в своем одиночестве,
Иди одиноко, подобно носорогу.


То есть, "носорожество" - это только если вокруг трэш, угар и содомия и идти вместе не с кем, т.е. нравственных личностей нет, и спутников по дхамме, даже потенциальных, тоже нет. Такая же мысль по сути заключена в народном (или авторском? не помню) "лучше быть ни с кем, чем с кем попало".

Это я к чему. Не к тому, чтобы сказать, что всем обязательно надо сбиваться в общины, нет - в конце концов, каждый должен быть как считает необходимым для себя. А к тому, что некорректно говорить "Будда призывал идти как носорог" в общем смысле и использовать эту сутту как аргумент в пользу индивидуализма. Её суть куда нейтральнее: что идти одному следует лишь тогда, когда идти вместе реально не с кем, и тогда лучше и в самом деле одному, чем кидаться в мирскую круговерть, потому что спутников по не-круговерти нет. А не "в целом лучше одному, чем не одному",
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 2729
Сообщения: 1942
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 9

#2 Елена Котельникова » 18.01.2017, 10:05

Тоже на днях перечитала сутту. Имхо в ней нет такого уж глубокого смысла. Она о монахе (скорее всего о буддийском, т.к. упоминается цвет одежды) или в общем об аскете, стремящемся к просветлению, и является просто очередным предостережением ему держаться подальше от мирских дел, не водить тесную личную дружбу с мирянами, которая вовлекает в эти дела. И ещё раз подчеркивается важность выбора круга общения - если уж подходящего нет, то лучше одному, да. Это не значит, что в принципе одному. Т.е. отъединяться надо не вообще, а от плохой компании и мирских вещей. А так "хорошие друзья - это вся святая жизнь целиком" (с)
На сайте, кстати (не знаю откуда информация), указано, что авторство некоторых строф этой сутты якобы принадлежит паччекабуддам. Если это правда, то сутта не о пути паччекабудды, это просто их наставление монахам.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3529
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#3 seniaooo » 18.01.2017, 10:43

Dz писал(а):...Такая же мысль по сути заключена в народном (или авторском? не помню) "лучше быть ни с кем, чем с кем попало".
это у А.Хайяма "...быть лучше одному чем вместе с кем попало и лучше голодать чем что попало есть...";из народного это "скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты"
seniaooo
Аватара
Репутация: 100
Сообщения: 464
Зарегистрирован: 22.01.2015
Традиция: Нет

  • 1

#4 masterjack » 18.01.2017, 11:00

предлагаю переименовать сутту в "Ноги Носорога"
все иди, да иди.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4451
Сообщения: 3917
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 6

#5 Морра » 18.01.2017, 11:03

"Я прошел чрез строгости учений,
Я обрел самоподчинение и вступил на путь, ведущий к совершенству;
Я обладаю верным знанием, я не буду водим никем"
Многие ли прошли через "строгости учений"? И уж наверняка обрели самоподчинение? Кроме того, совет идти одному, как явно видно, включает также призыв оставить семью и имущество, жить подаянием, многие ли к этому готовы? Так и получается, что применяются только отдельные, подходящие под ситуацию фразы.
Морра F
Репутация: 631
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 27.05.2016
Традиция: Нет

  • 7

#6 Топпер » 18.01.2017, 11:37

Морра писал(а): Кроме того, совет идти одному, как явно видно, включает также призыв оставить семью и имущество, жить подаянием, многие ли к этому готовы? Так и получается, что применяются только отдельные, подходящие под ситуацию фразы.
Да.
Поэтому эта сутта даже не просто о монахах, а о монахах-дхутангерах. О тех, кто реально смог уйти в скитальничество и полностью отпустил мiр.
Топпер

#7 Orang » 18.01.2017, 23:12

Вспоминаю давнишний разговор о костылях.

Сутта просто супер, и я с ее посылом полностью согласен. Но вот люди разные: кто-то более общителен, кто-то менее, и далеко не каждый готов общаться в живую.
Orang M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1288
Сообщения: 1148
Зарегистрирован: 11.01.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#8 zRo » 18.01.2017, 23:45

и далеко не каждый готов общаться в живую.

значит с этим надо работать.
Metalove is metta
zRo M
Аватара
Откуда: Сосновый Бор/Санкт-Петербург
Репутация: 905
Сообщения: 682
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#9 Satou » 19.01.2017, 18:12

Dz писал(а):или авторском? не помню
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало(с) Омар Хайям
Dz писал(а):А не "в целом лучше одному, чем не одному"
Все мы одни, окружающие люди лишь отвлекают от осознания этого и появляется иллюзия, что не одиноки, поэтому многие люди боятся остаться наедине с собой, т.к. тут уже от одиночества не спрячешься
Satou M
Репутация: 1092
Сообщения: 1345
Зарегистрирован: 30.08.2014
Традиция: Нет

  • 4

#10 Dz » 20.01.2017, 08:25

Satou писал(а):Все мы одни, окружающие люди лишь отвлекают от осознания этого и появляется иллюзия, что не одиноки, поэтому многие люди боятся остаться наедине с собой, т.к. тут уже от одиночества не спрячешься
Это философия.
Хуманы по природе стайные, со всеми вытекающими.
Самый звонкий крик - тишина...
Dz M
Аватара
Репутация: 2729
Сообщения: 1942
Зарегистрирован: 06.06.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#11 SV » 26.10.2017, 20:47

Новый перевод с детальными пояснениями и комментариями: http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/snp1_3-khaggavisana-sutta-sv.htm
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 12808
Сообщения: 5249
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#12 masterjack » 26.10.2017, 20:59

а все думал, что у носорога таки два рога ...
А у индийского он один
http://ru-wiki.org/wiki/Индийский_носорог
Вложения
рога носорога.jpg
рога носорога.jpg (9.6 КБ) Просмотров: 196
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 4451
Сообщения: 3917
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

  • 2

#13 Taia » 26.10.2017, 22:31

Ура! Я нашла рог носорога!
Хорошая сутта. Присоединяюсь ко мнению Омара Хайяма, Dz и Елены Котельниковой))
Окружение - оно ведь тоже под действием каммы формируется.
Taia
Аватара
Репутация: 83
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 24.08.2017
Традиция: Тхеравада


Вернуться в ОБСУЖДЕНИЯ СУТТ

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 2 гостя