Вопрос: Можно ли уверенно сказать, не обращаясь к Комментарию, что Будда призывает мирян практиковать первые 2 джханы?
Обоснуйте ответ.
Нельзя
уверенно сказать.
В целом по тексту вполне очевидно, что речь идёт о джхановых факторах. Однако, "есть нюанс" (c).
1. Сутта короткая, в ней изложена (очевидно совершенно) мизерная (пусть и сущностная) часть куда более длительной беседы. Ответ Сарипутты также кодифицирован, мы не знаем, в каком контексте и почему он сказал те вещи, которые были ужаты (возможно, что на Соборе, хотя может и раньше) до "5 пунктов сутты". Однозначных выводов нельзя делать уже хотя бы только по этой причине, уж не говоря о том, что слова "джхана" в тексте вообще нет.
2. В свете вышесказанного надо учесть, что мы не знаем о том, с какой стати Сарипутта заговорил о джхановых вещах. Вполне возможно, что в контексте общей беседы на тему (как в разговоре часто бывает - одно перешло в другое (соседнее?близкое) и так далее). Короче говоря, наставление Будды вовсе не факт, что касалось именно практики джхан, несмотря на ответ Сарипутты.
3. Неизвестно когда именно возникает фактор "восторга". Вполне возможно, что в зачаточном состоянии он может возникать задолго до (или по крайней мере вне) джхан (на что есть намёк, например, в МН 81 - где речь идёт о том, что восторг (пити) испытывали родители гончара просто от факта даны - и то, на протяжении недели и больше (скорее всего, эпизодически он возникал при мысли о том, какое благо они и их сын совершили). Таким образом, не исключено, что восторг может возникать в уединении без какой-либо медитативной практики вообще, не говоря уж о джхановой. Например, во время монастырской Упосатхи, где много воодушевляющих символов, атмосфера, мирские дела отложены , и т.д., а потому ум спокоен и может возникать тот самый "восторг уединения".
4. Даже если вдруг в сутте речь именно о джханах. Мы не знаем о том, к какой именно части аудитории обращался Будда. Возможно, среди той толпы в том случае были энные личности сверхвысокого почти анагаминского уровня. Для них наставление медить - вполне естественно. За сим, нельзя сутту однозначно экстраполировать на всех вообще мирян без исключения. В самой же сутте также нет заявления, что данное наставление касается "всех мирян как класса". Наоборот, обращение идёт именно к конкретной группе (возможно, что даже к группе внутри группы).
А если вспомнить МН 143, то напрашивается вывод, что джханы Анатхапиндика уже развил. Иначе бы не понял о чем речь.
из МН 143 вывод как раз другой - что Анатхапиндика джханы не развил, даже 1-ой не развил. Потому что сказано, что родился в мире Туситы - а это камалока, а не рупалока. С первой джханой, как известно, рождение происходит в мире Брахмы. Со второй и далее - в ещё более высоких рупалоках. Что, кстати, вполне как факт можно учесть при рассмотрении сабжевого текста. Другое дело, если бы Будда обращался к другому мирянину, как то, например, Хаттхака или Угга или Читта - которые все анагамины-брахмалокеры, джханосодержатели.