кстати, к слову и в тему. Вот тут говорится о не создании "мании", насколько я это понял. Что, кстати, говорит о происхождении этого термина в Индии, а не в Греции. По крайней мере, цивилизация и культура Индии древнее греческой...:
«Монахи, быть взболтанным—это недуг, быть взболтанным—это опухоль, быть взболтанным—это [отравленный] дротик. Поэтому, монахи, Татхагата пребывает невзболтанным, с извлечённым дротиком. Поэтому, монахи, если монах пожелает: «Пусть я буду пребывать невзболтанным, с извлечённым дротиком!»—то ему не следует измышлять глаз, измышлять внутри глаза, измышлять из глаза, измышлять «глаз—мой».
Ему не следует измышлять форму… сознание глаза… контакт глаза… любое чувство, которое возникает, имея в качестве своей причины контакт глаза—приятное, болезненное или же ни-приятное-ни-болезненное—ему не следует измышлять этого, не следует измышлять внутри этого, не следует измышлять из этого, не следует измышлять «это—моё».
https://suttacentral.net/ru/sn35.90
в оригинале "не измышлять глаз" - "cakkhuṃ na maññeyya" - то есть не создавать манию на основе зрительного восприятия. Так же обо всем остальном там дальше... cakkhusmiṃ na maññeyya, cakkhuto na maññeyya, cakkhu meti na maññeyya; rūpe na maññeyya, rūpesu na maññeyya
https://suttacentral.net/pi/sn35.90кстати, что касается мано или манаса - ума, когда доходит до этого в тексте, то говорится о "мано манейи". Еще один термин "мономания" произошел, очень может быть, именно на основе этого индусского первоисточника.
... и в самом конце этой сутты говорится об "amaññamāno" - "не мономании". Что такое мономания можно посмотреть хоть для начала
в вики. Это некая чрезмерная восторженность относительно самого себя или какого-то одного предмета или вопроса ...
... да, и вот, как итог, в следующей сутте, связанной с этой, говорится:
Поскольку, монахи, всё, что бы он ни измышлял, внутри чего бы он ни измышлял, из чего он бы ни измышлял, что бы он ни считал «моим»—это является иным. Мир, становясь иным, привязан к существованию, ищет наслаждения только лишь в существовании.
https://suttacentral.net/ru/sn35.91
это как раз то, о чем пишу выше. Что человек, "измышляя" на основе зрения и других чувств создает представления о мире, тем самым делая его
иным. Не таким какой он есть на самом деле. И вместо того чтобы постигать мир таким какой он есть - он создает представление о самом себе, основанное на жажде наслаждения, что ведет дальше сами знаете к чему ...