Страница 1 из 1

ДН 3 - Амбаттха сутта: Поучение юного Амбаттхи

Сообщение #1Добавлено: 30.09.2013, 12:25
SV
Ссылка на текст

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/dn3-ambattha-sutta-01-sirkin.htm

Выборочная цитата:

«Он – Блаженный, арахант, всецело просветленный, наделенный знанием и добродетелью, счастливый, знаток мира, несравненный вожатый людей, нуждающихся в узде, учитель богов и людей, Будда, Блаженный. Он возглашает об этом мироздании с мирами богов, Мары, Брахмы с миром отшельников и брахманов, с богами и людьми, познав и увидев их собственными глазами. Он проповедует истину – превосходную в начале, превосходную в середине, превосходную в конце – в ее духе и букве; наставляет в единственно совершенном чистом целомудрии. Поистине, хорошо лицезреть арахантов, подобных ему. Иди же ты, дорогой Амбаттха, подойди к отшельнику Готаме и, подойдя, узнай об отшельнике Готаме, таким ли является этот Блаженный Готама, какая идет о нем слава, или не такая: таков ли он, досточтимый Готама, или не таков. Тогда мы узнаем об этом Блаженном Готаме»

Тезисы:

- Учёный брахман, знаток трёх Вед, посылает ученика разузнать о Будде и проверить, в самом ли деле в нём можно найти 32 телесных признака "Великого Человека". Он же поясняет, что, согласно ведам, тот, кто обладает этими признаками, станет либо царём-миродержцем, либо буддой.

- Ученик брахмана (Амбаттха) приходит к Будде, но ведёт себя высокомерно и грубит, упоминая, что со всеми "бритоголовыми отшельниками" он ведёт себя так.

- Будда описывает происхождение клана Сакьев.

- Упоминается яккха Ваджирапани, который раскалывает голову на семь частей, если кто-либо не желает отвечать Будде.

- Сравнение варн брахманов и кхаттиев.

- Описание всех последовательных этапов буддийской практики (с позиции монаха).
1) Обретение веры в просветление Будды
2) Становление монахом
3) Доведение нравственности и до полного совершенства во всех мелочах
4) Практика охраны дверей органов чувств
5) Практика повседневной осознанности и бдительности
6) Практика довольствования минимумом необходимых вещей
7) Практика сатипаттханы в затворничестве
8) Практика четырёх джхан
9) Практика сверхъестественных сил (даются более подробные описания наряду со стандартными формулами)
10) Практика наиглубочайшего постижения четырёх благородных истин

- Упоминаются 4 аскетических практики, через которые невозможно достичь этих высших прямых знаний.

- Будда показывает, что брахман и его ученик (Амбаттха) неспособны даже на эти 4 аскетических практики, и, кроме того, не практикуют путь, который практиковали составители Вед - древние брахманы.

- Брахман сам идёт к Будде, видит на его теле 32 признака, просит у него прощения за ученика, слушает последовательное наставление от Будды, становится вступившим в поток и принимает прибежище.

:read:

Сообщение #2Добавлено: 30.09.2013, 21:51
Maria
Вопрос 1: Почему монах избегает исполнять обязанности вестника или посыльного?
Вопрос 2: ".... некоторые почтенные отшельники и брахманы.... пребывают в склонности предаваться .... подражанию телесным недостаткам...." Что это за игра?

Сообщение #3Добавлено: 30.09.2013, 22:01
Топпер
Maria писал(а):Почему монах избегает исполнять обязанности вестника или посыльного?
Виная запрещает. Чтобы монахи не начали подрабатывать почтой или шпионажем. Такие вещи моли привести к немилости по отношению ко всей Сангхе.
Maria писал(а):екоторые почтенные отшельники и брахманы.... пребывают в склонности предаваться .... подражанию телесным недостаткам...." Что это за игра?
По моему в то время это казалось смешным.

Сообщение #4Добавлено: 01.10.2013, 01:19
SV
Виная запрещает. Чтобы монахи не начали подрабатывать почтой или шпионажем. Такие вещи моли привести к немилости по отношению ко всей Сангхе.

Если не ошибаюсь, Дост. Бодхи поясняет это как то, что статус посредника в принципе ниже, чем отправителя-получателя. Поэтому отшельник как бы опускается в глазах (как минимум этих) людей.

Сообщение #5Добавлено: 01.10.2013, 01:29
Топпер
Логично. Получается мальчиком на побегушках.

Сообщение #6Добавлено: 02.10.2013, 11:13
SV
В суттах часто встречаются интересные детали, если внимательно их читать. Например, в этой, если внимательно прочитать даже тезисы, то становится видно, что Будда, например, был лысым, а не с волосами, как его везде изображают (в т.ч. и в виде статуй) :lupa: :smile:

Сообщение #7Добавлено: 02.10.2013, 14:00
Наталья
SV писал(а):то становится видно, что Будда, например, был лысым, а не с волосами, как его везде изображают (в т.ч. и в виде статуй)
Возраст никого не щадит

Сообщение #8Добавлено: 02.10.2013, 15:09
Маркион
Наталья писал(а):Возраст никого не щадит
Мне кажется, дело не в возрасте.

СН 7.9 писал(а):Брахман Сундарика Бхарадваджа увидел Благословенного, сидящего у подножья дерева с покрытой головой. Увидев его, он взял жертвенные остатки в левую руку и котелок с водой в правую и отправился к Благословенному. Когда Благословенный услышал звук шагов брахмана, он убрал с головы облачение. И тогда брахман Сундарика Бхарадваджа, думая: «Этот достопочтенный – бритый отшельник. Этот достопочтенный – бритоголовый», уже было собрался повернуть назад, но затем мысль пришла к нему: «Бывают и некоторые брахманы с обритой головой. Что если я подойду и поинтересуюсь насчёт его происхождения».

Сообщение #9Добавлено: 02.10.2013, 15:38
Елена Котельникова
Со статуями как раз понятно - волосы в виде определенного количества завитков указывают на один из 32 признаков великого человека.
И потом, то что отшельник бритый, это не значит что бритый всегда "под 0". Вроде допускается бриться через какое то количество дней, соответственно волосы могут немного отрастать...

Сообщение #10Добавлено: 02.10.2013, 15:48
Топпер
Елена Котельникова писал(а):Вроде допускается бриться через какое то количество дней, соответственно волосы могут немного отрастать...
Да, в крайнем случае допускается даже раз в месяц (правда это не есть хорошо). А стандартно - раз в две недели. Перед днями упосатхи.
Я так понимаю, что именно из-за наличия такого правила ланкийские монахи в 19 веке, судя по фотографиям, были весьма бородаты двух-трёх недельной щетиной.

Сообщение #11Добавлено: 02.10.2013, 15:49
Маркион
Елена Котельникова писал(а):Со статуями как раз понятно - волосы в виде определенного количества завитков указывают на один из 32 признаков великого человека.
И потом, то что отшельник бритый, это не значит что бритый всегда "под 0". Вроде допускается бриться через какое то количество дней, соответственно волосы могут немного отрастать...

Верно.
Просто SV писал о статуях, изображениях и пр., где у Будды волосы явно не немного отросшие.

Сообщение #12Добавлено: 02.10.2013, 16:16
Елена Котельникова
А так получается, что сам Амбаттха ничего и не достиг? Т.е. вся беседа велась Буддой с расчетом на его учителя...

И ещё вопрос в разделе "Плод обретения знания прекращения духовной скверны" описывается архатство. Дальше идет часть под названием "Пути праведности и пути утраты праведности". И там идет речь об утрате непревзойденного обладания знанием и праведностью. Но не архатства же, его нельзя утратить. Чего тогда? Или речь о пути к архатству, т.к. говорится о брахмане, не способном достичь обладания знанием?

Сообщение #13Добавлено: 02.10.2013, 16:36
SV
Дальше идет часть под названием "Пути праведности и пути утраты праведности". И там идет речь об утрате непревзойденного обладания знанием и праведностью. Но не архатства же, его нельзя утратить. Чего тогда?

Мне кажется там несколько неточный перевод. По сути там ведь описываются просто бесполезные аскетические практики, как, например, голодание.

А так получается, что сам Амбаттха ничего и не достиг?

Слишком грязный ум :shy:

Сообщение #14Добавлено: 02.10.2013, 17:46
Наталья
Маркион писал(а):Мне кажется, дело не в возрасте.
Тогда ой. А зачем волосы брили? Чтобы меньше всякой дряни заводилось? )))

Сообщение #15Добавлено: 02.10.2013, 17:50
Топпер
SV писал(а):Например, в этой, если внимательно прочитать даже тезисы, то становится видно, что Будда, например, был лысым, а не с волосами, как его везде изображают (в т.ч. и в виде статуй)
Насколько я помню, традиция говорит о том, что когда Будда обрезал волосы мечом, после перехода реки Аномы, волосы по длинне примерно на два пальца, свились вправо, прилегли к голове и более уже не росли.

Добавлено спустя 1 минуту 1 секунду:
Наталья писал(а):Тогда ой. А зачем волосы брили? Чтобы меньше всякой дряни заводилось? )))
Для гигиены. Для того, чтобы не нужно было возиться с уходом за ними. Для того, чтобы не было гордости по поводу хороших волос и причёски. И, как я понимаю, для отличия от других аскетов. Будда в этом смысле придавал значение "бренду" своей организации.