Маханама сутта и Самудая сутта - разное об уме
Добавлено: 01.02.2014, 20:24
Когда тело, обладающее формой, состоящее из четырёх великих элементов, рождённое от отца и матери, взращенное кашей и рисом, подверженное непостоянству, трению, давлению, распаду и рассеиванию – съедается воронами, грифами, ястребами, собаками, гиенами или всяческими существами – ум, который долгое время был ухожен верой, ухожен нравственностью, ухожен изучением, ухожен отречением, ухожен мудростью – взмывает и отделяется.
Представь, как если бы человек бросил банку с топлёным маслом или простым маслом в глубокое озеро, в котором она бы разбилась. Осколки и фрагменты банки пошли бы на дно, тогда как топлёное масло или простое масло всплыло бы и отделилось. Точно также, у того, чей ум долгое время был ухожен верой, ухожен нравственностью, ухожен изучением, ухожен отречением, ухожен мудростью, то тогда, когда тело… съедается воронами, грифами, ястребами, собаками, гиенами или всяческими существами – ум... взмывает и отделяется.
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn55_21-mahanama-sutta-I-sv.htm
«Монахи, я научу вас возникновению и угасанию четырёх основ осознанности. Слушайте.
И каково, монахи, возникновение тела? С возникновением питания происходит возникновение тела. С прекращением питания происходит угасание тела.
С возникновением контакта происходит возникновение чувства. С прекращением контакта происходит угасание чувства.
С возникновением имени-и-формы происходит возникновение ума. С прекращением имени-и-формы происходит угасание ума 1.
С возникновением внимания происходит возникновение феноменов. С прекращением внимания происходит угасание феноменов»
1 Обычно в описании звеньев взаимозависимого возникновения стоит "винньяна" для обозначения сознания. Однако в данной сутте здесь стоит "читта" для обозначения сознания. Таким образом, читта и винньяна – синонимы. Читта всегда возникает, основываясь на физическом организме "рупе" (форма), который соединён с контактом, чувствованием, восприятием, волей, вниманием – т.е. составляющими "намы" (имени).
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn47_42-samudaya-sutta-sv.htm
В обеих суттах имеется в видду читта? Или в первом случае речь идет о каком-то другом "уме"?
Представь, как если бы человек бросил банку с топлёным маслом или простым маслом в глубокое озеро, в котором она бы разбилась. Осколки и фрагменты банки пошли бы на дно, тогда как топлёное масло или простое масло всплыло бы и отделилось. Точно также, у того, чей ум долгое время был ухожен верой, ухожен нравственностью, ухожен изучением, ухожен отречением, ухожен мудростью, то тогда, когда тело… съедается воронами, грифами, ястребами, собаками, гиенами или всяческими существами – ум... взмывает и отделяется.
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn55_21-mahanama-sutta-I-sv.htm
«Монахи, я научу вас возникновению и угасанию четырёх основ осознанности. Слушайте.
И каково, монахи, возникновение тела? С возникновением питания происходит возникновение тела. С прекращением питания происходит угасание тела.
С возникновением контакта происходит возникновение чувства. С прекращением контакта происходит угасание чувства.
С возникновением имени-и-формы происходит возникновение ума. С прекращением имени-и-формы происходит угасание ума 1.
С возникновением внимания происходит возникновение феноменов. С прекращением внимания происходит угасание феноменов»
1 Обычно в описании звеньев взаимозависимого возникновения стоит "винньяна" для обозначения сознания. Однако в данной сутте здесь стоит "читта" для обозначения сознания. Таким образом, читта и винньяна – синонимы. Читта всегда возникает, основываясь на физическом организме "рупе" (форма), который соединён с контактом, чувствованием, восприятием, волей, вниманием – т.е. составляющими "намы" (имени).
http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn47_42-samudaya-sutta-sv.htm
В обеих суттах имеется в видду читта? Или в первом случае речь идет о каком-то другом "уме"?