Список форумов › Теория и практика › АБХИДХАММА
SV писал(а):Если брать пример с океаном, то она вездесуща, а не находится где-то внутри или снаружи. Внутри и снаружи - это создание границ, а значит и обусловленности.
Это уже дзен какой-то: "Сансара есть Ниббана, а Ниббана - сансара".
Будда же именно разграничивает четко обусловленное и необусловленное.
SV писал(а):Это уже дзен какой-то: "Сансара есть Ниббана, а Ниббана - сансара".
Будда же именно разграничивает четко обусловленное и необусловленное.
Вы просто видимо не поняли то, что я имею в виду. В любом случае, если необусловленное ограничено конкретной личностью, то это от атмана ничем по факту не отличается. Я именно на это пытаюсь в данной теме указать.
Detonator писал(а):если есть ниббана-дхамма, то почему она не может быть частью человека?
Говорят же человек "состоит из воды" не подразумевая при этом "этернализм"
(и вообще при чем тут "этернализм" - это что то относящееся к времени судя по википедии)
P.s. Прочитал подробней про этернализм:
"Когда какой-нибудь неприятный опыт позади, мы чувствуем облегчение от того, что всё закончилось. Но если этернализм верен, то у события нет такого свойства как «всё закончилось» или не происходит сейчас — оно происходит вечно."
Вот вам и "не будет больше рождений и смертей" из буддизма, все дело точке зрения.
Иванов писал(а):Здравствуйте. В махаянской маха пари нирвана сутре, сказано что атман существует. Точнее, в этой сутре сам Будда говорит что атман существует.
Detonator писал(а):Вопросов про "существует" нет, дело в том что под этим словом подразумевается, вечен(безначален) и постоянен или нет. У будды упоминаются светящиеся дэвы обитающие в арупалоке, очень долго живущие. Понимание атмана в других религиях вполне может соответвовать им.
Иванов писал(а):Атман он и есть атман. Сначала будда сказал что атмана нет. Потом, в последней, махаянской, сутре, махаянский если так можно выразиться, будда сказал что атман есть.
Может быть, тхеравадинский будда этого не говорил?
Иванов писал(а):Может быть, то что вы выложили про этернализм, как-то поможет понять что такое всеведение будды?
Топпер писал(а):Если Ниббана обретается человеком в процессе пути, тогда она будет причинно-обусловленной этим путём.SV писал(а):Мнение, что человек "состоит из ниббаны" - это этернализм.А так получится, что "вечного неизменного я" не было, а потом оно появилось (с достижением Ниббаны)SV писал(а):Этернализм в буддизме - это вечное неизменное "я".
(это если вообще понимать Ниббану, как вечное и неизменное я. Что конечно же неверно.
А какого ваше мнение о том, что такое человек, если он не поток дхамм? И что происходит с человеком при достижении Ниббаны с остатком и без?SV писал(а):. Я бы тут вообще задал вопрос: откуда берётся понятие потока дхамм. Будда ничего ни про какой поток дхамм не говорил
Он как раз таки близок именно к твоей модели обусловленной Ниббаны.SV писал(а):Здесь некорректный пример, т.к. тут уместно говорить о наличии обусловленного воздуха, а не о ваккууме.
Так вот и получается в такой аналогии, что Ниббана низводится до уровня розового единорога т.е. чего-то чего не может быть.Ещё раз про единорога - какие конкретно причины делают так, что он не появляется? Чем обусловлено его отсутствие? Аналогичным образом можно просить: чем обусловлено отсутствие кхандх? Какие конкретно вещи делают так, что они не появляются, когда уже полностью ниббанизировались?
выше ты же сам признал пример с вакуумом некорректным, а теперь то же самое с отсутствием килес делаешь.Так разве расклады с отсутствием 3 ядов умозрительны? Это ведь реальность, а не фантазия.
То, что Ниббана - Параматтха - это одно из положений теравады. Никакой спекуляции в этом нет. Есть четыре параматти: рупа, четасика, читта, Ниббана.Ну это спекулятивный вопрос.Как концепция может. Но Ниббана - параматтха, а не концепция.
Так вот и получается в такой аналогии, что Ниббана низводится до уровня розового единорога т.е. чего-то чего не может быть.
В то время, как Нибана - высшая реальность.
Кроме того Будда мог брать Ниббану в качестве объекта для сознания. А мог и не брать. Если же Ниббана - просто окончание килес, тогда Будда имел бы Ниббану в качестве объекта постоянно.
То, что Ниббана - Параматтха - это одно из положений теравады. Никакой спекуляции в этом нет.
А какого ваше мнение о том, что такое человек, если он не поток дхамм? И что происходит с человеком при достижении Ниббаны с остатком и без?
Иванов писал(а):Атман он и есть атман. Сначала будда сказал что атмана нет. Потом, в последней, махаянской, сутре, махаянский если так можно выразиться, будда сказал что атман есть.
Сейчас этот форум просматривают: 16 гостей