Список форумов › Теория и практика › АБХИДХАММА
Да, это я забыл, но всё равно получается, что ниббана — это просто прекращение части читасик. Например, сон — это тоже прекращение части читасик, но других.Елена Котельникова писал(а):Еще нейтральные четасики тоже остаются
жить во благо всех живых существЕлена Котельникова писал(а):... На счет дхаммы Ниббана, которая является чем то большим, чем угасание загрязнений и следующее за этим прекращение рождений, - мне тоже не понятно.
Но при достижении ниббаны при жизни, совокупности же не распадаются.
Но меня интересует с точки зрения именно этой ветки форума — абхидхаммы.
При достижении ниббаны с остатком явно не все совокупности распадаются, значит нет ниббаны, которая просто распад, но какая-то же есть, раз Будда говорил, что это достижение ниббаны. Появляться дхамма ниббана не может, так как она не причино-зависимая. Остаётся только вариант, что она проявляется. Речь только про ниббану с остатком, при жизни.
Но при достижении ниббаны при жизни не прекращается существование. И нельзя сказать, что происходит распад одной из совокупностей. Почему же ниббана достигнута?SV писал(а):А если она есть - значит есть прекращение существования (т.е. страданий)
Странник писал(а):Но при достижении ниббаны при жизни не прекращается существование. И нельзя сказать, что происходит распад одной из совокупностей. Почему же ниббана достигнута?SV писал(а):А если она есть - значит есть прекращение существования (т.е. страданий)
Это понятно, я не о том. Но еслиНиббана — это распад, но при жизни ещё ничего не распадается.Федор писал(а):даже если Ниббана достигнута, дожить-то надо, коли уж родился.
Потому что, Сергеем предполагается, что ниббана — это распад, но ваше мнение о том, что это не распад, а прекращение неблагих читасик, я помню.Елена Котельникова писал(а):Почему это вдруг ниббана, которой достиг человек или божество должна их моментально прекратить?
Это опять не в терминологии абхидхаммы, но мне ясно. И такая аргументация практически не вызывает вопросов.Dhammananda писал(а):Ниббана это прекращение не столько совокупностей сколько трёх неблагих корней, отождествления(самомнения), и, как результат, страдания.
Но при достижении ниббаны при жизни не прекращается существование. И нельзя сказать, что происходит распад одной из совокупностей. Почему же ниббана достигнута?
Но все же, когда уничтожаются все совокупности, то что остается? Ничего? Или только ниббана дхамма? И когда человек достигает просветления с остатком, то ниббана дхамма наполняет его ум получается?SV писал(а):И дальше он вводит второй элемент, ниббаны без остатка: "Для него [в момент смерти] всё то, что ощущается, не имея подпитки, прямо здесь и угаснет. Это называется свойством ниббаны без остаточного топлива". То есть - эта ниббана - это распад совокупностей, а не просто ядов.
Но все же, когда уничтожаются все совокупности, то что остается? Ничего?
И другой вопрос хотел бы все же обговорить. Когда Будда достиг ниббаны, то он же чувствовал ниббану, верно? Он, если не ошибаюсь, говорил, что ничего приятнее не ощущал. Но это ощущение ниббаны - это ведана?
Кстати, вот подумалось, что ниббана НЕ чувствуется, точнее чувствуется задним числом.SV писал(а):Это вот один из тех "нерешаемых вопросов" в схеме "ниббана как бытие". Если понимать ниббану таким образом - то действительно, её он должен был, во-первых, почувствовать, так как известно, что при столкновении ума с объектом рождается контакт и соответствующее чувство. Значит, если ниббана - пласт бытия, который познаётся, то тогда должен быть, во-первых, контакт с ниббаной, во вторых, чувство, рождённое этим контактом.
Кстати, вот подумалось, что ниббана НЕ чувствуется, точнее чувствуется задним числом.
Когда практикующий входит в ниродху (которая по сути ниббана), то естественно все исчезает. Но он говорит что это приятно уже тогда, когда возвращается, когда сравнивает отсутствие с существованием.
Сейчас этот форум просматривают: 11 гостей