15 подробных видео-лекций об Абхидхамме

Список форумов Теория и практика АБХИДХАММА

Описание: Вопросы, касающиеся Абхидхаммы.

  • 11

#1 SV » 29.11.2013, 16:13

Дост. Бодхи рассказывает об Абхидхамме, начиная с самых общих обзоров что это такое, откуда взялось, какие есть версии и заканчивая доктринальными тонкостями. Всего их 15, каждая по часу или чуть больше, час-десять/двадцать.

Первая лекция
http://www.youtube.com/watch?v=kSL1N5caXZM

(там же на ютюбе их 15, можно выбрать следующие)


:book: :cowboy:
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#2 Кхеминда » 29.11.2013, 16:56

А там только про Тхеравадинскую Абхидхамму?
Кхеминда

  • 3

#3 SV » 29.11.2013, 17:16

Скорее всего да. Я не смотрел ещё толком. Может какие-то сравнения он приводит в лекциях - но это больше 15 часов материала, за 5 мин. отслушать в принципе нереально даже бегло.

Из первой (быстрым просмотром) вынес информацию о том, что есть 3 абхидхаммы, каждая из них отличается друг от друга. Тибетско-сарвастивадинская и палийская понятно, а оказывается есть ещё Абхидхамма Дхармагуптаков, которая сохранилась лишь частично. Она имеет больше параллелей с палийской, но также отличается от неё довольно существенно как я понял.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#4 М_а_р_к » 29.11.2013, 19:33

Эхх, не настолько я силен в английском, чтоб Абхидхамму на слух воспринимать... Вот если бы печатный вариант был :cry:
Путь в тысячу миль
начинается с одного шага
М_а_р_к M
Аватара
Откуда: Екатеринбург
Репутация: 1739
Сообщения: 1592
Зарегистрирован: 15.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#5 Кхеминда » 30.11.2013, 05:02

Кстати помимо традиционной Сарвастивадинской Абхидхаммы, сохранилась часть Абхидхаммы Вайбхашиковской Сарвастивады
Кхеминда

  • 3

#6 SV » 10.12.2013, 20:20

Интересный момент отмечает в лекциях, что в Абхидхамме нет четасики страха, хотя это одно из частых ощущений существа, и в суттах также часто упоминается.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#7 aNiMa-00170 » 11.12.2013, 12:37

SV писал(а):Интересный момент отмечает в лекциях, что в Абхидхамме нет четасики страха, хотя это одно из частых ощущений существа, и в суттах также часто упоминается.

А с чем это может быть связано? Как это оправдано? Что есть вместо?
....

сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2021
Сообщения: 1114
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#8 SV » 11.12.2013, 13:55

Непонятно с чем, просто нет и всё. Ещё Дост. Бодхи отмечает, что не наблюдается ещё некоторых видов читт, которые в принципе вполне могут присутствовать по жизни, например, нейтральные, когда ты идёшь по улице, и ряд других. Дотошным комментаторам, как он говорит, приходится выкручиваться, объясняя, что в это время на самом деле присутствуют либо благие, либо неблагие читты, просто ты их не видишь, они утончённые, но такое объяснение выглядит странным. Как он говорит, Абхидхамма изначально не выстраивалась как "абсолютная карта всего", но только как карта психических процессов, которые важны с точки зрения практики буддийского пути. Поэтому (по его мнению), в ней нет ряда вещей, она не описывает всю психику целиком.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#9 dmitry.ew » 25.01.2014, 19:38

А не подскажете, когда планируется продолжение этого ретрита?
dmitry.ew
Репутация: 13
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 25.01.2014
Традиция: Тхеравада

#10 SV » 25.01.2014, 20:57

А он разве не полностью выложен в плане лекций?
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#11 dmitry.ew » 26.01.2014, 15:15

Насколько я понял, на этом ретрите обсуждали первую (или первые две) главу из книги 'A comprehensive manual of Abhidhamma', а остальное он оставил на следующий ретрит.
Ну, видимо это пока только в планах..
dmitry.ew
Репутация: 13
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 25.01.2014
Традиция: Тхеравада

#12 Михаил Угамов » 21.04.2014, 09:54

Скажите, пожалуйста, не появились ли где-нибудь русские переводы Абхидхаммы (текст, аудио, видео, без разницы)? Планирует ли кто-нибудь переводить Абхидхамму?
Михаил Угамов
Репутация: 13
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 21.04.2014
Традиция: Тхеравада

  • 3

#13 SV » 21.04.2014, 10:16

Сама абхидхамма очень сухая и совершенно непонятная без пояснений. Поэтому изучают только её Комменатрии, Комментарии на Комменатрии, но чаще, просто труды "на тему". Об этом Дост. Бодхи как раз говорит в начале своих лекций.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#14 Михаил Угамов » 21.04.2014, 10:28

Было бы здорово хотя бы труды "на тему" почитать на русском. Увы, английский знать не дано.
Михаил Угамов
Репутация: 13
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 21.04.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#15 Странник » 05.05.2014, 14:50

Михаил Угамов писал(а):Было бы здорово хотя бы труды "на тему" почитать на русском.
Нашлось только вот это: http://dhamma.ru/lib/dhammas.htm
А на английском нашлось такое: http://wisdomlib.org/buddhism/book/dhammasangani/index.html
И я спокоен до небрежности,
И просветлён до седины... (с)
Странник M
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 1177
Сообщения: 1008
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#16 Кхеминда » 05.05.2014, 15:12

На английском есть ещё вот тут http://suttacentral.net/ при чём не только Тхеравадинская Абхидхамма. Сайт всё время пополняется и дополняется.
Кхеминда

  • 1

#17 Кхеминда » 05.05.2014, 15:26

На русском есть ещё у Махатеро Анандамайтрейи в книгах.
Кхеминда

#18 Akaguma » 05.05.2014, 20:22

SV писал(а):Бодхи отмечает, что не наблюдается ещё некоторых видов читт, которые в принципе вполне могут присутствовать по жизни, например, нейтральные
В каком смысле нейтральных - не создающих камму или сопровождающихся нейтральным чувством?
В любом случае, в Абхидхамме есть и те и другие :upset:
Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью
Akaguma M
Аватара
Откуда: Тамбов
Репутация: 327
Сообщения: 364
Зарегистрирован: 02.10.2013
Традиция: Тхеравада

#19 SV » 07.08.2014, 16:51

В каком смысле нейтральных - не создающих камму или сопровождающихся нейтральным чувством?
В любом случае, в Абхидхамме есть и те и другие :upset:

Речь идёт о нейтральных состояниях сознания. В абхидхамме есть только либо благие, либо неблагие. Нейтральных нет.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#20 SV » 07.08.2014, 19:26

Почему только благие и неблагие? Есть ведь ахетука читтани. Они, по определению, не могут быть отнесены ни к тем, ни к другим. Есть, в конце концов, крия. Да и випакачиттани могут считаться благими или неблагими чисто условно, по критерию дуккха/суккха.

А эти тоже не подходят к нейтральному уму, потому что являются результатными благими или неблагими. А кирия тхеравадинской абхидхаммы - только у архатов есть. Поэтому вот обычный процесс как человек идёт по улице и какие сознания у него при этом присутствуют - этого Абхидхамма объяснить не может, этого в ней просто нет. Точнее, как говорит Дост. Бодхи (выше по теме уже упомянул), комментаторам-абхидхармистам приходится вертеться на сковороде, объясняя это тем, что нейтральный процесс на самом деле либо благой, либо неблагой, и там просто происходит быстрая череда благих и неблагих читт. Объяснение мягко говоря странное :smile: В действительности же, скорей всего, когда Абхидхамму составляли, просто кое-что забыли (как четасики страха или уважения), а кое-что просто не стали рассматривать - как всякие виды сознаний, доминирующих в рутинной деятельности человека.

Кстати, абхидхармисты накосячили ещё сильно вот с чем - они либо жестко исказили доктрину о 8 типах арьев, редуцировав их до 4 (сделав вместо 4 пар личностей просто 4 личности), либо забыли придумать описание процесса достижения не плода - а пути :shy: А ведь реально достижение плода одно - а достижение пути - совсем другое. Другими словами (чисто пример) - путь вступления в поток - это одно состояние, а плод вступления в поток - иное. В абхидхамме рассмотрен механизм достижения плода, но не пути. Про путь речи вообще нет - его опять же, видимо, редуцировали до микро-читты перед читтой плода - хотя с этим состоянием (нахождения на определённом уровне пути) человек может целую жизнь прожить. :shy: В общем, неувязочка.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 14259
Сообщения: 5906
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

След.

Вернуться в АБХИДХАММА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 2 гостя