Что такое время?

Список форумов Теория и практика АБХИДХАММА

Описание: Вопросы, касающиеся Абхидхаммы.

#41 Frithegar » 16.05.2018, 16:37

Топпер писал(а):Именно в изменчивости сансары (даже на уровне дхамм) и заключена дуккха, но не наоборот.

Три лакшаны ("ти лаккхана" пали) - дукха, аничча, анатта. Взаимоопределяют и взаимообуславливают друг друга. В целом это три признака бхавы или того что существует. В любом из миров. Или того, что является следствием танха-упадана (жажды и привязанности к её удовлетворению). Ниббана же - это прекращение существования или бхавы ("бхаваниродхо ниббанам") путем прекращения жажды ...

Так вот, основной вопрос: что обуславливает вообще стремление к какой-то активности (санкхара), которая потом обрастая ниданами доходит сначала до веданы (приятных чувств) потом до жажды и привязанности к ней? Будда, как я понял, говорит, что страдание всему причина. Как первичный побудительный мотив. И невежество - как неправильные способы избавиться от страдания. Что запутывает в сансаре. ... Если же нет страдания - нет и побудительного мотива ни для какого действия вообще. Это ниббана - отсутствие изменений при отсутствии страдания. Но когда страдание появляется - это первое изменение. И дальше пока существует страдание - будут постоянные изменения. Потому, что существо будет постоянно пытаться избавиться от страдания. Изменения это и есть аничча. Или по нашему: время
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

  • 1

#42 Топпер » 16.05.2018, 17:29

Frithegar писал(а):Три лакшаны ("ти лаккхана" пали) - дукха, аничча, анатта. Взаимоопределяют и взаимообуславливают друг друга. В целом это три признака бхавы или того что существует. В любом из миров. Или того, что является следствием танха-упадана (жажды и привязанности к её удовлетворению).
Нет. Аничча, анатта, дуккха не являются следствием танхи. Следствием танхи является обретение нового рождения в сансаре. Но сами сансарные законы - это не продукт танхи. Аничча, и дуккха (в первую очередь на уровне рупы) существует и у Будд.
Ниббана же - это прекращение существования или бхавы ("бхаваниродхо ниббанам") путем прекращения жажды ...
Т.е. Будда перестал существовать в момент просветления под деревом Бодхи?
Так вот, основной вопрос: что обуславливает вообще стремление к какой-то активности (санкхара), которая потом обрастая ниданами доходит сначала до веданы (приятных чувств) потом до жажды и привязанности к ней? Будда, как я понял, говорит, что страдание всему причина.
Причина нахождения в сансаре - танха. Танха возникает из-за авидджжи. А дуккха - это уже следствие нахождения в сансаре. Дуккха на фундаментальном уровне - это как раз таки аничча.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 478
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#43 Frithegar » 16.05.2018, 18:14

Топпер писал(а): Аничча, анатта, дуккха не являются следствием танхи.

ti-lakkhana или "три характеристики существования"
http://www.theravada.ru/Teaching/Glossary/three-characteristics.htm

"Существование" - это "бхава". То, что является следствием "танха-упадана" в "патичча самуппада". Или существование это следствие в буддизме жажды и привязанности к её удовлетворению. В любом из миров сансары. Так вот, эти три характеристики - три признака того, что какой-либо вид существования (бхавы) есть. Если есть аничча, анатта, дукха - значит есть и бхава или существование. Но если страдание прекращается так как найдена его основная причина - тогда постепенно прекращаются и изменения (аничча) и разделение на "я" и "не-я" (атта-анатта). И наступает ниббана. Прекращение страдания, изменений и разделения на "я" и "не-я"

Топпер писал(а):Следствием танхи является обретение нового рождения в сансаре.

Да, через две ниданы. Если есть жажда к приятному - есть и её удовлетворение и привязанность к этому удовлетворению (упадана). Что порождает бхава - какой-либо вид существования в каком-либо из миров. И там, в этом мире куда привели карма и асава (потоки) и происходит рождение ... а то, что родилось - это непременно состарится и умрет ("джара-марана" последняя нидана в "патичча самуппада"). Потому, чтобы не умирать - нужно прекратить рождение ("джати")

Топпер писал(а):Т.е. Будда перестал существовать в момент просветления под деревом Бодхи?

"рождение уничтожено, святая жизнь прожита и не будет более возвращения в какой-либо из видов существования". Обычно так оканчиваются сутты, где говорится об освобождении. То есть в смысле бхава - да, прекращение не только бхава, но и вообще всей "патичча самуппада" ... Еще есть примечательный разговор между брамином одним и Буддой. Брамин последовательно спрашивает не человеком ли Будда себя осознает, не дэвой ли, ни гандхаббой ... и т.д. перечисляя все сансарические способы существовать. И Будда отвечает на все эти вопросы, что он хозяин или господин всякого вида существования, потому что обрубил все асава (потоки), которые могут привести к какому-либо из видов бхавы или существования. Тогда Брамин спрашивает, кто же он такой. И Будда сравнивает своё состояние с лотосом, который вырос из земли, прошел через воду, но цветок которого открылся уже вне обычного существования. И не смачиваем водой мира. Это смысл
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#44 Frithegar » 16.05.2018, 18:33

Топпер писал(а):Причина нахождения в сансаре - танха. Танха возникает из-за авидджжи. А дуккха - это уже следствие нахождения в сансаре. Дуккха на фундаментальном уровне - это как раз таки аничча.

Да, обычно Будда говорит, что причина и источник страдания - это жажда. В том что считается началом вообще, первой проповедью (Дхаммачакка паваттана сутта: Поворот колеса Дхаммы СН 56.11) он так и сказал:

Первая благородная истина

И это, монахи, Благородная Истина о страдании:

* рождение есть страдание,
* старение есть страдание, ....
... * не получение желаемого есть страдание,
* если кратко, то пять совокупностей, подверженных цеплянию, есть страдание.

Вторая благородная истина

И это, монахи, Благородная Истина об источнике страдания: это жажда, что ведёт к новому существованию (yāyaṃ taṇhā ponobbhavikā), сопровождаемая наслаждением и страстным желанием, ищущая удовольствия здесь и там; то есть, жажда к чувственным удовольствиям, жажда к существованию, жажда к несуществованию.

Третья благородная истина

И это, монахи, Благородная Истина о прекращении страдания: это безостаточное угасание и прекращение этой самой жажды, оставление и отбрасывание её, освобождение от неё, отсутствие опоры на неё. ...

http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... mmacakka-pavatana-sutta-sv.htm

тем не менее, жажда (танха) - это 8-я нидана. До неё нужно еще как-то дойти от самого начала - то есть от невежества. Процесс должен быть чем-то побуждаем и до возникновения танхи. ... Потому и говорится, что "патичча самуппада" это в целом 12 причин страдания. И сами ниданы обусловлены страданием
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

  • 2

#45 Топпер » 16.05.2018, 18:34

Frithegar писал(а):"Существование" - это "бхава". То, что является следствием "танха-упадана" в "патичча самуппада". Или существование это следствие в буддизме жажды и привязанности к её удовлетворению. В любом из миров сансары. Так вот, эти три характеристики - три признака того, что какой-либо вид существования (бхавы) есть. Если есть аничча, анатта, дукха - значит есть и бхава или существование.
Можно и так сказать. Можно немного по-другому: три характеристики существования - характеристики любых конструкций. Т.е. всех сансарных дхамм.
Но если страдание прекращается так как найдена его основная причина - тогда постепенно прекращаются и изменения (аничча) и разделение на "я" и "не-я" (атта-анатта). И наступает ниббана. Прекращение страдания, изменений и разделения на "я" и "не-я"
Оно прекращается в два этапа: при достижении саупадисесаниббаны - прекращаются психические страдания. Остальные: физические и "страдания дхамм" т.е. наиболее глубинная форма страдания - "аничча" всех дхамм сохраняется.
Полное прекращение оставшихся видов страдание происходит в момент смерти тела и ухода "каммических остатков".
Да, через две ниданы. Если есть жажда к приятному - есть и её удовлетворение и привязанность к этому удовлетворению (упадана). Что порождает бхава - какой-либо вид существования в каком-либо из миров. И там, в этом мире куда привели карма и асава (потоки) и происходит рождение ... а то, что родилось - это непременно состарится и умрет ("джара-марана" последняя нидана в "патичча самуппада"). Потому, чтобы не умирать - нужно прекратить рождение ("джати")
Совершенно верно. Но я не совсем про это. я про то, что саму сансару ("вместилище") производит не исключительно танха живого существа. Т.е. те же рупа калапы отнюдь не всегда являются продуктом каммы.
"рождение уничтожено, святая жизнь прожита и не будет более возвращения в какой-либо из видов существования". Обычно так оканчиваются сутты, где говорится об освобождении. То есть в смысле бхава - да, прекращение не только бхава, но и вообще всей "патичча самуппада"
Если Будда говорит так, то странно при этом считать, что его существование закончилось. Ему рот хотя бы нужен в этом случае для того, чтобы такую фразу произнести.
... Еще есть примечательный разговор между брамином одним и Буддой. Брамин последовательно спрашивает не человеком ли Будда себя осознает, не дэвой ли, ни гандхаббой ... и т.д. перечисляя все сансарические способы существовать. И Будда отвечает на все эти вопросы, что он хозяин или господин всякого вида существования, потому что обрубил все асава (потоки), которые могут привести к какому-либо из видов бхавы или существования. Тогда Брамин спрашивает, кто же он такой. И Будда сравнивает своё состояние с лотосом, который вырос из земли, прошел через воду, но цветок которого открылся уже вне обычного существования. И не смачиваем водой мира. Это смысл
Обычно этот фрагмент трактуют так, что Будда уже не человек, но не трактуют, что он исчез в миг просветления.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 478
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

  • 1

#46 QuantUm » 16.05.2018, 19:05

Maksim Furin писал(а):Но когда вы умрёте - это нигде заранее не определённая дата, на которую влияют множество переменных. Равно как и надвигающую грозу может банально сдуть, и дождь пройдёт мимо вас.

Если всё таки гроза пройдет мимо это будет значить что другие причины и условия сложились таким образом что она прошла.. Такие о которых просто нам было не известно. То есть в какой то мере это именно предопределенность..

Maksim Furin писал(а):"Я ничего не имею против веры в предопределённость событий. Каждый волен сам выбирать в какие нефальсифицируемые догмы ему верить, или не верить вовсе. Но я говорю что с точки зрения Дхаммы подобное верование опоры не находит, и как верно подметил whateverpal, является даже вредным. Почему? Потому что имея взгляд о предопределённости событий можно загубить зарождение вирьи (усердия) или вообще впасть в уныние какое-нибудь.

Я имею ввиду лишь то, что все обусловлено и всё на что мы способны так это из почти бесконечного количества вариантов выбирать какой то один или да же несколько и действовать в соответствии со своими решениями. По моему вся проблема в том, что мы с вами по разному понимаем предопределенность.. Я понимаю её как причинно-следственную связь всех вещей и по моему Будда учил именно этому. Я имею ввиду камму.
QuantUm
Аватара
Репутация: 21
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#47 QuantUm » 16.05.2018, 19:10

Топпер писал(а):Мне кажется, что тут уместнее было бы говорить просто об очень точном прогнозе на будущее. До определённого смысла каждый из нас может делать такой прогноз весьма точно. Например мы более-менее представляем, что будем делать сегодня вечером.

Вот-вот. Об этом я и пытался сказать как мог.) То есть будущее зависит от глубины нашего знания причин и условий из которого оно состоит. Точнее не само будущее, а наше знание о нём..
QuantUm
Аватара
Репутация: 21
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

#48 Frithegar » 16.05.2018, 19:14

Топпер писал(а):Можно и так сказать. Можно немного по-другому: три характеристики существования - характеристики любых конструкций. Т.е. всех сансарных дхамм.

Тут однозначно, как я понял. Есть либо бхава. И если есть бхава - тогда существование в одном из миров сансары. И у бхавы есть такие признаки как аничча, анатта, дуккха. А есть "бхаваниродхо ниббанам" - "ниббана это прекращение бхавы" (любого существования в любом из миров). И если есть ниббана - тогда эти три характеристики исчезают. Аничча становится "ничча" (непрерывностью или прекращением изменений). То есть "времени больше не будет". Дуккха прекращается вместе с противоположным ей суккха (чувством активно-приятного) и наступает "состояние богов" - безболезненность. И анатта и атта более не разделены, они объединяются в Едином.

Топпер писал(а):Оно прекращается в два этапа: при достижении саупадисесаниббаны - прекращаются психические страдания. Остальные: физические и "страдания дхамм" т.е. наиболее глубинная форма страдания - "аничча" всех дхамм сохраняется.
Полное прекращение оставшихся видов страдание происходит в момент смерти тела и ухода "каммических остатков".

Да, в СН 36.6 говорится о "двух чувствах". В палийском оригинале написано "кайика" и "четасика". В русском переводе переведено как "телесное" и "умственное". И вот, говорится что обычный человек испытывает два чувства, когда приходит страдание: и кайику, и четасику. Он "бьёт себя в груди, становится обезумевшим" и сравнивается, что его как бы пронзают два дротика. А вот ученик Благородных испытывает уже только одно чувство - "кайику", тогда как "четасику" уже не испытывает. В "вопросах Милинды" Нагасена повторяет это же самое царю Милинде. ... Суть в том, что "кайика" - это чувство, связанное с кармой и его невозможно не испытывать ("кайя" - буквально "кармические накопления", это не совсем "тело"). Потому, когда кармическое страдание приходит, никто не может его не испытывать. Но вот мудрец не возобновляет страдание. Он "не безумствует, не горюет и не плачет, не бьёт себя в груди". Испытывает только одно чусвство - кайику. Но четасика (от "четана" - воля) в его власти. Он понимает, что поддерживать карму протестами и возмущениями - только удлинять путь к освобождению. Отсюда полное спокойствие и невозмутимость у высоких продвинувшихся практикующих. Хотя страдание они всё-таки испытывают, когда приходит карма. Но только от "одного дротика" ... И в "вопросах Милинды" царь спрашивает: почему же мудрец не уходит в нирвану сразу? Нагасена отвечает: "он дожидается созревания плода и не срывает плод не созревшим". То есть, полностью изживает следствия кармы
Последний раз редактировалось Frithegar 16.05.2018, 19:16, всего редактировалось 1 раз.
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#49 QuantUm » 16.05.2018, 19:15

Frithegar писал(а):И Будда сравнивает своё состояние с лотосом, который вырос из земли, прошел через воду, но цветок которого открылся уже вне обычного существования.

Что это значит? Есть какое-то необычное существование? Ниббана - это необычное существование?
QuantUm
Аватара
Репутация: 21
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 12.04.2016
Традиция: Тхеравада

  • 1

#50 Топпер » 16.05.2018, 19:23

Frithegar писал(а):Тут однозначно, как я понял. Есть либо бхава. И если есть бхава - тогда существование в одном из миров сансары. И у бхавы есть такие признаки как аничча, анатта, дуккха.
я бы тут сделал уточнение и расширил: три признака существования есть у всех сансарных дхамм. Даже у тех, которые не входят в "наше" тело.
А есть "бхаваниродхо ниббанам" - "ниббана это прекращение бхавы" (любого существования в любом из миров). И если есть ниббана - тогда эти три характеристики исчезают.
Полная, безостаточная Ниббана. В противном случае у остатка есть эти три характеристики.
Аничча становится "ничча" (непрерывностью или прекращением изменений). То есть "времени больше не будет".
Не знаю, честно говоря, можно ли к Ниббана дхамме применить характеристику "ничча". Всё-таки время - продукт сансарный. А если мы скажем, что сансара "вечна" в нашем понимании, то это как-то..... этернализмом попахивает. Возможно лучше не обозначать вообще.
Дуккха прекращается вместе с противоположным ей суккха (чувством активно-приятного) и наступает "состояние богов" - безболезненность.
Дуккха и суккха, как сансарные феномены есть аничча по своей природе. И в этой аничче дуккха даже суккхи.
И анатта и атта более не разделены, они объединяются в Едином.
Что-то это вообще какая-то адвайта веданта.
Суть в том, что "кайика" - это чувство, связанное с кармой и его невозможно не испытывать ("кайя" - буквально "кармические накопления", это не совсем "тело").
Телесные чувства возникают по разным причинам. Отнюдь не только по каммическим.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 478
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#51 Frithegar » 16.05.2018, 19:33

Топпер писал(а):Если Будда говорит так, то странно при этом считать, что его существование закончилось. Ему рот хотя бы нужен в этом случае для того, чтобы такую фразу произнести.

Ну, существование, это следствие танха-упадана. А Будда - тот, кто полностью прекратил удовлетворение любой жажды. При ощущении её, что даже в продвинувшемся старом монахе уже почти нет. Тем более этого не может быть в Будде - возникновения желания само собой, как у нас. В любом из существований он больше ничего не хочет, чтобы что-то сбылось из того, что хотим мы. И не испытывает при этом сожаления или печали, что этого больше никогда не будет. И не испытывает при этом страдания от неимения этого. И не испытывает мечтаний (санкхара), что вот "сейчас перетерпится, а где-то там потом это вернется ко мне, каким-то способом". Только одна такая мысль непременно и вернет обратно в круговорот сансары. Даже одна такая неизжитая мысль вернет в условия, соответствующие мечтаниям. ... Вероятно, Будда продолжал поддерживать своё физическое тело, но это и всё. Это нельзя назвать существованием в смысле "патичча самуппада"... Существование - это самосохранение "себя" путем постоянного удовлетворения нескольких видов жажды. И, самое главное, хотение (санкхара, санчетана) удовлетворения этой жажды
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#52 Топпер » 16.05.2018, 19:42

Frithegar писал(а):Ну, существование, это следствие танха-упадана. А Будда - тот, кто полностью прекратил удовлетворение любой жажды. При ощущении её, что даже в продвинувшемся старом монахе уже почти нет. Тем более этого не может быть в Будде - возникновения желания само собой, как у нас. В любом из существований он больше ничего не хочет, чтобы что-то сбылось из того, что хотим мы. И не испытывает при этом сожаления или печали, что этого больше никогда не будет. И не испытывает при этом страдания от неимения этого. И не испытывает мечтаний (санкхара), что вот "сейчас перетерпится, а где-то там потом это вернется ко мне, каким-то способом". Только одна такая мысль непременно и вернет обратно в круговорот сансары. Даже одна такая неизжитая мысль вернет в условия, соответствующие мечтаниям. ...
Однако тело Будды всё-ещё оставалось. Это тоже бхава.
Вероятно, Будда продолжал поддерживать своё физическое тело, но это и всё. Это нельзя назвать существованием в смысле "патичча самуппада".
Можно. Потому и выделен отдельный термин: "Ниббана с остатком". Остаток этот вполне хорошо себе ходил, говорил, ел, пил, испражнялся, уставал, болел, старел. В принципе это и называют существованием вообще то.
.. Существование - это самосохранение "себя" путем постоянного удовлетворения нескольких видов жажды.
Это очень узкое определение. Камни тоже существуют. Однако никакой своей жажды при этом не удовлетворяют.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 478
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#53 Frithegar » 16.05.2018, 19:48

Топпер писал(а):Телесные чувства возникают по разным причинам. Отнюдь не только по каммическим.

вы не поняли. Кайя - это вообще кармические накопления. Есть ведана-кайя (vedanākāyā), санна-кайя (saññākāyā) ... (см палийский оригинал "Упадана парипаватта сутта" хотя бы тут)
Это не тело или не только тело, как переводят.

... Что касается "анатта - атта", это вообще отдельный разговор. Долгий, если его начать и вести. Или отсутствие разговора :) Если вы и дальше будете утверждать что "у человека нет никакого "я"" или что "Будда отрицал Атман" и прочее в этом роде. Я скажу откровенно: ни в одном из изначальных палийских текстов (палийских оригиналов) я нигде не нашел даже намека на эти ваши утверждения. Страшные утверждения в их истинной сути.

Об этом можно либо говорить, либо не говорить. Как хотите
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#54 Frithegar » 16.05.2018, 19:50

Топпер писал(а):Однако тело Будды всё-ещё оставалось. Это тоже бхава.

Если тело анатта (не-Атман или не-Субъективность), если нет никакого вида жажды относительно тела какое может быть существование? Нет, не согласен, извините
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

  • 2

#55 Топпер » 16.05.2018, 19:53

Frithegar писал(а):вы не поняли. Кайя - это вообще кармические накопления. Есть ведана-кайя (vedanākāyā), санна-кайя (saññākāyā) ... (см палийский оригинал "Упадана парипаватта сутта" хотя бы тут)
Это не тело или не только тело, как переводят.
Тогда я не понял о чём вы.
... Что касается "анатта - атта", это вообще отдельный разговор. Долгий, если его начать и вести. Или отсутствие разговора :) Если вы и дальше будете утверждать что "у человека нет никакого "я"" или что "Будда отрицал Атман" и прочее в этом роде.
Будда говорил о пяти ккхандхах и о том, что вне их нет ещё чего-то, составляющего человека
[Благословенный сказал]: «Монахи, я объясню вам, что такое «всё». Слушайте внимательно, я буду говорить».
«Как скажете, учитель» – ответили монахи.
Благословенный сказал: «Что такое «Всё»? [Это] глаз и формы, ухо и звуки, нос и запахи, язык и вкусы, тело и тактильные ощущения, ум и ментальные феномены. Это, монахи, называется «всё». И если кто-либо скажет: «Отвергнув это «всё», я опишу иное «всё» – то с его стороны это будет лишь пустым хвастовством. Если бы его расспросили [на этот счёт], то он не смог бы ответить и повстречал бы лишь досаду. Почему? Потому, что это вне его области [познания]».
Сабба сутта.

Будда отрицал атман уже начиная со второй своей проповеди. Она так и называется "анатта лаккхана сутта". Сутта о отсутствии атты.
Я скажу откровенно: ни в одном из изначальных палийских текстов (палийских оригиналов) я нигде не нашел даже намека на эти ваши утверждения. Страшные утверждения в их истинной сути.
Вы не буддист, как я понимаю?
Frithegar писал(а):Если тело анатта (не-Атман или не-Субъективность), если нет никакого вида жажды относительно тела какое может быть существование? Нет, не согласен, извините
С людьми, которые отрицают очевидное я думаю, что нет смысла продолжать диалог.
Топпер
Бхиккху
Аватара
Репутация: 478
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 15.05.2018
Традиция: Тхеравада

#56 Maksim Furin » 16.05.2018, 19:53

QuantUm писал(а):Я имею ввиду лишь то, что все обусловлено и всё на что мы способны так это из почти бесконечного количества вариантов выбирать какой то один или да же несколько и действовать в соответствии со своими решениями. По моему вся проблема в том, что мы с вами по разному понимаем предопределенность.. Я понимаю её как причинно-следственную связь всех вещей и по моему Будда учил именно этому. Я имею ввиду камму.

Так с тем что все обусловленное никто и не спорит, равно как и с тем что есть плоды у действий. Но все это к предопределённости не имеет отношения.
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 938
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

#57 Frithegar » 16.05.2018, 19:56

Топпер писал(а):Это очень узкое определение. Камни тоже существуют. Однако никакой своей жажды при этом не удовлетворяют.

Вынужден сказать то, что говорил уже много раз на разных площадках: в буддизме нет чего-то "самого по себе" как в западной философии. Типа "вещи в себе" Канта. Все то, что существует - всё это существует так как оно осознается мной. И нет другого критерия оценки мира и других существ. ... Еще нужно правильно перевести великие буддийские источники
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#58 Maksim Furin » 16.05.2018, 19:57

Frithegar писал(а):Что касается "анатта - атта", это вообще отдельный разговор.
Не надо, сжальтесь. :smile:
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению
Maksim Furin M
Аватара
Откуда: Днепр
Репутация: 938
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 27.09.2016
Традиция: Нет

#59 Frithegar » 16.05.2018, 19:59

Топпер писал(а):Вы не буддист, как я понимаю?

Не будем спорить о личностных установках :)
Хороший спор - аргументированный спор.
Приводите аргументы, если есть желание
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

#60 Frithegar » 16.05.2018, 20:02

Топпер писал(а):С людьми, которые отрицают очевидное я думаю, что нет смысла продолжать диалог.

Я бы добавил к вашему: "с людьми, которые предубежденно отрицают очевидное ..."
Но, надеюсь, что перемены в мышлении относительно этого всего всё-таки ощущаются не одним мной
Frithegar M
Аватара
Репутация: 180
Сообщения: 816
Зарегистрирован: 28.05.2016
Традиция: Нет

Пред.След.

Вернуться в АБХИДХАММА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 2 гостя