Список форумов › Теория и практика › ПОЛЕМИКА
Но в этом случае логично будет предположить, что не просто у нравственного человека, а Араханта негативный плод каммы вообще не проявится. Камма просто "его не найдет".
Но факт ослабления имеет место быть и, вероятно, чем ближе к Париниббане Арахант, тем бессильней по отношению к нему камма. Этот факт подтверждает, что камма Араханта не исчерпывается, а затухает и исчезает.
Этот факт подтверждает, что камма Араханта не исчерпывается, а затухает и исчезает.
kamma ego ne naidet
Камма - причина перерождения, так? Камма всегда накапливается в течение жизни, так? Если "первого момента не увидеть, когда существа начали скитаться в сансаре", это означает безумное множество жизней, не так ли? И в течение неимоверного количества жизней накопилось неимоверное количество каммы, нет так ли? Идея, что её накопилось не так уж много можно объяснить только одним способом: в текущей жизни существо переживает и исчерпывает камму предыдущей жизни, в следующей - исчерпывает камму этой жизни и т.д. Но в суттах четко говорится о накапливании "излишек каммы", т.е. такой каммы, которая вся не реализуется в следующей жизни, а будет реализовывать в последующих. Но и во всех последующих жизнях камма вновь накапливается. В итоге получаем много, очень много каммы.Во-первых, что каммы может и не быть чрезмерно много (утверждения, что её бесконечно много - в суттах нет
Но при этом Будда говорит, что проживают в хороших уделах единицы (где могут реализовать камму, чтобы не пошла дальше, но и в этих мирах она всё равно накапливается), бол-во - в плохих уделах: а там наделать каммы плохой, судя по всему, можно с легкостью да так, что не расхлебаешь потом и долги будут висеть еще и в далеких будущих жизнях.во-вторых, у хорошего человека она созревает и не переходит дальше (а это в суттах есть).
Такое допустить возможно, что она изживается незаметно. Но как незаметно и не доставляя дискомфорта изживется большой пласт негативной каммы? Только если допустить, что арахантом может стать тот, у кого за плечами остался некий минимум злодеяний, а в остальном там всё хорошо. Но это будет противоречить идее приложения усилий, для достижения арахантства, а будет зависеть от того, насколько ты чист от прошлого, созрел ли, так сказать.И опять же сутта о комке соли говорит о том, что даже сильная плохая камма будет очень слабой у араханта - так что никакой чрезмерной постоянной и бесконечной боли и т.д. не будет у него
Арахантами были тысячи, судя по Канону. А несчастных случаев подобного рода было не так уж много, не статистически много (конечно, судя по упоминаниям их в ПК), чтобы утверждать однозначно, что камма по-быстрому начинает лезть из всех щелей. Или опять же возвращаемся к идее, что арахантом не станешь, хоть на голову встань и по 24 часа практикуй, если не изжито бол-во негативной каммы. Но вроде как Будда говорит, что искреннее желание и достаточно приложенные усилия могут сделать тебя арахантом и ждать какого-то очищения не надо.Но, тем не менее, определённые проблемы могут начаться - Ангулималу били камнями, арханатов бодала корова и т.д. Всё это в суттах есть. Т.е. изживание каммы происходит.
Камма - причина перерождения, так? Камма всегда накапливается в течение жизни, так? Если "первого момента не увидеть, когда существа начали скитаться в сансаре", это означает безумное множество жизней, не так ли? И в течение неимоверного количества жизней накопилось неимоверное количество каммы, нет так ли? Идея, что её накопилось не так уж много можно объяснить только одним способом: в текущей жизни существо переживает и исчерпывает камму предыдущей жизни, в следующей - исчерпывает камму этой жизни и т.д. Но в суттах четко говорится о накапливании "излишек каммы", т.е. такой каммы, которая вся не реализуется в следующей жизни, а будет реализовывать в последующих. Но и во всех последующих жизнях камма вновь накапливается. В итоге получаем много, очень много каммы.
Но при этом Будда говорит, что проживают в хороших уделах единицы (где могут реализовать камму, чтобы не пошла дальше, но и в этих мирах она всё равно накапливается), бол-во - в плохих уделах: а там наделать каммы плохой, судя по всему, можно с легкостью да так, что не расхлебаешь потом и долги будут висеть еще и в далеких будущих жизнях
Такое допустить возможно, что она изживается незаметно. Но как незаметно и не доставляя дискомфорта изживется большой пласт негативной каммы? Только если допустить, что арахантом может стать тот, у кого за плечами остался некий минимум злодеяний, а в остальном там всё хорошо.
Но это будет противоречить идее приложения усилий, для достижения арахантства, а будет зависеть от того, насколько ты чист от прошлого, созрел ли, так сказать.
Арахантами были тысячи, судя по Канону. А несчастных случаев подобного рода было не так уж много, не статистически много (конечно, судя по упоминаниям их в ПК), чтобы утверждать однозначно, что камма по-быстрому начинает лезть из всех щелей.
Или опять же возвращаемся к идее, что арахантом не станешь, хоть на голову встань и по 24 часа практикуй, если не изжито бол-во негативной каммы.
Но вроде как Будда говорит, что искреннее желание и достаточно приложенные усилия могут сделать тебя арахантом и ждать какого-то очищения не надо.
Елена Котельникова писал(а):Федор, если я правильно поняла мысль Сергея, то он ни разу не сказал, что камму можно вот так просто изжить или отработать. И вроде он нигде неподвергал сомнению слова Будды о том, освобождение достигается мудростью и чистотой ума, а не отработкой всей каммы. О
Опять же, самое главное в этом деле - прекращение производства новой каммы.
Вот после прочтения нескольких обсуждаемых здесь сутт уменя сложилось такое же мнение как у Сергея. Единственное, что мне слово отработка не нравится. Употребляемое в переводе "изнашивание" лучше смысл отражает. Мне не очень понятна была идея о недействующей после смерти архата камме. Получается, как будто камма - это нечто отдельное от ума. Весь поток ума разрушился, а камма осталась, но не работает. А тут как раз эти сутты - все на свои места и встало. И они кажутся мне совершенно однозначными, без скрытого смысла. Однако, тот факт, что об этом не говорится часто в Каноне, свидетельствует, что данный момент для практики не очень важен. Просто на определенном этапе человек (уже архат) видит, что все прошлые проступки дальше не проследуют, а дадут плоды прямо здесь, в этом теле.Федор писал(а):Елена Котельникова писал(а):Федор, если я правильно поняла мысль Сергея, то он ни разу не сказал, что камму можно вот так просто изжить или отработать. И вроде он нигде неподвергал сомнению слова Будды о том, освобождение достигается мудростью и чистотой ума, а не отработкой всей каммы. О
Я понимаю. Но мы рассматривали конкретно вопрос каммы Арахантов. И здесь Сергей настаивает именно на отработке оставшейся каммы Арахантом. Мы же с Топпером считаем, что камма оставляется Арахантом после Париниббаны здесь, как и вся сансара, без разницы - отработана она или нет.
Подумайте сами - если бы камму возможно было бы изжить, отработать, то зачем вообще нужно было бы освобождение? Учил бы тогда Будда достижению небесных миров, вечного счастья(ведь дурной каммы нет у высоконравственных существ, она изжита). Чем не освобождение от страдания? Отработать путь очищения каммы - и вперед. Но нет, эта идея не проходит, как мы знаем. Потому что она с истиной не согласуется. а истина та в том заключается, что камму невозможно изжить, покуда мы в сансаре.
И почему именно такие слабые плоды она даст? (или вообще не даст).Здесь наши мнения расходятся. Я уже объяснил выше причину, как я ее вижу: потому что Арахант уже при жизни освобожден и камма его просто не достанет, за исключением очень сильной каммы, проявившейся слабым эхом. Но не потому что он ее исчерпал!
Если теория о том, что камма остаётся в незадействованном виде после смерти араханта, верна -- почему тогда вообще на арахантов действует плохая камма?
Выше я говорил, что вступивший в поток - очевидно - уже тоже начинает испытывать на себе изнашивание негативной каммы, и именно по этой причине у него не остаётся до момента смерти той каммы, которая ввергла бы его в нижние миры. На этот аргумент мне возражали - мол, ничего подобного - вступивший в поток просто лишь задавливает негативную камма своей благостью,
Очевидно, такая идея о подавлении благостью негативной каммы - она не работает.
То есть выходит, что можно много-много грешить, камма эта НИКОГДА не созреет за всю бесконечность.
А потом ловким взмахом волшебной палочки негодяй уходит в ниббану. Какая-то несуразица получается, не находите?
и прочее. Давайте вдумываться в прочитанное.Только она не действует на освобожденного, так только камушки бросает от бессилия своего.
А иначе было как в примере у Сергея - негодяй поубивал кучу народу, правда после этого негодяем быть перестал, стал святым, ушел в ниббану и избежал последствий от прошлых злодеяний. Не достала его камма, укрылся он от неё. А такого быть не может, об этом Будда неоднократно говорил.
Сейчас этот форум просматривают: 115 гостей