#79 Jons » 07.09.2014, 21:09
Ранний буддизм действительно многое заимствовал из прото-веданты, прото-санкьи и прото-йоги (не путать с даршанами позднего индуизма). Это одно из самых слабых мест буддизма и объект критики со стороны ученых, фундамент буддизма целиком в древнеиндийских религиях и прозрении самого Будды.
Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия "Всеобщность дуккхи не была открытием Будды, об этом говорилось и в упанишадах и в ранней санкхье... Позиция Бронкхорста сводится к следующему: учение Будды представляет собой сочетание собственных идей основателя буддизма и разных «заимствований»... Но если мы поставим вопрос о том, что в буддийской медитации собственно «буддийского», не заимствованного из брахманско-шраманской традиции йоги, то столкнемся с парадоксальной ситуацией. Подавляющее большинство медитативных практик, описанных в буддийских текстах, восходят к до-буддийским или небуддийским источникам (практика дхьян, концентрации и др)... Практики, которые в буддийских текстах не критикуются, Бронкхорст называет «буддийской медитацией», хотя большинство из них заимствованы из «основной традиции»"
Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация "Установленные к настоящему времени факты свидетельствуют, что изначально буддизм не был вполне независим от прочих религиозно-философских течений Индии... Даже такой крупный исследователь, как П. Кане, называл Будду «великим реформатором индуизма», т. е. отказывал ему в праве считаться основателем самостоятельного учения... Итак, связь этого учения с предшествовавшими или синхронными ему ортодоксальными, а также реформаторскими доктринами не подлежит сомнению. Определенные параллели наблюдаются как между ним и упанишадами, так, к примеру, и между упанишадами и джайнизмом, буддизмом и санкхьей и т. д."
Степанянц М. Т., Шохин В. К. Философия буддизма: энциклопедия "Буддизм заимствовал y [санкхьяика] Aрады Kаламы и эту категорию [пустотности]... Интересно, что концепция Антарабхавы была частично заимствована и в брахманистских школах... Хотя текст сутр йоги уступает по древности данным «Катхаваттху», нет сомнения, что именно буддисты заимствовали основные парадигмы теории психотехники y брахманистских йогинов, a не наоборот"
И из старого:
Рихард Пишель. Будда: его жизнь и учение "На вопрос этот отвечать теперь легче, чем прежде, с тех пор как мы знаем, что теоретически буддизм основывается на философии Самкхья-йога... Как философская система буддизм стоит, как уже сказано, невысоко. Он в полной зависимости от Самкхья-йоги, и его корни вполне в почве Индии... Таким образом, теоретически буддизм почти все заимствовал от Самкхья-йоги"
Сарвепалли Радхакришнан. Индийская Философия. Том 1 "Бюрнуф думает, что буддизм только выполняет принципы санкхьи... Согласно Якоби и Гарбе, положения санкхьи о двоичности и перечисление таттв древнее буддизма... Идеи системы йога оказали большое влияние на ранний буддизм"
Идея кармы прекрасно разработана в двух ранних упанишадах, их сочинили до Будды, т.е. истоки представлений о карме опять же в брахманизме. Анатма-вады не было в раннем буддизме, как и некоторых иных концепций буддизма школьного.
Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия "Например, они считают (К.Р. Норман, Шмид-тхаузен и др.), что учение о четырех благородных истинах является добавкой, хотя и сравнительно ранней, к древнейшей версии «биографии» Будды (в таких текстах, как «Дхаммачаккапаваттана-сутта», «Сутра о повороте колеса Дхармы»). Это подтверждают исследования отечественного ученого Б.И. Кузнецова, изучившего широкий круг ранних буддийских текстов, сохранившихся в переводе на тибетский язык. Он полагает, что такие известные буддийские учения, как учение о четырех благородных истинах, о восьмеричном пути освобождения и взаимозависимом происхождении приобрели окончательную форму лишь в хинаянской школе сарвастивада. Предположение о том, что ядро учений Будды, сохраняющееся во всех направлениях буддизма, есть продукт поздних систематизации (об этом говорили еще в начале XX в. К. Рис-Дэвидс и С. Шаер), заставляет ученых подвергнуть серьезному критическому анализу все тексты палийского канона, считающиеся «древними». Эта работа далека от завершения. Предвосхищая ее результаты, можно с уверенностью сказать, что «историческое» учение Будды, реконструированное из самых древних частей палийского канона, будет совсем иным, чем то учение, которое стало предметом веры и знания многих поколений буддистов во многих странах. В нем не будет ни учения о не-атмане (отсутствии неизменной души), ни концепции пратитья-самутпады («взаимозависимого происхождения»), ни «восьмеричного пути», ни, возможно, даже четырех благородных истин"
И уникальной анатма-вада уж точно не является т.к. древнеиндийские материалисты (локаята) постоянно на этом настаивали, а локаятиков косвенно критикуют уже авторы первых упанишад... Уникальность прозрения Будды заключается совсем в ином, но это отдельная тема, а шраманизм вполне неплохо изучен и описан индологией, например можно почитать "Школы индийской философии: Период формирования" и "Индийская философия. Шраманский период".