Mira писал(а):1) "жестко" - это как?
Т.е. Будда не идёт на компромисс между Дхаммой и иным учением. Он либо выслушивает, либо пересказывает основные положения иного учения, затем даёт свой комментарий, пояснение, опровержение этого иного учения. В этом смысле "жёстко". Можно "последовательно", если угодно.
Mira писал(а):2) Будда - основатель учения. У нас есть Тхеравада, логичнее заниматься проблемами внутри своей традиции, чтобы во первых: сохранить ее неизменной, а во вторых: добиться ее процветания.
Можно в милионный раз как заезженная пластинка доказывать превосходство Тхеравады перед Махаяной (не дай бог, кто-то еще не в курсе, надо срочно поправить его воззрения), а можно направить эти силы на помощь самим тхеравадинам, просветительскую, культурную. Противостояние отнимает слишком много ресурсов.
Возможно, очередная "победа" в споре и привлечет новых последователей. Но наличие неграмотных, оганиченно мыслящих, теравадинов на пользу традиции вряд ли пойдет, как раз - наоборот, традиция рискует стать прибежищем для людей недостаточно глубоких, нетерпимых и агрессивных. В этом случае упадок Дхаммы в традиции Южного буддизма неминуем.
Это верно и я с этим согласен. Развитие своей традиции есть первостепенная задача. Но и защита своей веры (именно защита) тоже важна. Ну ведь никто из нас не ходит в храмы или мечети с прозелитистской целью. Но когда мне говорят, что Будда учил слиянию с богом, я не могу согласиться с этим утверждением. Я считаю должным прояснить неясные моменты и развеять заблуждения, за исключением некоторых ситуаций, когда понимаю, что мои действия не принесут плодов (к примеру, когда сталкиваюсь с упёртыми шизотериками).
Mira писал(а):Перед кем защищаете? Перед представителями ДРУГОЙ традиции? Другая традициция существует на равне с нашей 2 ТЫСЯЧИ ЛЕТ! И чем она Тхераваде может угрожать? Или конфликт с другими традициями - неприменное условие выживания Тхеравады? Не думаю.
Жизнь такова, что отгородиться от всех и жить самим по себе не получится. Нам неминуемо приходится сталкиваться с представителями иных воззрений, у которых, возможно, есть предвзятое мнение о буддизме. Посему небессмысленно было бы уметь общаться с такими людьми.
***
Я, кстати, только что вспомнил недавно переведённые сутты -
АН 10.93 и
АН 10.94, в которых домохозяева вели беседу с представителями других религий, после чего рассказывали о случившемся самому Будде. Вот что он ответил:
И вскоре после того, как домохозяин Анатхапиндика ушёл, Благословенный обратился к монахам: «Монахи, если какой-либо монах, даже который посвящён [в монашество] уже как сотню лет в этой Дхамме и Винае, станет тщательно опровергать разумным доводом странников-приверженцев иных учений, то ему следует опровергать их точно так, как это сделал домохозяин Анатхапиндика».
Так что Будда допускал полемику.