Киттисаро писал(а):В тхераваде бодхисаттвы ниоткуда не нисходят. Бот-тва это обычный человек, стремящийся стать наилучшим из архатов, обладающим абсолютным знанием Дхаммы и всеми сверхспособностями. Будда не выше архата, он лучший из них. И ниббана у них одна - прекращение оно для всех однаково. Это существа одной категории.
Часто термин Бодхисаттва ошибочно применяется ко всем существам, стремящимся развить Бодхичитту – желание достичь состояния Будды для освобождения всех живых существ от страданий. Однако в Сардхадвисахасрика праджняпарамита сутре было разъяснено, что термин "бодхисаттва" может быть применён только к существу, достигшему первого уровня освобождения – реализовавшему первую "бхуми".
Иерархия ступенек лестницы достижений бодхисаттвы описана в “Аштасахасрикапраджняпарамите” (1—2 вв.), “Лалитавистаре” (3—4 вв.), в современной ей “Махаяанасутраланкаре” (гл. XX, XXI), и специально посвященном данной теме “Дашабхумикасутре” (“Наставление о десяти уровнях”) — трактате протойогачары, составленном, вероятно, в 3 в. В нем иерархизируются уровни совершенства, следующего “путем бодхисаттвы”, каждый из которых соотносится с соответствующим “совершенством” — парамитой, что позволяет составителю текста систематизировать практически всю сотериологию махаяны. 10 “ступенек” излагаются бодхиоаттвой Ваджрагарбхой в ответ на просьбу Будды рассказать о них всем присутствующим.
На первой ступеньке — “радостной” (прамудита) — начинающий бодхисаттва овладевает совершенством щедрости (дана). Он доверяет буддам, попечителей о всех, прилежен в изучении дхармы; его щедрость “нематериальная”, ибо он сострадает живым существам, которые не заботятся о своем “освобождении”, и он готов пожертвовать ради них женами, детьми, членами тела, здоровьем и самой жизнью. “Радостной” же эта ступенька оказывается потому, что он ликует из-за своего превосходства над “обычными людьми” и ясно видит свой путь. Далее следует уровень “незагрязненности” (вимала), на котором адепт овладевает совершенством нравственности (шила). Этот путь “профессионального” освоения самодисциплины по методу классического восьмеричного пути (последний включается, т. о., в виде “частного случая” в иерархию достижений в махаяне). “Незагрязненность” означает освобождение от нечистоты аффектов, ибо практикующий на этой стадии становится свободным от желаний, другом, наставником и покровителем других существ. На третьей стадии — “лучезарной” (прабхакари) — адепт становится “светильником учения”, способным к уразумению сокровенных умозрительных истин. Здесь он овладевает совершенством терпения (кшанти), ибо денно и нощно упражняется в изучении махаянских сутр. На этой же ступени он становится экспертом в четырех нормативных медитациях и достигает “обителей Брахмы” (это “частный случай” включения в сотериологическую систему махаяны главного индуистского божества), развивая поэтапно благость, сострадание (каруна), сорадование (майтри) и бесстрастие, и уже начинает излучать свет в небесных регионах.
Четвертая ступень—“пламенная” (арчишмати) — позволяет адепту созерцать истинную природу всех существ и населяемого ими мира. В его “огненном” видении отражаются преходящесть сущего и значение “освобождения”, и он бросает прощальный взгляд на остатки ложных воззрений, прежде всего связанных с представлением о своем “я”. Здесь он овладевает совершенством мужества (вирья), т. к. окончательно укрепляется в истинной вере в “три драгоценности” буддизма — Будду, учение и общину. Пятый уровень называется “чрезвычайно труднодостижимым” (судурджая), ибо только теперь можно “реализовать” различие истины конвенциональной (самврити-сатья) и абсолютной (парамартхика-сатья) и соответственно конечную “пустотность” всего сущего. Поскольку адепт старается о благе живых существ, созерцая их преходящесть и одновременно сущностную “освобожденность”, эта ступень соотносится с освоением совершенства медитации (дхьяна).
Шестой уровень называется “перед лицом полной ясности” (абхимукхи), ибо на данной стадии адепт становится экспертом в совершенстве познания (праджня). Это познание-премудрость позволяет ему видеть глубинное единство сансары и нирваны, а также то, что все вещи суть “только сознание”.
На седьмой ступени — “далеко распространяющейся” (дурангама) — адепт становится уже настоящим бодхисаттвой. Он может войти в паранирвану, но медлит ради “освобождения” других существ, предпочитая ей “активную нирвану” (апратиштхита-нирвана). Сейчас он овладевает сразу двумя новыми совершенствами: умением использовать любые стратагемы ради помощи “сансарным” существам (упая) и способностью передавать им свой запас “заслуги” (пунья). Его собственный “кармический капитал” от этой щедрости уменьшиться не может, ибо он, делясь им с другими, приобретает еще большую “заслугу”.
Восьмая ступенька — “недвижимая” (ачала), ибо бодхисаттва неколебим в своей решимости действовать в этом мире ради “освобождения” других существ. Соответствующим совершенством является поэтому верность великому обету (пранидхана). Теперь бодхисаттва может принимать любой внешний облик ради помощи другим существам.
На девятой ступени — “благочестивого размышления” (садхумати) — бодхисаттва использует весь свой интеллектуальный потенциал для проповеди дхармы. Здесь реализуется совершенство всемогущества (бала), проявляющееся в постижении бодхисаттвой магических формул (дхарани) — “словесных талисманов”, которое он передает дальше ищущим “освобождения”.
Наконец, десятая ступень—“облако учения” (дхармамегха)— превращает его уже в небесного бодхисаттву. Он восседает, как “освященный” (абхишикта) на небе, на великом лотосе, и его тело излучает особый свет. Соответствующее совершенство—полнота знания (джняна). С облаком он сравнивается потому, что, как оно проливает дождь, он, распространяя свои лучи на землю, смягчает печаль и страдание живых существ. На этой ступени бодхисаттва становится уже Майтреей, который ожидает своего часа на небе тушита, чтобы явиться на землю новым буддой. Так восхождение адепта, начавшееся с ликования по поводу превосходства над “обычными людьми”, завершается полнотой самообожествления и восседанием на небесных престолах. Это и является реальной целью сотериологии махаяны, средствами осуществления которой служат все перечисленные этические и “дианоэтические” добродетели.
Символика иерархии ступеней продвижения адепта “пути бодхисаттвы” нашла отражение и в буддийском зодчестве. Так, знаменитый храм архитектурного комплекса Боробудур (Центральная Ява), датируемый 8—9 вв., состоит из основания (символизирующее мир), над которым надстроены шесть квадратных платформ (первые уровни-совершенства), а над ними три круглых (высшие уровни-совершенства), завершающиеся ступой (последняя ступень “небесного бодхисатгвы”). Последовательность ярусов совершенства должна внушать каждому адепту мысль, что он тоже может, начав с щедрости, мало-помалу стать еще одним, новым божеством, способным “дождить” свои милости на землю, если только будет правильно работать с хорошими “учебными пособиями”.