Упадок Дхаммы
Добавлено: 22.10.2013, 18:03
На фоне имеющих в наши дни место и порой яростных противостояний между тхеравадинами и сторонниками иных воззрений, возникает насущный вопрос:
"Когда другие порицают меня или порицают Дхамму, или порицают Сангху, то вы, монахи, должны разъяснить как неверно то, что неверно. По такой-то причине это неверно, по такой-то причине это неправильно и нет этого у нас, и нельзя у нас этого найти".
До какой степени в наши дни возможно применение данного наставления? Одно дело лапоть, который неспособен понять ничего, что выходит за рамки понятий покос-корова. Здесь можно пройти мимо, не думая о последствиях, т.к. их и не будет. Другое, убежденный приверженец конкретной системы взглядов. Ведь, помнится, Будде для переубеждения особо упертых адептов иных воззрений приходилось иногда даже использовать иддхи. Это означает, что даже Его слова не всегда были способны пробить тьму заблуждений. В наши дни, когда даже у самых продвинутых практиков знание/видение Дхаммы весьма ограничено, не говоря уже о сверхспособностях, благое намерение отстоять чистоту Дхаммы превращается в, увы, безрезультатную полемику, сходящую в итоге на ругань. Будда и его великие ученики были способны отстоять чистоту Дхаммы, мы уже не способны, поэтому вынуждены быть бессильными свидетелями упадка Дхаммы в мире. Все что мы можем делать, мы делаем, но... реальность иногда сильно огорчает. Причем эта реальность сказывается не только на упадке Дхаммы, но и, как результат, на уровне достижения плодов собственной практики, т.к. уходят учителя, уходят условия для практики, уходит и сама практика.
Т.е. предлагаю трезво оценить возможности и перспективы нашей суровой реальности:
- принять как есть, отпустить проблему и посвятить себя личной практике;
- рыдать, кататься по земле и ломать локти;
- иные варианты.
Какие будут мнения?
"Когда другие порицают меня или порицают Дхамму, или порицают Сангху, то вы, монахи, должны разъяснить как неверно то, что неверно. По такой-то причине это неверно, по такой-то причине это неправильно и нет этого у нас, и нельзя у нас этого найти".
До какой степени в наши дни возможно применение данного наставления? Одно дело лапоть, который неспособен понять ничего, что выходит за рамки понятий покос-корова. Здесь можно пройти мимо, не думая о последствиях, т.к. их и не будет. Другое, убежденный приверженец конкретной системы взглядов. Ведь, помнится, Будде для переубеждения особо упертых адептов иных воззрений приходилось иногда даже использовать иддхи. Это означает, что даже Его слова не всегда были способны пробить тьму заблуждений. В наши дни, когда даже у самых продвинутых практиков знание/видение Дхаммы весьма ограничено, не говоря уже о сверхспособностях, благое намерение отстоять чистоту Дхаммы превращается в, увы, безрезультатную полемику, сходящую в итоге на ругань. Будда и его великие ученики были способны отстоять чистоту Дхаммы, мы уже не способны, поэтому вынуждены быть бессильными свидетелями упадка Дхаммы в мире. Все что мы можем делать, мы делаем, но... реальность иногда сильно огорчает. Причем эта реальность сказывается не только на упадке Дхаммы, но и, как результат, на уровне достижения плодов собственной практики, т.к. уходят учителя, уходят условия для практики, уходит и сама практика.
Т.е. предлагаю трезво оценить возможности и перспективы нашей суровой реальности:
- принять как есть, отпустить проблему и посвятить себя личной практике;
- рыдать, кататься по земле и ломать локти;
- иные варианты.
Какие будут мнения?