Просто навскидку несколько цитат с разных ресурсов:
Придумал, вероятно, Макс Мюллер. Тоже теософ, конечно же.Может, "тхеравада" произошла от мадам Балаватской????
В ПК такого нет, а в тхераваде было. Почему? Потому, что древний текст не тождественен реально существующей традиции. Современная тхеравада новодел как раз потому, что вместо слов "такого нет в традиции тхеравады", приходится говорить "такого нет в тексте Канона".
Не про Будду речь, а про более поздние тексты - диспуты и т.п. Будхагхоша, например, называет "тхеравадой" современные ему комментаторские тексты, то есть, мнения современных ему старших (тхера) монахов. Из чего ясно, что такого названия как некоей школы, в принципе не существовало.
и т.д. по сети можно найти множество.2. Без претензий на древность, так как "Буддизм Тхеравады" в виде отдельной школы появился лишь в Новое время, а никак не тысячи лет назад.
Обычно аппелируют или к тому, что термин "тхеравада" ранее не применялся или к тому, что дескать потеряны устные наставления и традиции (в частности - тантрические), и тексты на пальмовых листьях ранее 17-го века. Или что произошла подмена ранне-буддийского названия воззрениями теософов (а то и масонов(!) ) в 19 веке.
Что касается самоназвания "тхеравада" - то действительно тхеравадинам в разных странах не было нужды себя как-то именовать до того момента, пока они не встретились с другими направлениями буддизма.
Однако можно ли считать на этом основании, что тхеравады до 19 века не существовало? Конечно нет. Например термин РПЦ МП появился только в 20 веке (до революции такого названия не было). Но означает ли это, что православие, как традиция появилось при Сталине?
Также и тхеравада со времён Второго Сангити, получив самоназвание сохранила свою позицию и свою доктрину.
Что касается текстов на пальмовых листьях - их действительно почти не сохранилос в всязи с тем, что старые тексты переписывали вновь и вновь на новый носитель. Влажность и насекомые не дают сколь бы то ни было долго сохранятся текстам в условиях тропиков.
Утеря традиции: - здесь и вовсе нелепые агрументы у сторонников такой идеи. Линия монашеского посвящения - Упасампада сохранилась. Палийский Канон - сохранился. Монахи-учители все эти столетия так или иначе учили монахов-учеников Дхамме и Винае. Нет никаких оснований считать, что это было как-то иначе.
Утеря неких тайных частей (йоговарачи и т.п. тантрических методов) и отсюда неполноценность современной тхеравады. - эти методы, также как астрология, магия и т.п. никогда не являлись составной чатью тхеравады. Хотя, в силу толерантности и интегрирующего мышления азиатских обществ вполне спокойно сосуществовали с ней. От всех этих наслоений тхераваду периодически очищали, чтобы она не погибла под грузом поздних наслоений. Понятно, что все эти "устные традиции" никогда не были сутью учения.