Jons писал(а):Gyurme писал(а):Чарья-питака- маргинальный текст?
Тхеры монастыря Анурадхапура (5 в.н.э.)-маргиналы?
Если какие-то сутты входят ПК, а также дублируются в его бирманской, тайской, ланкийской версиях, то они априори канонические для школы Тхеравада. Всякий бред про несоответствие Дхамме отдельных сутт - вообще не слушайте! Сборщикам тхеравадинского канона было виднее нежели писателям в интернете.
Тогда получается интересная ситуация. С одной стороны, махаянцы ошибаются, называя южный буддизм Хинаяной, ибо в южном буддизме есть место и бодхичитте, и обетам бодхисаттвы. Читал, что на Шри-Ланке перевели отдельные строфы из "Бодхисаттвачарья-аватары" Шантидэвы на сингальский и сингалы учат эту квинтэссенцию Махаяны наизусть. С другой стороны, некоторые тхеравадины отрицают бодхичитту и обеты бодхисаттвы как "НЕканоничные. НЕ соответствующие духу Палийского Канона" и т.д. Таким образом, русскоязычные ревнители чистоты Канона дают козыри в руки тех махаянистов, которые считают Южный буддизм "Хинаяной, эгоистичной колесницей, лишенной бодхичитты".
Раз уж тут говорили о Чарья-питаки, продолжу разговор о ней.
В этом тексте сказано, что "бодхисаттвой обычное существо становятся благодаря желанию стать Буддой" (katdbhinihdrena muhdsattena).
Если верить комментарию на Чарьяпитаку К. Деваракхиты, на который ссылается в своей статье Шанта Ратнаяка, "Hence, he feels like the father of the whole world and looks upon all the beings as his own children . It is to comfort them and to liberate them that the bodhisattva walks the path of the perfections."
На русский это можно перевести так: "Следовательно, он ощущает себя отцом всего мира (о Будде как отце мира говорится в "Лотосовой сутре", которую по мнению японских буддологов нельзя отнести к однозначном махаянской, более того, есть мнение, что Саддхарма-пундарика была записана в Южной Индии) и смотрит на всех существ как на своих детей. Бодхисаттва следует по пути парами для того, чтобы успокоить и освободить их (всех живых существ, надо понимать)".
То есть, имеется тхеравадинский текст, а также комментарий на него, в котором сказано о становлении бодхисаттвой ради того, чтобы обрести буддство и освободить всех живых существ. И, таким образом, идеалы и путь бодхисаттвы, характерные для Махаяны, наличествуют, по крайней мере, в этом тхеравадинском тексте.
В таком случае "новоделом" будет являться такой южный буддизм, в котором отбрасываются такие существенные моменты, как бодхичитта, практика параитт и так далее. И можно сказать, что ортодоксальный буддизм, что южный, что северный включал в себя всю полноту Учения Победоносного, а разного рода новоделы создавались по принципу отсечения от древа Дхармы плодоносящих ветвей либо путем прививания к древу чего-то чужеродного, взятого из смежных традиций.