Antaradhana писал(а):Разобрался с термином dukkha vedana. Я заблуждался, насчет этого пункта патичча самутпады, понимая патичча самуппаду слишком механистично и прямолинейно. Признаю свою ошибку. Dukkha vedana - это и есть собственно переживание dukkha. Нет никакой dukkha, помимо dukkha vedana, т.е. ощущения дуккхи. И получается, что Будда все таки испытывал kaya dukkha vedana, как телесную дуккху, но не имел дальнейшего разрастания ее до умственной дуккхи, т.е. до охваченности (упадана) ума дуккхой. Также силой своей осознанности, Будда мог отстраняться от ощущения телесной боли, не имея умственной обеспокоенности.
Тут уточню, что на уровне ккхандх Будда во власти сансары. Пока они есть - есть и все пороцессы, которые болезнены и неприятны типа старости, смерти, болезней, ощущения голода, холода, жажды и т.п..Но все равно, не согласен с первоначальным тезисом бханте Топпера, который вызвал спор:в тхераваде Будда даже достигнув Ниббаны, познав её, всё-равно остаётся во власти сансары до тех пор, пока у него существует тело
На мой взгляд, не смотря на то, что тело было подвержено боли, Будда не был во власти самсары, т.к. у не было отождествления с телом. У Татхагаты свой путь - в Ниббану, у тела свой - на погребальный костер.
А также тягостей от проповеди и пребывания в активности.
Даже само "трепетание" ума, когда ему приходится проявлятся и исчезать в дхаммах, при контакте - это уже дуккха от аниччи.
Только окончательная Ниббана выводит Будду из под любого (даже небольшого) влияния сансары.