#156 aNiMa-00170 » 14.03.2014, 17:11
Немного повторюсь, но всё же еще раз уточню и дополню свои мысли и идеи относительно Махаяны...
Как возникает Махаяна исторически и что становится причиной ее возникновения? Какую роль она играет в развитии буддизма? Так или иначе, Махаяна -- это всегда в какой-то мере уступка, это всегда так или иначе компромисс. Махаяна неизбежно жертвует ортодоксальностью учения -- ради универсальности, аутентичностью -- ради кафоличности (маха-яничности)), всеобщности, -- чистотой и ясностью учения, строгостью и точностью доктрины, -- ради внешней привлекательности и охвата самых широких масс населения. Иными словами, Махаяна это изначально уступка ради широких масс, ради неких усредненных интересов, среднестатистического потребителя. Буддизм, приближенный к простым человеческим нуждам, буддизм-lite, дхарма-lite. Но у этого есть и свои плюсы, есть и свои сильные стороны.
Махаяна -- это прежде всего упая-вада. Таким образом, Махаяна -- это наилучшая версия буддизма для целей привлечения инаковерующих, наиболее привлекательная для сторонников других религиозных традиций. Именно в Махаяну -- как в нечто промежуточное, своего рода околобуддийскую прослойку, -- с наибольшей вероятностью перейдет тот или иной человек из христианства или ислама. Или из индуизма. Ведь именно по отношению к этим традициям и таким ценностям -- сделано в Махаяне наибольшее количество уступок и послаблений. Махаяна -- это такой компромиссный, "миссионерский" буддизм. Переходная стадия, промежуточная ступень. С пряничками и котиками. С конфетками и няшками. Глубоко убежденному, укоренившемуся в вере и традиции настоящему буддисту -- буддисту Тхеравады (Буддаяны) -- никакая Махаяна уже НЕ нужна, -- он этот этап соблазна другими учениями, этап искушения иными традициями -- уже прошел, уже полностью его преодолел. Буддисту -- Махаяна НЕ нужна.))
Почему йа говорю об искушении иными учениями? Потому что только махаянист, практикуя махаяну, -- может позволить себе думать, что он практикует сразу все, что его учение вмещает в себя все другие практики и учения и само является наивысшей их версией. Ведь именно включение в себя, усвоение и переваривание, переплавливание всего в едином общем котле -- интеграция -- главный принцип самой Махаяны, почерпнутый ею еще из индуизма. Тогда Махаяна вышла играть с ним на одном поле -- и проиграла исторически. Взяв на вооружение методы противника, она перестала сама уже отличаться от него, -- приняв его правила и ценности -- была бита на его поле. Тхеравада же -- до тех пор, пока остается стоять на своем -- сохраняется нерушимой и непобедимой. И Махаяна может стать своего рода Вратами к Тхераваде, преддверием к изначальной аутентичной Дхамме Будды. Промежуточной остановкой на Пути. Внешней прослойкой между чужеродными учениями и другими религиями с одной стороны -- и самым ядром, сердцевиной Учения Будды -- с другой. И в этом ее главная заслуга и смысл существования.
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма