Мысли о Махаяне

Список форумов Теория и практика ПОЛЕМИКА

Описание: Полемика и споры на любые темы, касающиеся буддизма.

  • 2

#501 Федор » 18.06.2015, 08:24

"Лотосовая сутра" прекрасна и мудра сама по себе. Но она возникла на основе другой культуры и другого мировоззрения. К Тхераваде не имеет отношения. Махаяна, конечно. Но, на мой взгляд, не отступая от Тхеравады, можно любые хорошие тексты почитать. Мудростью не стоит пренебрегать, где бы она не встретилась. Главное - уметь отличить ее от глупости. А правильные взгляды отличать от неправильных.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#502 Елена Котельникова » 18.06.2015, 08:36

Белов, конечно, Сутра Лотоса - махаянский текст. Для общего развития с ним можно ознакомиться, но это будет чтение в стиле: "вот это соответствует учению Будды, а вот это - нет". И того, что не соответствует, там едва ли не большинство.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#503 Федор » 18.06.2015, 08:39

Правильно Елена, в таком стиле и читаем. Но сутра красива! :birds:
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#504 Елена Котельникова » 18.06.2015, 08:43

Ну да, литературный памятник того времени.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3574
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

#505 Денис85 » 18.06.2015, 08:53

Саддхарма-пундарика сутра

О бхикшу, есть бхикшу на этом собрании, которые уже реализовали плод Архатства, разрушив все корни несчастий, отложив в сторону все ноши и достигнув правильного понимания и освобождения. Есть такие бхикшу, кто уже обрезал первые пять пут и реализовал плод невозвращения в круг рождения и смерти. Есть также и те, кто отбросил первые три путы и реализовал плод возвращения еще один раз. Они обрезали корни жадности, ненависти и невежества, и им нужно будет вернуться в круг рождения и смерти еще раз. Есть также и те, кто отбросил три путы и достиг плода, входящего в поток, направляясь постепенно к просветленному состоянию. Есть также те, кто практикует Четыре Правильных Усилия, и те кто практикует Четыре Основы Успеха . Есть также и те, кто практикует Пять Способностей, те,кто практикует Пять сил, кто практикует Семь факторов Пробуждения и те, кто практикует Благородный Восьмеричный Путь. Есть также и те, кто практикует Любящую Доброту, Сострадание, те, кто практикует Девять Созерцаний, и те, кто практикует Наблюдение Преходящности. Есть также бхикшу, уже практикующие полное Осознавание Дыхания.

О бхикшу, метод полного осознавания дыхания, если практиковать его постоянно, даст большую награду и принесет большую пользу. Это приведет к успеху в практике Четырех основ Осознавания. Если метод четырех основ осознавания развит и практикуется постоянно, это приведет к успеху в практике Семи Факторов Пробуждения. Если развиты семь факторов пробуждения и практикуются постоянно, то это приведет Пониманию и Освобождению Ума.

Далее всё это расписывается подробно, включая анапанасати.
Денис85 M
Откуда: Алтайский край, г. Рубцовск
Репутация: 1053
Сообщения: 1858
Зарегистрирован: 15.10.2014
Традиция: Нет

#506 Денис85 » 18.06.2015, 08:58

Елена Котельникова писал(а):Ну да, литературный памятник того времени.

Какая разница какой культуры буддийский текст, если там содержатся практические рецепты? Загрязнения ума у всех одинаковы и там описываются методы. К тому-же это очень древний махаянский текст. Всего в тексте 27 глав, первые 20 глав (особенно 1-9, 17) датируются I в. до н.э., остальные были завершены к III в.
Денис85 M
Откуда: Алтайский край, г. Рубцовск
Репутация: 1053
Сообщения: 1858
Зарегистрирован: 15.10.2014
Традиция: Нет

  • 2

#507 Топпер » 18.06.2015, 09:00

Денис85 писал(а):
Елена Котельникова писал(а):Ну да, литературный памятник того времени.

Какая разница какой культуры буддийский текст, если там содержатся практические рецепты? Загрязнения ума у всех одинаковы и там описываются методы. К тому-же это очень древний махаянский текст. Всего в тексте 27 глав, первые 20 глав (особенно 1-9, 17) датируются I в. до н.э., остальные были завершены к III в.
Разница такая: что от Будды ли этот текст идёт или не от Будды.
Топпер

  • 1

#508 Федор » 18.06.2015, 10:22

Денис85 писал(а):
Елена Котельникова писал(а):Ну да, литературный памятник того времени.

Какая разница какой культуры буддийский текст, если там содержатся практические рецепты?

Культура, менталитет накладывает свой отпечаток на мировоззрение, а, следовательно, на философию учения. Это взаимосвязанные вещи. Именно поэтому буддизм и претерпел изменение и искажение на Востоке, что наложился на сильные в то время местные философские школы (даосизм, в частности). К сожалению произошло смешение учений, что не пошло на пользу ни тому, ни другому.

Загрязнения ума у всех одинаковы и там описываются методы.

А вот методы разные, в зависимости от правильных и неправильных взглядов. И от цели, кстати, что немаловажно.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#509 a_aleksey » 18.06.2015, 10:39

Федор писал(а):Культура, менталитет накладывает свой отпечаток на мировоззрение, а, следовательно, на философию учения. Это взаимосвязанные вещи. Именно поэтому буддизм и претерпел изменение и искажение на Востоке, что наложился на сильные в то время местные философские школы (даосизм, в частности). К сожалению произошло смешение учений, что не пошло на пользу ни тому, ни другому.
Как даосизм повлиял на буддизм в Китае?
a_aleksey M
Аватара
Репутация: 68
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 22.03.2015
Традиция: Нет

  • 1

#510 Федор » 18.06.2015, 10:40

Елена Котельникова писал(а):Ну да, литературный памятник того времени.

Что касается литературных памятников: я бы к ним отнес и тексты Палийского Канона. Особенно потрясающе поэтичны и возвышенны образы Дхаммапады, Сутта-Нипаты, Уданы, Самьютты.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#511 Федор » 18.06.2015, 10:42

a_aleksey писал(а):
Федор писал(а):Культура, менталитет накладывает свой отпечаток на мировоззрение, а, следовательно, на философию учения. Это взаимосвязанные вещи. Именно поэтому буддизм и претерпел изменение и искажение на Востоке, что наложился на сильные в то время местные философские школы (даосизм, в частности). К сожалению произошло смешение учений, что не пошло на пользу ни тому, ни другому.
Как даосизм повлиял на буддизм в Китае?

Дзен - это и есть даосизм+буддизм. Невооруженным взглядом видно.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#512 saniaoi » 18.06.2015, 10:47

Федор писал(а):
a_aleksey писал(а):
Федор писал(а):Культура, менталитет накладывает свой отпечаток на мировоззрение, а, следовательно, на философию учения. Это взаимосвязанные вещи. Именно поэтому буддизм и претерпел изменение и искажение на Востоке, что наложился на сильные в то время местные философские школы (даосизм, в частности). К сожалению произошло смешение учений, что не пошло на пользу ни тому, ни другому.
Как даосизм повлиял на буддизм в Китае?
Дзен - это и есть даосизм+буддизм. Невооруженным взглядом видно.
может глаз чем нибудь заляпан?
хотя глаз может и не при чем. говорят что все дело в уме. если ум чист, то и видно чисто.
но чистый ум это принадлежность пресветленных.
saniaoi
Репутация: 101
Сообщения: 424
Зарегистрирован: 22.01.2015
Традиция: Нет

  • 1

#513 a_aleksey » 18.06.2015, 10:54

Федор писал(а):Дзен - это и есть даосизм+буддизм. Невооруженным взглядом видно.
Не вижу там ничего небуддийского. Дхьяна, природа ума, пустота дхарм - все из индийской Махаяны. Виная из ранних школ.
a_aleksey M
Аватара
Репутация: 68
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 22.03.2015
Традиция: Нет

  • 2

#514 Топпер » 18.06.2015, 10:56

a_aleksey писал(а):
Федор писал(а):Дзен - это и есть даосизм+буддизм. Невооруженным взглядом видно.
Не вижу там ничего небуддийского. Дхьяна, природа ума, пустота дхарм - все из индийской Махаяны. Виная из ранних школ.
Первое время буддизм в Китае считали какой-то оригинальной сектой даосизма. Этому немало поспособствовало то, что для перевода на китайский язык использовались те же иероглифы, которые использовались в даосизме.
Топпер

  • 1

#515 a_aleksey » 18.06.2015, 11:05

Топпер писал(а):Первое время буддизм в Китае считали какой-то оригинальной сектой даосизма. Этому немало поспособствовало то, что для перевода на китайский язык использовались те же иероглифы, которые использовались в даосизме.
Считали, но только из-за непонимания, о чем там речь. Слова схожие есть, например Дао, которое в Чань означало путь к просветлению. Слова и кажимость это все внешнее. В сути учения ничего не изменилось.
a_aleksey M
Аватара
Репутация: 68
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 22.03.2015
Традиция: Нет

  • 3

#516 Федор » 18.06.2015, 12:16

a_aleksey писал(а):
Топпер писал(а):Первое время буддизм в Китае считали какой-то оригинальной сектой даосизма. Этому немало поспособствовало то, что для перевода на китайский язык использовались те же иероглифы, которые использовались в даосизме.
Считали, но только из-за непонимания, о чем там речь. Слова схожие есть, например Дао, которое в Чань означало путь к просветлению. Слова и кажимость это все внешнее. В сути учения ничего не изменилось.

Однако известный истолкователь Дзэна Дайсэцу Тайтаро Судзуки так не считает. Вот навскидку цитаты из его книги "Дзен-буддизм":

"Можно сказать, что в настоящее время махаяна уже не обнаруживает черт, наиболее характерных для раннего буддизма"

"Основные идеи Дзэна, несомненно те же, что и в буддизме, и нельзя не признать, что они всего навсего лишь получили свое естественное дальнейшее развитие, но это развитие имело целью удовлетворить потребности народа Дальнего Востока, психологии которого присущи свои особые черты"

Обратите внимание, что автор не называет Дзэн буддизмом, но лишь говорит о родстве с ним.

Из предисловия Юнга к этой книге: "Дзэн, действительно, одно из самых удивительных порождений китайского духа, который забеременел от буддизма"
Опять же здесь ясно выражена мысль слияния двух культур и мировоззрений.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#517 Денис85 » 18.06.2015, 12:20

Федор писал(а):
a_aleksey писал(а):
Федор писал(а):Культура, менталитет накладывает свой отпечаток на мировоззрение, а, следовательно, на философию учения. Это взаимосвязанные вещи. Именно поэтому буддизм и претерпел изменение и искажение на Востоке, что наложился на сильные в то время местные философские школы (даосизм, в частности). К сожалению произошло смешение учений, что не пошло на пользу ни тому, ни другому.
Как даосизм повлиял на буддизм в Китае?

Дзен - это и есть даосизм+буддизм. Невооруженным взглядом видно.

На формирование Чань/Дзен влияние оказал Бодхидхарма, а вернее наверное его сформировал, или он уже принёс учение таким, по крайней мере он считается патриархом этого направления и вроде бы не первым, первым патриархом традиция считает Махакашьяпу. Нужно почитать "Историю дзен-буддизма" Генриха Дюмулена, "Дзэн-буддийское миросозерцание Эйхэй Догэна" Игоря Евгеньевича Гарри, Игнатовича "Буддизм в Японии" и Алексея Маслова "Первые наставники Чань в Китае". Прочитав их, потом сверить с даосизмом.

Я читал Торчинова про даосизм, ничего схожего с чань-буддизмом там нет, смысл даосизма в том чтобы обрести бессмертие на острове Пэнлай и на других островах, которых поддерживают на плаву гигантские черепахи ао, по другим представлением-на дальнем Западе у горы Куньлунь.

От дзен даосизм отличается ещё и тем, что даосская алхимия по форме больше напоминает тантру, которую в дзен, насколько я знаю, не практикуют. Впрочем, и напоминает лишь весьма отдалённо.
Что принёс буддизм в даосизм, в обратном направлении точно было заимствование —хотя бы идея перерождений и возможно гимнастические упражнения, которые первоначально буддийским монахам дал ещё Бодхидхарма, только я не помню он дал им чисто гимнастику, чтобы мышцы тела не атрофировались после сидячей медитации, или он им преподал боевое искусство, чтобы они могли противостоять бандитам.

Юй Кан писал:

Если попросту, то у-вэй -- это бессамостные (не содержащие ничего личного, предельно бескорыстные, мотивируемые не "я", а конкретной ситуацией) деяния, тождественные деяниям, свершаемым буддистом после избавления от привязанности к "я". Т.е., в этом -- практически полная аналогия. Сходства во всём остальном меньше.
Что касается практик, то даосские школы практически закрыты для "варваров"/иностранцев (дальше прихожей или гостиной, как правило, не пускают : ), в отличие от школ чаньских или дзэнских.
В целом же познакомиться с разницей между даосизмом и буддизмом (и не только!) можно благодаря книге Е.А.Торчинова "РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО", которая есть в Инете.
Последний раз редактировалось Денис85 18.06.2015, 12:31, всего редактировалось 2 раз(а).
Денис85 M
Откуда: Алтайский край, г. Рубцовск
Репутация: 1053
Сообщения: 1858
Зарегистрирован: 15.10.2014
Традиция: Нет

  • 1

#518 Топпер » 18.06.2015, 12:21

a_aleksey писал(а):
Топпер писал(а):Первое время буддизм в Китае считали какой-то оригинальной сектой даосизма. Этому немало поспособствовало то, что для перевода на китайский язык использовались те же иероглифы, которые использовались в даосизме.
Считали, но только из-за непонимания, о чем там речь. Слова схожие есть, например Дао, которое в Чань означало путь к просветлению. Слова и кажимость это все внешнее. В сути учения ничего не изменилось.
Внешнее не внешнее, а структура языка обуславливает мышление.
Тот же Торчинов не зря ведь писал, что дальневосточная махаяна гораздо дальше от первоисточника, нежели тибетская ваджраяна.
Топпер

  • 1

#519 Федор » 18.06.2015, 12:27

Денис85 писал(а):От дзен даосизм отличается...

Я и не говорю, что Дзэн и даосизм одно и то же. Я говорю о влиянии. Но точно так же можно перечислить и отличия Дзэн от буддизма, хотя родство сохраняется.
Есть Путь, нет идущего
Федор
Аватара
Откуда: Урал
Репутация: 4834
Сообщения: 3071
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#520 Денис85 » 18.06.2015, 12:29

Кстати дзенское укрощение быка, по свидетельству Джона Дайдо Лури, автора книги "Верхом на быке вернуться домой", имеет корни в Палийском Каноне, где если я не ошибаюсь речь идёт о примере с колесницей, всё это под собой подразумевает укрощение ума.
Денис85 M
Откуда: Алтайский край, г. Рубцовск
Репутация: 1053
Сообщения: 1858
Зарегистрирован: 15.10.2014
Традиция: Нет

Пред.След.

Вернуться в ПОЛЕМИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 68 гостей

cron