jareb писал(а):По вашему, какова цель буддийской практики?
Если в общих чертах, то устранение загрязнений ума, прозрение бессамостности, освобождение от страданий умственной природы в результате очищения ума.
Если вдаваться в детали, через дзенскую традицию, то:
Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА
Глава 12
ЯПОНСКИЙ ДЗЭН
Один из прежних мастеров Сото дзен Гоген (1971, стр.62) писал:"Не имеет значения насколько хорошо вы говорите, что знаете... эзотерические и экзотерические доктрины; до тех пор ваш ум цепляется за тело, вы будете тщетно пересчитывать чужие сокровища, не приобретя их для себя даже на полпроцента".
Учителя Дзен подчеркивают необходимость совершенствования достигнутого впервые
Сатори путем дальнейшей медитации – до тех пор, пока оно, в конечном счете, не будет
пропитывать собой всю жизнь медитирующего. Судзуки (1949) описывает эту конечную
стадию ума как стадию, когда факты повседневного опыта принимаются такими, какими
они приходят; все события входят в сознание медитирующего и воспринимаются без
реагирования на них. Это "нереагирование", как поясняет Blofeld (1962), "не означает
впадения в тупой транс, но является исключительно ясным состоянием ума, в котором
воспринимаются детали каждого явления без каких либо суждений или привязанностей."
Ху Хай, старый мастер Дзен, выражает это такими словами: "Когда события происходят,
не реагируйте на них. Удерживайте свой ум от остановки на чем бы то ни было." А
дзенский мастер 14 века Бассуи поучает, что "дзадзен – это ни что иное, как
всматривание в свой собственный ум, без презрения, но и без восхищения теми
мыслями, которые в нем возникают. Такое нейтральное положение является и
средством и целью Дзен. Оно должно выйти за пределы времени сидения в дзадзене, и
должно быть привнесено во всю остальную жизнь. Рус Сасакаи (Miura, 1965, p.XI)
объясняет: "Человек, опытный в практике дзадзен, не зависит от того, находится ли он в
спокойном месте на своей подушке для сидения. Те состояния сознания, которые
вначале достижимы лишь в медитации, постепенно становятся продолжительными,
распространяясь на всякую деятельность, в которую он только вовлечен."
На конечной ступени Дзен – стадии "не-ума", – спонтанная ясность Сатори проявляется
во всех действиях. Здесь сливаются воедино цели и средства. Испытав непостоянство
всех вещей, то, что "жизнь есть страдание, а все формы есть "ку" пустота и ничто",
человек прекращает цепляться за феноменальный мир, хотя и продолжает действовать.
Суравгама сутра гласит:
"Когда бешеный ум затихает, наступает бодхи".
Если наш ум успокаивается, то врожденная мудрость может проявляться естественным образом. Когда что-то возникает
в нашем уме, мы не задерживаемся на этом, а даем всему течь, подобно бегущей воде.
Сидо Мунан дзэндзи говорил, что не стоит думать о том, чтобы добраться до природы
Будды, если наш ум успокаивается, то природа Будды сияет сквозь него.
Мастер Кайсен, отрывок из книги «Путешествие в пустоту»:
Пока вы привязаны к понятиям реализации, просветления, обычного ума и ума Будды, вы будете блуждать среди своих посредственных взглядов.
Вы должны оставить путь, отдаляющий вас от великого освобождения.
Нужно перестать воображать себя на пути, каким бы чудесным он ни был, прекратить иметь какое-либо особое отношение, считая себя искателем, учеником или мастером.
Необязательно давать себе определения, стремиться убеждать или желать кого бы то ни было спасти.