Настенька писал(а):Некоторым просто очень хочется представить Ниббану как некую вечную сущность) хоть ты тресни. Надо же куда-то свое Я спасти
Если кто-то печалится что, "Вот уйду в Ниббану и перестану существовать", это значит, что он еще не осознал до конца истину об Анатта (безличности), что его, как некоего отдельного "Я", никогда не существовало, а если нет начала существования, то невозможно говорить и о конце существования, ни о приходе или уходе кого-то куда-то. Единственное, что может умереть, - это наши заблуждения, а с ними вместе и страдания. Туда им и дорога.
Другая крайность - это как раз представление Ниббаны в виде чего-то такого уютного, вечно существующего и безопасного, чего мое Я может достигнуть и там расслабиться))) (типа, как христиане некоторые мечтают с Богом поговорить, забывая что "невозможно увидеть бога и не умереть").
Это то же самое непонимание Анатты.
Говорят, что будда-природа сходна с пространством. Можно ли сказать, что
пространство существует? Или сказать, что оно не существует? Едва ли; само по себе
пространство не очень соотносится с такими идеями. Размышления о пространстве остаются
всего лишь размышлениями. Само по себе пространство находится вне любых идей, которых
мы можем придерживаться по его поводу. То же и с будда-природой. Если сказать, что
пространство существует, можно ли определить его как конкретно существующую вещь? Но
сказать, что пространства нет — тоже неверно; именно в пространстве помещается все: мир и
живые существа.
Наша будда-природа, изначально свободная от двух крайностей — «бытия» и «не-
бытия», описывается словом «единство».
Что в этом контексте имеется в виду под единством? Сейчас мы все живы и все
сталкиваемся с образами, звуками, запахами и т. д. Если бы не существовало будда-природы,
этих бы переживаний быть не могло. Но если мы говорим, что будда-природа существует,
тогда что такое это «то», которое испытывает все эти переживания?
Можем ли мы ткнуть в него пальцем? Не можем; нет примет, по которым оно
определяемо. Правильно? Поэтому они неразделимы — пустота и восприятие. Воспринимая,
будда-природа лишена «того, кто воспринимает»; будда-природа пуста, а переживание —
налицо. Попробуйте найти того, кто воспринимает; поиск будет бесплодным. Между пустотой
и восприятием нет барьера. Если бы дело было в одном или в другом, должен был бы
существовать либо конкретный «воспринимающий», который все время здесь, либо
абсолютная пустота. Вместо этого в тот самый момент, когда происходит активное
восприятие, «то, что воспринимает», абсолютно пусто. Это называется единством
переживания и пустоты; или единством восприятия и пустоты. Факт переживания уничтожает
крайность нигилизма («ничего нет»), а факт того, что «переживающее — пусто», уничтожает
крайность конкретного существования (Тулку Ургъен Ринпоче - Нарисованное радугой).