Один участник БФ - Владимир Николаевич - традиция Кагью, вот что писал: Можно просто закрыть глаза, окинуть внутренним взглядом комнату, дом, улицу.... То пространство в котором происходит весь наш опыт, в том числе и это осознавание и есть алая-виджняна.
http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=24914&p=730216&viewfull=1#post730216И Валпола Рахула писал: Таким образом, мы видим, что виджняна представляет простую реакцию или отклик органов чувств, когда они вступают в контакт с внешними объектами. Это верхний или поверхностный аспект или слой виджнянаскандхи. Манас представляет аспект ее психического функционирования, мышление, рассуждение, понимание идеи и т.д. Читта, которая здесь называется алаявиджняной, представляет собой глубочайший, тончайший, едва различимый аспект или слой совокупности сознания. Он содержит все следы или впечатления прошлых действий и все хорошие и плохие будущие потенциальные возможности.
Махаяна-шраддхотпада шастра:
Если знать относительно всех дхарм, что, хотя о них и говорят, но в действительности нет ни говорящего, ни того, о чём говорится, и что, хотя их и осмысляют в терминах различающей мысли, но в действительности нет ни мыслящего, ни того, что мыслится, – это и будет называться успешным следованием. Отстранение различающей мысли называется вступлением на Путь...Все дхармы исходят из сознания (читта); поскольку есть различающая мысль, то они и рождаются. Все различия и разграничения есть не что иное, как различия и разграничения самого сознания. Поскольку сознание не может воспринимать само себя, постольку оно не обладает и сущностными свойствами, которые можно было бы постичь.
Следует знать, что все мирские объекты поддерживаются омрачённым заблуждающимся сознанием живых существ, благодаря чему только и возможна привязанность к этим объектам. Поэтому все дхармы, будучи лишёнными какой-либо субстанциальности, подобны образам, отражённым в зеркале. Они имеют природу сознания, а сами по себе пусты и ложны. Поскольку сознание начинает функционировать, постольку и рождается всё множество дхарм. Когда сознание перестаёт функционировать, тогда и всё множество дхарм исчезает.