Иваныч писал(а):Как Тхеравада учит о происхождении и источнике человеческого ума?
Согласно
Взаимозависимому Возникновению, при котором причины возникновения ума человека в этой его жизни лежат в предыдущих жизнях, невозможно сказать, что не было ума до некоторой определенной точки, а потом он вдруг появился. Другими словами, поток сознания (ума) живых существ безначален, ибо всегда обуславливается своими предыдущими моментами, даже в этой самой жизни; то есть сознание дискретно, хотя нам оно кажется цельным и неделимым познаванием, тем самым умом, который многие считают своей вечной душой, своим "я" и т.п.
Итак, сознание безначально, но не беспричинно и не является некой истинной самостью, ибо оно непостоянно-- сознание все время возникает и исчезает, это процесс.
И как это происходит? В зависимости от неведения (авиджджа паччайя), присутствующего в уме живых существ, возникают кармически обусловленные силы, воление (санкхара).
Наличие самскар обусловливает появление сознания (виджняна) , неоформленного и аморфного. Наличие сознания обусловливает формирование —
Имени и формы (нама-рупа) , то есть психофизических характеристик человеческого существа. На основе этих психофизических структур формируются —
Шесть баз (шад аятана) , то есть шесть органов, или способностей (индрия) , чувственного восприятия. Шестой индрией является манас («ум») , также считающийся органом восприятия «умопостигаемого» . В момент рождения шесть органов восприятия приходят в —
Соприкосновение (спарша) с объектами чувственного восприятия, в результате чего возникает —
Чувство (ведана) приятного, неприятного или нейтрального. Чувство приятного и желание вновь испытать его, приводят к появлению —
Влечения, страсти (тришна) , тогда как чувство неприятного формирует отвращение. Влечение и отвращение как две стороны одного состояния образуют —
Упадану (схватывание, привязанность) . Влечения и привязанности составляют сущность —
Жизни, сансарического бытия (бхава) . Но эта жизнь непременно должна привести к —
Новому рождению (джати) , которое в свою очередь непременно закончится —
Старостью и смертью (джала-марана).
И так продолжается этот круговорот (сансара) с безначальных времен. Но Будда прозрел в этот механизм "самопорождения" сансары, Он увидел какие именно тенденции поддерживают эту непрестанность сансарного бытия и как они прекращаются, благодаря этому открылось знание освобождения, Ниббаны!