Мысли о Махаяне

Список форумов Теория и практика ПОЛЕМИКА

Описание: Полемика и споры на любые темы, касающиеся буддизма.

  • 1

#761 Ericsson » 08.01.2016, 16:27

Денис85 писал(а):Не помню где-то читал, то ли про туммо, то ли из какой другой дхармической традиции, там объяснялось что при задержке дыхания поток мыслей сходит на нет.

:facepalm:

... если задерживать дыхание по-настоящему увлеченно и азартно то боюсь все потоки сойдут на нет и тогда вопрос следующего рождения внезапно встанет со всей актуальностью :lol:
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1445
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#762 Денис85 » 08.01.2016, 16:31

Ericsson писал(а):
Денис85 писал(а):Не помню где-то читал, то ли про туммо, то ли из какой другой дхармической традиции, там объяснялось что при задержке дыхания поток мыслей сходит на нет.

:facepalm:

... если задерживать дыхание по-настоящему увлеченно и азартно то боюсь все потоки сойдут на нет и тогда вопрос следующего рождения внезапно встанет со всей актуальностью :lol:

Так для этого упражняются в этом. Что-нибудь слышали про кумбхаку?
Денис85 M
Откуда: Алтайский край, г. Рубцовск
Репутация: 1051
Сообщения: 1858
Зарегистрирован: 15.10.2014
Традиция: Нет

  • 2

#763 Gyurme » 08.01.2016, 16:35

Денис85 писал(а):
Ericsson писал(а):Тантра - это вообще предельно широкое и универсальное понятие. Это же просто некоторые мистические подходы, разновидность эзотерики. Как скажем йога или каббала.

Интересно что у исихастов были всякие дыхательные методы, задержки дыхания, созерцание манипуры - пупочной чакры, блаженства.

Из книги Мирче Элиаде. Йога - бессмертие и свобода.

Дыхание.

Интересные параллели можно найти в исихазме (стр.29).

Некоторые аскетические прелиминарии и способы молитвы, используемые монахами-исихастами, довольно часто напоминают йогические техники, особенно пранаяму.
Отец Иреней Хаузхерр так суммирует сущностные черты исихастской молитвы: «Она состоит из двух упражнений: созерцания пупка (омфалоскепсис) и бесконечного повторения Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Сидя в темноте, склонив голову, направив взор в центр живота (т. е. на пупок), стараясь пробудить область сердца, повторяя неустанно это упражнение и всегда сопровождая его одним и тем же призыванием, в гармонии с дыханием, которое следует замедлить как можно больше, человек сможет найти — если круглые сутки пребывает в этой умной молитве — то, что искал: место сердца, а в нем, и с ним, все виды чудес и знаний».

Ниже приводится короткий отрывок из сочинений Никифора Уединенника (вторая половина XIII в), переведенный Жаном Гуйяром: «Что же до тебя, делай, как я учил: сядь, успокой ум и введи его в ноздри — ибо это есть дорога, по которой дыхание устремляется к сердцу. Заставь ум спуститься в сердце вместе с вдыхаемым воздухом. Когда это случится, увидишь, что за радость последует; ты ни о чем не пожалеешь. Как человек, который, возвратившись домой после долгого отсутствия, не может сдержать свою радость оттого, что он снова со своей женой и детьми, так и ум, когда он объединяется с душой, источает радость и безмерный восторг. Посему, брат мой, не приучай ум торопиться уйти оттуда. На первых порах, конечно, он не проявляет усердия — и это еще мягко сказано — из-за такого внутреннего ограждения и заточения. Но едва подобное пребывание войдет у него в привычку, он не найдет больше удовольствия в блуждании вовне. Ибо «Царство Божие внутри нас», и тому, кто упрочивает свой взор на нем и следует ему с чистой молитвой, все другие миры покажутся низкими и презренными».

Еще в восемнадцатом столетии учения и техники исихазма были известны монахам Афона.
Следующие выдержки взяты из Энхейридиона (Encheiridion) Никодима Святогорца (1748-1809): «Начинающие должны приучить себя совершать это возвращение ума так, как учили святые Отцы — склонив главу и прижав подбородок к верхней части груди... Зачем во время всей молитвы должно быть задержано дыхание? С малых лет разум ваш привык рассеиваться, распыляться среди чувственных вещей внешнего мира. Поэтому, когда вы творите эту молитву, то дышите не постоянно, как по естественной привычке, но задержите дыхание ненадолго, в то время как внутреннее слово произносит молитву, а потом опять дышите, согласно наставлениям святых Отцов. Благодаря этому краткому прекращению дыхания сердце становится будто само не свое, утесняется, чувствует страдание из-за недостатка воздуха; ум же, со своей стороны, с помощью этого метода, легче собирается и направляется к сердцу... По причине этого краткого прекращения дыхания жесткое и грубое сердце утончается, а влага сердца, будучи сжатой и согретой, делается нежнее, чувствительнее, покорнее и более расположенной к раскаянию и свободному излиянию слез... По причине этого краткого прекращения дыхания сердце чувствует тяжесть и страдание, и через эту тяжесть и страдание оно извергает ядовитый крюк удовольствий и греховности, который когда-то заглотило».

И наконец, нам следует сослаться на фундаментальный трактат — Метод святой молитвы и внимания, долгое время приписывавшийся Симеону Новому Богослову. Отец Хаузхерр издал его в оригинале и перевел в своем «Методе исихастской молитвы».
Мы же процитируем отрывок из него в переводе Гуйяра: «Делай так, как я говорю: закрой дверь кельи, сядь тихо в углу; возвысь ум свой над всеми суетными, изменчивыми вещами. Затем, уперев подбородок в грудь, направь телесное око и самый ум в центр живота, т. е. в пупок, вдыхай воздух, проходящий через нос, так, чтобы дыхание утратило легкость, и мысленно исследуй внутренние недра, отыскивая место сердца, где так радостно замирают все силы души. Вначале ты встретишь только тьму и неподатливость, но если продолжишь, совершая это упражнение днем и ночью, то обнаружишь — о чудо! — безграничное блаженство» (с. 216).

Чакры.(cтр.150 )

В связи с чакрами уместно вспомнить, что, согласно некоторым авторам, исихастская традиция различает четыре «центра» концентрации и молитвы:
1) цереброфронтальный, локализованный в области между бровями;
2) щечно-ларингиальный, соответствующий «обыкновенному» сознанию, рассудку, который действует при общении, нахождении аналогий, а также на первых ступенях молитвы;
3) грудной, расположенный в верхней и средней части груди. «Стабильность сознания, на которую явно влияет вилочковый элемент, намного выше, чем в предыдущих случаях, однако все еще это сознание, которое определяется и модифицируется эмоциональным фактором» ;
4) сердечный, находящийся «у верхней части сердца, немного ниже левой части груди», согласно греческим Отцам, или «немного выше», согласно Феофану Затворнику и другим. «Это физическое место абсолютной сосредоточенности».

Ну, так некоторые исследователи "Иисусовой молитвы" не отрицают заимствования из индийских традиций.
Gyurme
Репутация: 110
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 01.01.2016
Традиция: Ваджраяна

  • 1

#764 Gyurme » 08.01.2016, 16:38

uwei писал(а):
Gyurme писал(а):Я Вас просил в той дискуссии на ФБ прояснить, какие, по Вашему мнению, должны быть признаки Тантры в ПК, чтобы Вас это устроило. Вот, до сих пор ответа жду
И там не просто поклонение, а вполне себе конкретные указания на конкретную практику.

да нет такм указания. просто один стишок про тетку в черном. и нет никаой тантр практики у махакалы в сутте. где вы увидели тантру?
что мне вам объяснять, что есть тантра? почитайте https://en.wikipedia.org/wiki/Tantra_techniques_(Vajrayana)

добавлю тезисно -

1. посвящение - дикша и проч.
2. работа с внутр полярными энергиями м - ж + чакры - каналы и проч.
3. наличие визуализ. божества
4. выявление - реализация изначальной природы.

3 и 4 по отдельности еще не факт, что тантра - так как все культы от чукотки до африки можно записывать в тантрические учения. ну и разные философии типа неоплатонизма, джайнизма, харе-кришны, и проч. которые учат про чистые души - собственно тоже не-тантра.

Ну, если Вы невнимательно прочитали указанные мною фрагменты из книги Гомбрича, если Кали для Вас- "тетка в черном", хотя Гомбрич на основе особенностей языка как раз указывает, что там речь не об обычной женщине, а именно о божестве или демонице, если Вы не видите ничего странного в том, что тхера на кладбище визуализирует Кали, то это- Ваше право так считать, в 100500-ый раз доказывать мне как-то лень.
Gyurme
Репутация: 110
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 01.01.2016
Традиция: Ваджраяна

  • 2

#765 uwei » 08.01.2016, 16:46

Gyurme писал(а):а именно о божестве или демонице, если Вы не видите ничего странного в том, что тхера на кладбище визуализирует Кали


я читал внимательно неск. раз. кроме как притянутой за уши идеи не увидел. а где написано, что он визуализирует? где? с чего вы взяли, что он визуализирует тетку в черном?

а то что люди в индии веровали в разных демонов, богов, и черный цвет был чем-то такие негативным, ну так да. я ж не утверждаю, что тхеры отрицали существование потусторонних сил.
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1704
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

  • 4

#766 uwei » 08.01.2016, 17:04

Gyurme писал(а):Ну, так некоторые исследователи "Иисусовой молитвы" не отрицают заимствования из индийских традиций.

давайте объявим всякое медитативное делание тантрой и закроем вопрос. сюда впишем анапанасати, визуализацию трупов в маранасати, касин и света в меттабхаване и пусть это будет тантра.
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1704
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

  • 5

#767 The Коля » 08.01.2016, 17:52

Тантра — понятие интегрированное.
В нее входили заимствованные учения разных школ. Прежде всего тантрой следует называть те традиции, которые сами себя ею называют.
Йога, кундалини, чакры, каналы — это наследие шраманских практик времен Будды, и связано оно с развитием самадхи и неким мистическим опытом знания Нама-Рупа. Знания путей манипуляции этими основами для обретения сиддх и глубокого сосредоточения.

Суть тантры не в методах, которые она применяет, а в целях... В догматике, а не обрядовости так сказать.
В Тантре цель — отождествление с божеством.
Используя его имя (личное звучание, название качеств) и форму (икону)
Тантрик сосредотачивается на нем свой ум. Объект и Субъет становится единым. Т. е. возникает возможность «быстро» войти в состояние божества, проникнуть в него, и впустить его.
В Индуизме божества выражают аспекты абсолюта. Идут от низших к высшим. Шива (Вишну) наивысший.
Шива = Брахман принявший имя и форму.
Значит если не можем постичь Брахман умом, то отождествимся с тем, кто его познал, или же примем эманацию самого Брахмана в реализованом полубезличном сверхсуществе.
Для вящего поглощения используют ритуалы, сексуальный экстаз, жертвоприношения, преданное служение, мантры, янтры, визуализации и т. д.
Буддизм на каком-то этапе стал заимоствовать Тантричемкий путь.
Это связано с развитием идей махаяны.
Шуньята заменила Брахман.
Бодхисаттвы и Будды как манифестацич Шуньяты, или как реализовавшие Шуньяту, вместо Богов Индуизма как манифестации Брахмана.
Постижение Шуньяты вместо постижения Брахмана.
Проще говоря, стать богом/бодхисатой дабы постичь истину.

Так вот это все никаким боком к Дхарме Будды отношения не имеет!
Путь одождествления противоположен пути разотождествления; путь постижения некого «чего-то», или поиск истиной сущьности противоположен пути отбрасывания всякой сущьности вообще. Будда учит отбросить «Все».
Махаянисты это уловили и там где практиковалось это в старых школах они назвали хинаяной, которая иде по пути «отречения». Махаяна же по пути «преображения».
Короче принятие новых наслоений и оболочек, поиск сокровища в сансарной шелухе — не путь Будды. Это все еще низшее и мирское.
The Коля

  • 3

#768 aNiMa-00170 » 08.01.2016, 18:16

The Коля писал(а):Так вот это все никаким боком к Дхарме Будды отношения не имеет! Путь одождествления противоположен пути разотождествления; путь постижения некого «чего-то», или поиск истиной сущности противоположен пути отбрасывания всякой сущьности вообще. Будда учит отбросить «Все».

— золотые слова, Николай. Золотые слова. Это надо выбить на камне, для вечности. Все эти азбучные прописные истины, букварь всякого йогина и мистика, духовного подвижника и шрамана, — проще говоря то, что должен, обязан знать каждый. Есть Дхамма — и есть тантра (адхамма). Есть сати, йога, джхана, бхавана, — и есть садхана и тантра, гухья, сахаджа. Дхамма — и адхамма. Будда всё это предвидел. Всё.
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2085
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#769 Елена Котельникова » 08.01.2016, 18:33

Gyurme писал(а):
Елена Котельникова писал(а):Если вы сами это читали и поняли, то наверняка укажите нам места в Палийском каноне, где есть тантра. Можете просто номера сутт, можете ссылками.
Почитайте Тхерагатху, гатху тхеры Махакалы, только лучше на Пали, а не в переводе на английский и переводе перевода на русский, т.к., как оказалось Тханиссаро бхикшу перевел гатху "не совсем верно".
Т.е. на весь Канон одна гатха, которую якобы неверно перевели с пали на английский. Это очень интересно - давайте тогда представьте верный перевод, сравним с "неправильным". Если что не понятно, у Вантуса спросим :)
Но, согласитесь, это не серьезно же, коли в ПК есть следы тантры, они должны должны встречаться не в одной гатхе спорного перевода.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3564
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 5

#770 The Коля » 08.01.2016, 19:09

Нет, пусть лучше покажет сутту где сам Будда учит тантре. Или хотябы ближайший ученик помощьник-Арахант.
Ведь Суттанта — это в первую очередь «собрание лекций Благословенного»... Т. е. наследие Учителя.
Где это тантрическое наследие?
The Коля

  • 2

#771 SergeyCH » 08.01.2016, 19:24

Уже сколько раз писали, что не следует на основании одного-двух фрагментов в текстах или каких-то практик, встречавшихся в традиции, делать скоропалительные выводы, что мол это было изначально.
Взять ту же Чария-питаку, в которой якобы есть элементы Махаяны:

"Чарияпитака (cariyaapi.taka) - это выборка из 25 метрических (стихотворных) джатак. Сам Будда разъясняет в них, как в прошлых существованиях он выполнял практику десяти парамит (совершенств), которые являются предварительными условиями достижения Буддства. В свете четырёх никай учение о парамитах ещё неизвестно. Винтеринтиц справедливо характеризует Чария-питаку как искуственное произведение одарённого монаха, "который обработал нравоучительные истории для разъяснения новой доктрины на основе существующих джатак". Существуют несколько версий Чарияпитак."

В. ГЕЙГЕР. ОЧЕРК ПАЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
SergeyCH M
Аватара
Откуда: Краснодар
Репутация: 948
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

#772 Jons » 08.01.2016, 20:38

The Коля писал(а):Буддизм на каком-то этапе стал заимоствовать Тантричемкий путь.
Буддийский тантризм (визуализация предметов и слогов в теле и т.п.) - мог быть изобретением самих буддистов. Либо возник под влиянием бонского буддизма, что гораздо вероятнее. По датировкам тантр буддизма и индуизма - этот вопрос не решается, т.к. кодификации шастры должна была предшествовать устная передача, а она практически не датируется. Т.е. нет твердых оснований усматривать заимствование тантризма именно из индуизма.
Так вот это все никаким боком к Дхарме Будды отношения не имеет!
Если бы все было так просто, то вы давно обзавелись бы ученой степенью.
Jons
Репутация: 1817
Сообщения: 2064
Зарегистрирован: 07.09.2014
Традиция: Нет

#773 Gyurme » 08.01.2016, 21:03

The Коля писал(а):Тантра — понятие интегрированное.
В нее входили заимствованные учения разных школ. Прежде всего тантрой следует называть те традиции, которые сами себя ею называют.
Йога, кундалини, чакры, каналы — это наследие шраманских практик времен Будды, и связано оно с развитием самадхи и неким мистическим опытом знания Нама-Рупа. Знания путей манипуляции этими основами для обретения сиддх и глубокого сосредоточения.

Суть тантры не в методах, которые она применяет, а в целях... В догматике, а не обрядовости так сказать.
В Тантре цель — отождествление с божеством.
Используя его имя (личное звучание, название качеств) и форму (икону)
Тантрик сосредотачивается на нем свой ум. Объект и Субъет становится единым. Т. е. возникает возможность «быстро» войти в состояние божества, проникнуть в него, и впустить его.
В Индуизме божества выражают аспекты абсолюта. Идут от низших к высшим. Шива (Вишну) наивысший.
Шива = Брахман принявший имя и форму.
Значит если не можем постичь Брахман умом, то отождествимся с тем, кто его познал, или же примем эманацию самого Брахмана в реализованом полубезличном сверхсуществе.
Для вящего поглощения используют ритуалы, сексуальный экстаз, жертвоприношения, преданное служение, мантры, янтры, визуализации и т. д.
Буддизм на каком-то этапе стал заимоствовать Тантричемкий путь.
Это связано с развитием идей махаяны.
Шуньята заменила Брахман.
Бодхисаттвы и Будды как манифестацич Шуньяты, или как реализовавшие Шуньяту, вместо Богов Индуизма как манифестации Брахмана.
Постижение Шуньяты вместо постижения Брахмана.
Проще говоря, стать богом/бодхисатой дабы постичь истину.

Так вот это все никаким боком к Дхарме Будды отношения не имеет!
Путь одождествления противоположен пути разотождествления; путь постижения некого «чего-то», или поиск истиной сущьности противоположен пути отбрасывания всякой сущьности вообще. Будда учит отбросить «Все».
Махаянисты это уловили и там где практиковалось это в старых школах они назвали хинаяной, которая иде по пути «отречения». Махаяна же по пути «преображения».
Короче принятие новых наслоений и оболочек, поиск сокровища в сансарной шелухе — не путь Будды. Это все еще низшее и мирское.

Мда, Вы хотя бы Нагрим Ченмо Цонкапы читывали?
Gyurme
Репутация: 110
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 01.01.2016
Традиция: Ваджраяна

#774 Gyurme » 08.01.2016, 21:11

Елена Котельникова писал(а):
Gyurme писал(а):
Елена Котельникова писал(а):Если вы сами это читали и поняли, то наверняка укажите нам места в Палийском каноне, где есть тантра. Можете просто номера сутт, можете ссылками.
Почитайте Тхерагатху, гатху тхеры Махакалы, только лучше на Пали, а не в переводе на английский и переводе перевода на русский, т.к., как оказалось Тханиссаро бхикшу перевел гатху "не совсем верно".
Т.е. на весь Канон одна гатха, которую якобы неверно перевели с пали на английский. Это очень интересно - давайте тогда представьте верный перевод, сравним с "неправильным". Если что не понятно, у Вантуса спросим :)
Но, согласитесь, это не серьезно же, коли в ПК есть следы тантры, они должны должны встречаться не в одной гатхе спорного перевода.

Все тома Канона я не читал, мне как бы и махаянских текстов хватает, которые надо прочитать. И не "якобы неверно", а неверно, о чем сказали сразу несколько специалистов. Вы пали владеете? Переводили буддийские тексты с пали и санскрита? Александр Кузнецов тоже в знании пали не замечен. То есть, в том, чего я не знаю, я спрашиваю у специалистов. Пали я не знаю, санскрит только начал изучать, значит, мне не остается ничего иного, как доверять признанным специалистам. Тем более, что еще один уважаемый мною буддолог говорил о тантрических текстах в ПК.

По поводу встречаемости: 1. Повторюсь, весь Канон я не читал, так что судить обо всем Каноне не могу. 2. Канон подвергался редактуре и, естественно, что если и были какие либо сутры и гатхи с явным тантрическим подтекстом, то их из Канона убрали.

Я понимаю, что доказать рационально что-либо тем, кто занимает противоположную точку зрения, будет крайне сложно и затратно по времени. Мне есть на что тратить время, помимо форумных баталий.
Gyurme
Репутация: 110
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 01.01.2016
Традиция: Ваджраяна

  • 3

#775 uwei » 08.01.2016, 21:41

Jons писал(а):Буддийский тантризм (визуализация предметов и слогов в теле и т.п.) - мог быть изобретением самих буддистов. Либо возник под влиянием бонского буддизма, что гораздо вероятнее. По датировкам тантр буддизма и индуизма - этот вопрос не решается, т.к. кодификации шастры должна была предшествовать устная передача, а она практически не датируется. Т.е. нет твердых оснований усматривать заимствование тантризма именно из индуизма.

мне думается, что полноценный тантризм не состоялся без эволюционного скачка по маршруту "шуньявада+йогачара+татхагатаграбха". без них даже адвайтист шанкара не состоялся б. с этого периода собственно около 7-9 вв и начинается собственно тантра. я не в коем случае не обесцениваю тантрические техники - они тоже работают для определенного типа личностей. но если утверждать, что тантра была в каноне, то можно так же найти и шуньяваду+йогачару. более того зачатки там действительно есть, вопрос в каком ключе они интерпретированы.
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1704
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

  • 1

#776 aNiMa-00170 » 08.01.2016, 21:43

uwei писал(а):мне думается, что полноценный тантризм не состоялся без эволюционного скачка по маршруту "шуньявада+йогачара+татхагатаграбха". без них даже адвайтист шанкара не состоялся б. с этого периода собственно около 7-9 вв и начинается собственно тантра. я не в коем случае не обесцениваю тантрические техники - они тоже работают для определенного типа личностей. но если утверждать, что тантра была в каноне, то можно так же найти и шуньяваду+йогачару. более того зачатки там действительно есть, вопрос в каком ключе они интерпретированы.

— готов подписаться под каждым Вашим словом. Да. Всецело
и полностью согласен с Вами в этом вопросе. Поддерживаю.)
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2085
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 6

#777 Елена Котельникова » 08.01.2016, 21:50

Gyurme, ну не знаем мы пали, хорошо, давайте переводы сравним - будем в них искать тантру. Иначе ж беспредметный разговор получается. Что вы рационально доказывать будете?..
Вы вот сами признаетесь, что Палийский канон толком не читали, пересказываете лишь мнение о наличии в нем тантры третьих лиц (пусть и авторитетных для вас). Но тут на форуме то люди Канон читали, и он доступен всем на сайте на русском языке. Во всяком случае абсолютно большая часть суттанты. И никаких следов этой самой тантры не нашли.

На счет редактуры Канона. Почему вы решили, что тантрический подтекст, если он был, убрали? Если тантра в учении Будды присутствовала изначально, то такие тексты должны были всеми учениками восприниматься совершенно естественно. Зачем бы вдруг от неё понадобилось избавляться? Это не говоря уже о том, что такие элементы встречались бы десятки, сотни и более раз - как все основные положения Учения.
Елена Котельникова F
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 3564
Сообщения: 2335
Зарегистрирован: 29.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#778 Jons » 08.01.2016, 21:59

Gyurme писал(а):Тем более, что еще один уважаемый мною буддолог говорил о тантрических текстах в ПК.
Вы им напомните, что в тхераваде еще были крутые апокрифические сборники. Признанны таковыми на определенном этапе и уничтоженные.
Jons
Репутация: 1817
Сообщения: 2064
Зарегистрирован: 07.09.2014
Традиция: Нет

#779 uwei » 08.01.2016, 22:00

Jons писал(а):Вы им напомните, что в тхераваде еще были крутые апокрифические сборники. Признанны таковыми на определенном этапе и уничтоженные.

например? что за сборники?
uwei
Откуда: MSQ
Репутация: 1704
Сообщения: 2343
Зарегистрирован: 13.10.2015
Традиция: Нет

  • 1

#780 Jons » 08.01.2016, 22:13

uwei писал(а):но если утверждать, что тантра была в каноне, то можно так же найти и шуньяваду+йогачару
Так ей незачем было быть в общедоступном каноне. Она априори должна была передаваться только устно и тайно, по линиям преемственности избранных учеников. Либо просто быть полученной от потусторонних существ (нагов и пр.), независимо от времени. Здесь все логично.
Jons
Репутация: 1817
Сообщения: 2064
Зарегистрирован: 07.09.2014
Традиция: Нет

Пред.След.

Вернуться в ПОЛЕМИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 5 гостей