Нравственность. как приводит к сосредоточению? какая функция?

Список форумов Теория и практика ПОЛЕМИКА

Описание: Полемика и споры на любые темы, касающиеся буддизма.

#1 Sardor Steps » 26.06.2016, 13:44

Хотелось бы окончательно уяснить для себя как Нравственность приводит к сосредоточению?
вижу как сосредоточенность ведет к мудрости, мудрость к нравственности, а вот как нрав к сосред не совсем ясно вижу. Разве что вариант *соблюдая в повседневности некие нормы нужно сохранять памятования и т.д.* Но думаю не только в этом дела.

для меня если не считать благой каммы, только два мотива быть нравственным.
1-фактор понимания/сострадания.
2-как и говорил, заставляет быть собранным

моя интуиция мне подсказывает что я что-то упускаю.
Sardor Steps M
Репутация: 42
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 15.04.2014
Традиция: Нет

  • 5

#2 Киттисаро-ушёл » 26.06.2016, 13:47

Элементарно, безнравственные мысли увеличивают беспокойство ума в повседневной жизни, это напрямую вредит сосредоточению. Нравственные мысли и поведение успокаивают/не будоражат ум.
Моя страница в фейсбуке - facebook.com/ivan.kittisaro
Киттисаро-ушёл M
Бхиккху
Репутация: 5023
Сообщения: 1992
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#3 Кхеминда » 26.06.2016, 13:49

Например нравственные люди в большинстве своем не чувствуют угрызений совести, а чувствуют уверенность из-за совершенных благих поступков, это дает им спокойно погрузиться в медитативную практику, а не вспоминать о том, что они совершили неблагого. Кроме того ум безнравственного человека более омрачен и загрязнен, вследствие этого ему тяжело переключить внимание на практику, например как животные они не могут сфокусироваться на чем то одном долго, и полностью идут на поводу у инстинктов, человек же взращивавший нравственность, прилагал усилие, тренировал себя и обуздывал ум, от совершения неблагого телом, речь и умом, благодаря этой обузданности он может обуздать его ещё глубже с помощью Сати и Самадхи. Кроме того само по себе сознание например с практикой брахмавихар которые взращивают добродетель становится безмерным, и эта безмерность также помогает легче практиковать, и кроме того дает своеобразный вдохновляющий восторг стимулирующий человека к дальнейшей практике. Иногда кстати люди путают безмерность эту со сферой безграничного сознания (первой арупа джханой).
Кхеминда

#4 masterjack » 26.06.2016, 14:19

"Больше" нравственности - меньше отвлечений ума - проще и "болбше" сосредоточение.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#5 Ruslan » 26.06.2016, 14:30

Кхеминда писал(а):Например нравственные люди в большинстве своем не чувствуют угрызений совести, а чувствуют уверенность из-за совершенных благих поступков, это дает им спокойно погрузиться в медитативную практику, а не вспоминать о том, что они совершили неблагого. Кроме того ум безнравственного человека более омрачен и загрязнен, вследствие этого ему тяжело переключить внимание на практику, например как животные они не могут сфокусироваться на чем то одном долго, и полностью идут на поводу у инстинктов, человек же взращивавший нравственность, прилагал усилие, тренировал себя и обуздывал ум, от совершения неблагого телом, речь и умом, благодаря этой обузданности он может обуздать его ещё глубже с помощью Сати и Самадхи. Кроме того само по себе сознание например с практикой брахмавихар которые взращивают добродетель становится безмерным, и эта безмерность также помогает легче практиковать, и кроме того дает своеобразный вдохновляющий восторг стимулирующий человека к дальнейшей практике. Иногда кстати люди путают безмерность эту со сферой безграничного сознания (первой арупа джханой).
А как же Девадатта?
Человеком был вроде безнравственным,но достиг в практике больше чем многие из современных буддистов.
Ruslan
Репутация: 640
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 08.08.2015
Традиция: Нет

#6 masterjack » 26.06.2016, 14:59

Никто вам не запрещает следовать пути Девадатты.
Только для начала родитесь братом Будды и т.д.
Если есть это, есть то. С возникновением этого, возникает то
masterjack M
Аватара
Откуда: Украина
Репутация: 5004
Сообщения: 4280
Зарегистрирован: 01.06.2014
Традиция: Тхеравада

#7 Кхеминда » 26.06.2016, 15:03

Ruslan писал(а):
Кхеминда писал(а):Например нравственные люди в большинстве своем не чувствуют угрызений совести, а чувствуют уверенность из-за совершенных благих поступков, это дает им спокойно погрузиться в медитативную практику, а не вспоминать о том, что они совершили неблагого. Кроме того ум безнравственного человека более омрачен и загрязнен, вследствие этого ему тяжело переключить внимание на практику, например как животные они не могут сфокусироваться на чем то одном долго, и полностью идут на поводу у инстинктов, человек же взращивавший нравственность, прилагал усилие, тренировал себя и обуздывал ум, от совершения неблагого телом, речь и умом, благодаря этой обузданности он может обуздать его ещё глубже с помощью Сати и Самадхи. Кроме того само по себе сознание например с практикой брахмавихар которые взращивают добродетель становится безмерным, и эта безмерность также помогает легче практиковать, и кроме того дает своеобразный вдохновляющий восторг стимулирующий человека к дальнейшей практике. Иногда кстати люди путают безмерность эту со сферой безграничного сознания (первой арупа джханой).
А как же Девадатта?
Человеком был вроде безнравственным,но достиг в практике больше чем многие из современных буддистов.
Так он поначалу нравственным был, его даже Будда хвалил. Потом уже безнравственным стал, и все потерял.
Кхеминда

#8 Sardor Steps » 26.06.2016, 15:05

Согласен... Просто если отойти от концепции "Добра - Зла" которая меня не очень устраивает, то буддистская нравственность предстается немного по другому, как практика не-соприкосновение с загрязняющей самсарой, не так ли?


Почему сознание с практикой брахмавихар становиться безмерным?
Sardor Steps M
Репутация: 42
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 15.04.2014
Традиция: Нет

  • 1

#9 Alexandr » 26.06.2016, 15:40

АН 10.1

Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. И тогда Достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал ему:
(1) «Учитель, в чём смысл и польза благого нравственного поведения?»
(2) «Ананда, смысл и польза благого нравственного поведения – в не-сожалении».
(3) «А в чём, Учитель, смысл и польза не-сожаления?»
«Смысл и польза не-сожаления – в радости».
(4) «А в чём, Учитель, смысл и польза радости?»
«Смысл и польза радости – в восторге».
(5) «А в чём, Учитель, смысл и польза восторга?»
«Смысл и польза восторга – в безмятежности».
(6) «А в чём, Учитель, смысл и польза безмятежности?»
«Смысл и польза безмятежности – в удовольствии».
(7) «А в чём, Учитель, смысл и польза удовольствия?»
«Смысл и польза удовольствия – в сосредоточении».
(8) «А в чём, Учитель, смысл и польза сосредоточения?»
«Смысл и польза сосредоточения – в знании и видении вещей в соответствии с действительностью».
(9) «А в чём, Учитель, смысл и польза знания и видения вещей в соответствии с действительностью?»
«Смысл и польза знания и видения вещей в соответствии с действительностью – в разочаровании и бесстрастии».
(10) «А в чём, Учитель, смысл и польза разочарования и бесстрастия?»
«Смысл и польза разочарования и бесстрастия – в знании и видении освобождения.
Так, Ананда, смысл и польза благого нравственного поведения – в не-сожалении. Смысл и польза не-сожаления – в радости. Смысл и польза радости – в восторге. Смысл и польза восторга – в безмятежности. Смысл и польза безмятежности – в удовольствии. Смысл и польза удовольствия – в сосредоточении. Смысл и польза сосредоточения – в знании и видении вещей в соответствии с действительностью. Смысл и польза знания и видения вещей в соответствии с действительностью – в разочаровании и бесстрастии. А смысл и польза разочарования и бесстрастия – в знании и видении освобождения. Так, Ананда, благое нравственное поведение последовательно ведёт к высочайшему».
Alexandr M
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 222
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#10 Кхеминда » 26.06.2016, 15:46

Sardor Steps писал(а):Согласен... Просто если отойти от концепции "Добра - Зла" которая меня не очень устраивает, то буддистская нравственность предстается немного по другому, как практика не-соприкосновение с загрязняющей самсарой, не так ли?


Почему сознание с практикой брахмавихар становиться безмерным?

В учении Будды главным вопросом является вопрос с какой целью, а не почему
Кхеминда

#11 Sure » 26.06.2016, 16:14

Sardor Steps писал(а):Согласен... Просто если отойти от концепции "Добра - Зла" которая меня не очень устраивает, то буддистская нравственность предстается немного по другому, как практика не-соприкосновение с загрязняющей самсарой, не так ли?
нравственность не цель а средство)
представим общество где нравственность состоит в том чтобы убивать всех вокруг)
такое общество бы самоликвидировалось не успев бы дать каких то плодов да и вообще оно тупиковое.
"не убивать" так и закрепляется а иначе житья не было бы)
Sure
Репутация: 173
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 16.10.2015
Традиция: Тхеравада

  • 1

#12 Sardor Steps » 26.06.2016, 17:51

Alexandr, думаете невозможно быть безнравстенным и не сожалеть ?
Sardor Steps M
Репутация: 42
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 15.04.2014
Традиция: Нет

  • 3

#13 Alexandr » 26.06.2016, 18:29

Sardor Steps писал(а):Alexandr, думаете невозможно быть безнравстенным и не сожалеть ?
Когда я не был Буддистом, то я не испытывал особого сожаления за свои безнравственные поступки, скорее даже не задумывался об этом. Когда я стал интересоваться Буддизмом, стали появляться кое какие правильные возрения и теперь будучи буддистом если совершаю безнравственный поступок то потом очень сожалею об этом, кстати это сожаление хорошо помогало и помогает мне в следующий раз задуматься и больше не совершать подобных поступков. Вобщем думаю, что будучи Буддистом не возможно не испытывать сожаление за безнравственные поступки.
Alexandr M
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 222
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 3

#14 Искатель » 27.06.2016, 13:12

Вообще, лично для меня эта тема тоже куда как актуальна. Сам ещё для себя не выяснил, что такое нравственность, зачем она нужна и как её практиковать. С детства я был ребёнком довольно ответственным, честным, и умным к тому же (видимо, от этого и страдаю :smile: ). Родители меня воспитывали порядочным, только вот к классу 4-5ому (а может и раньше, точно не помню) я, смотря на мир вокруг, стал понимать, что он не такой уж дружелюбный, и что на самом деле каджый по большей части (подчеркну, по большей части) "тянет на себя", так сказать. А на порядочных, ответственных и добрых, опять же, по большей части просто ездят. Затем меня пару раз жёстко предали друзья, коих я всё-таки простил в итоге, а потом, до кучи ещё и родители развелись. И у меня в жизни реально всё покатилось по наклонной. И, скажу честно, да, именно какая-то внутренняя доброта, какое-то светлое чувство, что всё-таки есть и должно быть на свете что-то хорошее (а может, его и очень много, просто мне как-то не очень попадалось), помогло мне не стать снобом. Но каких душевных усилий это стоило. В результате у меня сейчас довольно поверхностные отношения с друзьями и довольно натянутые с родителями. И реально, я сейчас себя чувствую даже не между двумя, а между несколькими огнями. И перед тем, и перед другим, и перед остальными я ощущаю какой-то нравственный долг (и привязанность, конечно же, всё же ведь не чужие люди), но вот как в этих хитросплетениях полуразрушенных (вовсе не по моей вине) отношений разобраться, да ещё так, чтобы не чувствовать угрызений совести, мне как-то до сих пор не очень понятно. И возможно ли это вообще.


Однако, я этот пост не из жалости к себе пишу, а для того, чтобы сказать, что я глубоко убеждён, что в некоторых случаях (подчёркиваю, в некоторых), если Вы хотите снискать душевный покой, можно и нужно отложить подальше все гнетущие обязательства (ну или, другими словами, послать всё к чертям) и пожить хотя бы какое-то время "своей жизнью". Что тут значит "своя жизнь", каждый, думаю может определить для себя, но лучше, конечно, не пускаться во все тяжкие и не напиваться до беспамятства - это точно ничем не поможет. Я вот просто уехал в тихое местечко и пожил там месяцок. Без работы, без выяснения отношений, вообще без разговоров. В дали от всей суеты. И только в таких условиях я испытал неимоверно приятное чувство безмятежности, которое в последствие дало мне опыт, о котором, может быть, я и отважусь здесь написать (а может и не нужно оно тут никому :smile:, потому что, наверняка, здесь каждый второй имел схожие ощущения, а иначе, вряд ли и писали здесь ). И тогда я подумал: "Блин, да оно же (это приятное состояние бытия) доступно каждому, только мало кто знает, да и никому просто нет дела, потому что все во власти суеты. Все постоянно чем-то заняты и думают, что это просто невероятно важно, а точнее, вообще не думают. Просто эта мысль как само собой разумеющееся, идёт фоном. Надо. Надо. Надо. Кому надо, зачем надо? А, чёрт его знает, но надо." А потом мне-таки пришлось "вернуться на эту грешную землю", так сказать, и окунуться в эту самую суету, потому что НАДО одолело меня, признаюсь. И что вы думаете, я стал счастливее за эти годы, пока я в этом состоянии "НАДО"? Ну, может, в какой-то маленькой-маленькой степени, да. Но это не идёт ни в какое сравнение с тем, что я испытал тогда, когда позволил себе отложить в сторонку все нависшие обязательства.


Конечно, я в значительной степени осознаю сумбурность этого поста. Но, всё же, я с Буддизмом знакомлюсь не для того, чтобы НАДО нависло над моей жизнью ещё тяжелее, а для того, чтобы в первую очередь понять, что я испытал, описав это в рамках данной традиции, и отметив это переживание на некоей "абстрактной плоскости координат", которую может предоставить это Великое учение. Иными словами, я ткнул пальцем в небо и, определённо, попал туда, куда мне хотелось бы, а теперь хочу понять, куда же я ткнул. И нравственность здесь мне, безусловно, тоже поможет, но в разумных пределах.
Искатель
Репутация: 651
Сообщения: 521
Зарегистрирован: 26.01.2016
Традиция: Нет

  • 2

#15 DitafonTiz » 27.06.2016, 13:23

Пусть он не пренебрегает своим собственным благом, как бы ни было велико благо другого. Познав свое благо, пусть он будет привержен высшему благу.
Ты еще жив,но это пройдет
DitafonTiz
Аватара
Репутация: 508
Сообщения: 1092
Зарегистрирован: 22.04.2016
Традиция: Нет

#16 amv » 27.06.2016, 13:42

Киттисаро писал(а):Элементарно, безнравственные мысли увеличивают беспокойство ума в повседневной жизни, это напрямую вредит сосредоточению.
В целом согласен, но хотелось бы дополнить мысль.
Все станет ясно, если посмотреть предметно:
1) Убив, вы будете бояться, что вас поймают, посадят, линчуют и пр.
2) Украв, вы будете бояться, что вас поймают.
3) Солгав, вы будете бояться, что вас раскроют.
4) Изменив супруге/супругу, вы будете бояться, что вас раскроют.
5) Бухло же создает беспечность, то есть состояния, в которых можно натворить делов.
Sardor Steps писал(а):Alexandr, думаете невозможно быть безнравстенным и не сожалеть ?
К слову, в стандартной сутте (там где Будда говорит, что смысл нравственности в "не-сожалении") неугомонность и сожаление это помехи, эти помехи еще бывает переводят как "беспокойство". Вот и имеем причины нарушения самадхи.
amv M
Аватара
Откуда: Киев
Репутация: 1740
Сообщения: 1267
Зарегистрирован: 22.09.2014
Традиция: Тхеравада

  • 1

#17 Кхеминда » 27.06.2016, 14:03

Кроме того незабываем что безнравственный человек производит неблагие действия телом, речью и умом, что может привести к созреванию неблагих каммических плодов которые будут мешать ему практиковать дальнейшие этапы восьмеричного пути. Например человек сидит медитирует, а к нему сзади подходят и убивают его, или отвлекают всяческими факторами, либо камма вызреет в то, что ум будет блуждающим.
Кхеминда

  • 1

#18 Киттисаро-ушёл » 27.06.2016, 14:58

amv писал(а):В целом согласен, но хотелось бы дополнить мысль.

В широком смысле нравственность включает и умственную составляющую:
6) Имея жаждущие мысли, ум не сможет сосредоточиться, оставление же создаст почву для сосредоточения
7) Испытывая ненависть к кому-то (даже к себе), ум будет гореть словно пламень - о сосредоточении не может быть и речи.
Моя страница в фейсбуке - facebook.com/ivan.kittisaro
Киттисаро-ушёл M
Бхиккху
Репутация: 5023
Сообщения: 1992
Зарегистрирован: 03.10.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#19 Ericsson » 27.06.2016, 16:41

Мне в связи с этим вопросом вспомнились те Сутты, где Будда говорит, что по качествам все существа собираются вместе. Помните же эти Сутты? "...Так было в прошлом, так будет в будущем, и так оно и сейчас в настоящем..." Если ведешь безнравственную жизнь то неизбежно начинают вокруг мелькать такие же персонажи, стремные..и тут уже точно не до сосредоточения тогда...
...Так давай же, дождевой дэва,
Лей свой дождь...
Ericsson M
Аватара
Репутация: 1450
Сообщения: 2024
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#20 qwerty » 27.06.2016, 20:54

Искатель писал(а):может быть, я и отважусь здесь написать

Отваживайтесь. Из описаний личного опыта кто-то найдёт полезное для своих поисков.
qwerty
Репутация: 172
Сообщения: 421
Зарегистрирован: 31.03.2014
Традиция: Нет

След.

Вернуться в ПОЛЕМИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 14 гостей