Ruslan писал(а):Без осознанности не может быть никакой практики нравственности.
Например,я знаю людей которые употребляют в своей речи матерные слова.Но они этого даже не замечают.
Говоришь не матерись,они делают удивленные глаза.
Есть люди говорят не правду и не замечают этого.
Поэтому развитию осознанности(психопрактика) как мне кажется должно уделяться много внимания.
Без развития осознанности учить человека нравственности много пользы не принесет.
Многие люди считают себя нравственными и не осознают что это всего их лишь фантазии не имеющие ничего общего с реальностью
Все верно. Sīla, samādhi, paññā - это неразделимые совокупности практики, которые взаимопроникают и взаимодополняют друг-друга. Без правильных воззрений, и без правильной внимательности и сосредоточения, невозможно развить совершенную нравственность; без правильных воззрений, и без нравственного поведения и образа жизни, невозможно достичь совершенного сосредоточения и осознанности; без правильной внимательности и сосредоточения, и без нравственного поведения и образа жизни, невозможно достичь совершенной мудрости. Не учил Будда, что нужно сначала развить мудрость до совершенства, затем нравственность до совершенства, и только потом сосредоточение до совершенства. Все они дополняют друг друга, и повышение качеств одной из этих трех основ, способствует продвижению в другой, они поддерживают и развивают друг-друга, и игнорирование, "оставление до лучших времен", одной из этих основ, приведет к пробуксовке развития двух остальных.
Есть разные этапы развития нравственности, сосредоточения и мудрости. К примеру, у нравственности есть три основных этапа развития, согласно
Вимутимагге:
принятие обетов (когда появляется устремление не совершать неблагих действий),
ненарушение обетов, (когда их соблюдение становится совершенным и нарушения обетов исчезают), и
радость (когда нравственное поведение, в соответствии с обетами, становится естественным образом жизни и приносит радость). Такие же примерно стадии есть и у сосредоточения с мудростью.