Снова абхидхамму вытащили на свет, от же ж не сидится. :)
Мне рассказали интересную вещь. По преданию ведь, она была дана дэвам. И вот ланкийские бхиккху мне так прямо и сказали: "Абхидхамма - да, канонична, слово Будды и всё такое, но она для дэвов. Мы - люди, и нам надо прежде всего ориентироваться на сутты".
Вообще лично мне каноничная история о том, откуда взялась абхидхамма, здорово отдаёт именно той самой "махаянщиной", потому что с одной стороны мы имеем "полностью открытую, не пряча ничего в зажатом кулаке" Дхамму сутт, и тут же рядом мы имеем "слишком сложную для понимания обычными бхиккху Дхамму, рассказанную дэвам, да ещё и никак не датируемую до времён Будды. Да ладно. Даже для близких к просветлению, которым до него один шаг? Более того, она
даже прямо противоречит иногда Дхамме сутт.
Хотя, можно предположить, что Дхамма для дэвов
может отличаться от Дхаммы для мануссов, потому что Манусса-лока и Дэва-лока - это таки разные миры, и законы бытия в них могут иметь свои нюансы. Но тогда, втройне верно утверждение досточтимых ланкийских бхиккху о том, что "абхидхамма для дэвов, читайте лучше сутты".
Чем я и руководствуюсь. Если вдруг стану дэвом, послушаю от других местных спец-Дхамму для таких, как мы.
А так, в этой жизни, хотя бы дхамму сутт впитать - и то хорошо уже.
Самый звонкий крик - тишина...