Vladislav писал(а):А можно конкретные ссылки об иллюзорности мира в каноне?
Дхаммапада 46
"Знающий, что это тело подобно пене, понимающий его призрачную природу,
сломавший украшенные цветами стрелы Мары, пусть он пройдет невидимый для царя смерти".
Дхаммапада 170
"Кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь,
как смотрят на мираж, того не видит царь смерти".
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/T ... -phena-pinduphama-sutta-sv.htm Особенно на стихотворную часть обратите внимание.
В МН 140, говориться, что все в мире имеет обманчивую, иллюзорную природу, и только ниббана является истинной реальностью.
Сложно по поиску сейчас еще что-то найти, но вообще в суттах довольно часто противопоставляется иллюзорный, обманчивый, ложный мир и истинная реальность ниббаны. Само
Пробуждение (конечная цель буддийского Пути), происходит ото сна иллюзии в реальность ниббаны. Будда - это тот, кто пробудился от сна иллюзии, в реальность ниббаны. Мара зовется повелителем мира, повелителем иллюзии, обманщиком, творцом иллюзий. Он не видит того, кто пробудился в истинную реальность.
Но тут нужно понимать тонкости индийской мысли. То, что мир иллюзорен - не значит, что его не существует, так как для иллюзорного существа, иллюзорный мир - реален. Это значит, что мир - не то, чем кажется, что он является относительной реальностью. Но есть и абсолютная реальность, в буддизме - это бессмертное, нерожденное, ниббана. Концепция майи - иллюзии, существует во многих индийских учениях, и в веданте, и в буддизме, так же, как разделение на относительную и абсолютную истину/реальность.