Никаи, Агамы и Тибетский канон

Список форумов Теория и практика ПОЛЕМИКА

Описание: Полемика и споры на любые темы, касающиеся буддизма.

  • 2

#1 aNiMa-00170 » 07.12.2013, 02:08

Порыскав по интернету и обогатившись информацией
с тех и других сайтов, мне удалось выяснить следующие моменты.
Оказывается, и в палийском и в китайском канонах есть разделы и по Суттам и по Винае, а также крупный отдельный корпус текстов Абхидхамма-питака / Абхидхарма-питака.

В сарвастивадинском каноне, сохранившемся только в китайском переводе, наличествуют все семь книг Абхидхармы.
Таким образом, в палийском и китайском канонах есть Типитака (ну или Трипитака).
В тибетском каноне такого нет, -- как нет и вообще выделения "питак".

Из Типитаки / Трипитаки в тибетском каноне представлены отдельные работы:
-- Виная с комментариями;
-- Дхатускандха из сарвастивадинского канона;
-- всего-то лишь дюжина сутт (если верить http://dhamma.ru/paali/geiger/geiger_app2.html )

Еще в Тенгьюре есть сборник строф "Уданаварга", авторство которого приписывается Дхарматрате.
Он, по-видимому, составлен на основе Дхаммапады, Уданы и некоторых других текстов.
В остальном сутры там исключительно махаянские.

Тем не менее некоторые действительно считают, что этого достаточно
для того, -- чтобы говорить о наличии в тибетском каноне Трипитаки.

Есть мнение, что отсутствие Трипитаки в тибетском каноне связано с тем, что тибетские авторы изначально считали махаянские тексты превосходящими по качеству, и поэтому заменяющими Трипитаку. Так, в Лотосовой сутре Трипитакой называются тексты ранних буддийских школ, а о махаянских писаниях говорится как о чем-то отличающемся от Трипитаки.
....

сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2022
Сообщения: 1114
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 1

#2 aNiMa-00170 » 07.12.2013, 02:18

Вообще, в Тибете до сравнительно недавнего времени очень немногие знали о буддизме Юго-Восточной Азии. Буддизм появился в Тибете в седьмом веке нашей эры. К этому времени Тхеравада утратила свои позиции в Индии. Таким образом, Тхеравада и тибетский буддизм оказались разделены тысячами километров. Исторически, во время возникновения буддизма в Тибете (примерно в седьмом веке), Тибет граничил с областями Индии, Гандхары и Китая, где была распространена Сарвастивада.

С тхеравадинами могли контактировать лишь отдельные тибетские паломники. После окончательного упадка буддизма в Индии в 12-14 веках тибетский буддизм и буддизм ЮВА оказались разделены друг от друга тысячами километров. В тибетских текстах под названием "хинаяна" сохранились описания Сарвастивады, которой давно уже нет. Так, встретившись с буддизмом ЮВА, за неимением других терминов тибетские буддисты стали называть "хинаяной" его.) В действительности же (исторически) под "хинаяной" тиб. буддисты всегда имеют в виду именно те школы буддизма, с которыми был тесный контакт, -- Вайбхашика, Саутрантика, процветавшая в Китае Сарвастивада.

В тибетском буддийском каноне практически нет тхеравадинских текстов (см. выше). То из учения Будды, что дошло до Тибета, попало туда косвенно, через цепочку текстов и учителей. Тхеравада, в свою очередь, исторически НЕ контактировала с тибетским буддизмом, вплоть до нашего времени. Так как тибетский буддизм практически не контактировал с Тхеравадой, им, вероятно, -- впоследствии многое пришлось изобретать заново. К моменту территориального разрыва с Тхеравадой тексты раннего буддизма (оригинальное Слово Будды в форме древних Никай или Агам) -- уже НЕ пользовались в тиб. буддизме популярностью и фактически НЕ имели никакого авторитета.

И даже строфа из Лотосовой сутры:

adhimānīnna seveta vinaye cāgame sthitān
arhantasaṁmatān bhikṣūn duḥśīlāṁścaiva varjayet

-- по-русски переводится так:

Следует избегать тех тщеславных, следующих Винае
и придерживающихся Агам, безнравственных монахов,
-- считающих достижение Архатства наивысшим.

....


сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2022
Сообщения: 1114
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 4

#3 ВМНС - Мингалаба » 07.12.2013, 11:52

aNiMa-00170 писал(а): Тхеравада, в свою очередь, исторически НЕ контактировала с тибетским буддизмом, вплоть до нашего времени.
Для нас было достаточно удивительно, но бирманские студенты-аспиранты в Москве часто не знают кто такой Далай лама. Про тибетцев они говорят, что тибетцы хорошие колдуны.
ВМНС - Мингалаба
Аватара
Откуда: Рязань
Репутация: 415
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 30.09.2013
Традиция: Тхеравада

#4 aNiMa-00170 » 15.01.2016, 07:47

Термин Агама используется для обозначения коллекции дискурсов ранних Буддийских школ, — которые сохранились в основном в китайском переводе, существенная часть материала так же сохранилась на Санскрите и меньше, но все же — в значительном количестве выжило на языке Гандхари и в Тибетскиом переводе. Эти сутры соответствуют первым Четырем Никаям (и частично пятой) из Суттанта Питаки Палийского канона, — который также иногда называют Агамами. В этом смысле, слово Агама является одним из значений термина Никая.

Иногда слово Агама используется что бы сослаться не на конкретное писание, но к классу священных писаний. В этом случае, его значение может так же включать в себя понятие Сутта-Питака, — которое в традиции Тхеравады (Буддаяна) считается самым старым и самым исторически точным и достоверным представлением Учения Будды, вместе с Виная Питакой.

Понятно, что среди ранних школ, как минимум в школах Сарвастивады, Кашьяпии, Махасангхики, и Дхармагуптаки — были редакции четырех из пяти Агам которые, по крайней мере немного, отличались. Современными учеными проводились сравнения китайских Агам с Никаями Палийского канона, в попытке определить возможные изменения изначального ядра доктрины и корневые формулировки. У Агам существует значительное сходство с Суттанта Питакой, которая иногда используется учеными чтобы оценить, — в какой степени эти учения являются исторически достоверными в представлении Единого Канона раннего Буддизма.

http://www.dhammawiki.com/index.php?title=Agama
http://www.dhammawiki.com/index.php?title=Oral_transmission

http://www.dhammawiki.com/index.php?title=The_Aut ... ty_of_the_Early_Buddhist_Texts
http://www.dhammawiki.com/index.php?title=The_Authenticity_of_the_Pali_Suttas
....
сайт: https://theravada.world
Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма
aNiMa-00170 M
Аватара
Откуда: https://theravada.world
Репутация: 2022
Сообщения: 1114
Зарегистрирован: 28.09.2013
Традиция: Тхеравада

  • 2

#5 Кхеминда » 15.01.2016, 08:26

aNiMa-00170 писал(а):Порыскав по интернету и обогатившись информацией
с тех и других сайтов, мне удалось выяснить следующие моменты.
Оказывается, и в палийском и в китайском канонах есть разделы и по Суттам и по Винае, а также крупный отдельный корпус текстов Абхидхамма-питака / Абхидхарма-питака.

В сарвастивадинском каноне, сохранившемся только в китайском переводе, наличествуют все семь книг Абхидхармы.
Таким образом, в палийском и китайском канонах есть Типитака (ну или Трипитака).
В тибетском каноне такого нет, -- как нет и вообще выделения "питак".

Из Типитаки / Трипитаки в тибетском каноне представлены отдельные работы:
-- Виная с комментариями;
-- Дхатускандха из сарвастивадинского канона;
-- всего-то лишь дюжина сутт (если верить http://dhamma.ru/paali/geiger/geiger_app2.html )

Еще в Тенгьюре есть сборник строф "Уданаварга", авторство которого приписывается Дхарматрате.
Он, по-видимому, составлен на основе Дхаммапады, Уданы и некоторых других текстов.
В остальном сутры там исключительно махаянские.

Тем не менее некоторые действительно считают, что этого достаточно
для того, -- чтобы говорить о наличии в тибетском каноне Трипитаки.

Есть мнение, что отсутствие Трипитаки в тибетском каноне связано с тем, что тибетские авторы изначально считали махаянские тексты превосходящими по качеству, и поэтому заменяющими Трипитаку. Так, в Лотосовой сутре Трипитакой называются тексты ранних буддийских школ, а о махаянских писаниях говорится как о чем-то отличающемся от Трипитаки.
....

В тибетском каноне примерно около 100 сутт раннего буддизма в разделах Derge и Upayika.

Конкретно на Санскрите есть следующие тексты

Arthaviniścaya
Avadānaśataka
Divyāvadāna
Lalitavistara
Mahāvastu
Udānavarga
Saṅgha­bheda­vastu и другие
Кхеминда


Вернуться в ПОЛЕМИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 6 гостей