Как буддизм влияет на вашу жизнь

Список форумов Теория и практика ПОЛЕМИКА

Описание: Полемика и споры на любые темы, касающиеся буддизма.

#1 katya_19 » 18.08.2018, 19:03

Изменил ли буддизм вашу жизнь? Может у вас стали лучше отношения с окружающими, или вдруг ни с того ни с сего улучшилось здоровье, или атмосфера на работе стало лучше, улучшилось финансовая сторона или предложили место получше и тд ? Просто я слышала несколько раз, что практика буддизма меняет не только отношение к жизни ,но и просто окружающюю действительность. Неужели это правда? мало как-то верится ведь никогда не слышала об этом. мне кажется, если бы это было известно, все бы это знали и многие люди к буддизму относились бы не так скептически.
katya_19
Репутация: 0
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 18.08.2018
Традиция: Нет

  • 5

#2 SV » 18.08.2018, 20:29

Всё правда.

Что до скепсиса, то всё просто. Буддизм = религия, религия = скепсис.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 13612
Сообщения: 5636
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#3 Vick » 18.08.2018, 21:47

SV писал(а):Всё правда.
Ф
Что до скепсиса, то всё просто. Буддизм = религия, религия = скепсис.

Вот об этом я и уже несколько раз говорил. В общем понимании религия это :
"РЕЛИГИЯ
(от лат. religio — благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ — Бога или богов, определяющих судьбы людей, а также совокупность специфических действий (религиозный культ), обеспечивающих связь человека со сверхъестественными силами, и соответствующие (церковные) объединения и сообщества. " ( из Академика).
Выше приведено лишь одно из определений, но суть все прочих одна : религия- это взаимоотношения человека с Богом. У которого можно попросить прощения, который поможет в трудную минуту, воскресит, направит в рай или ад.
И это замечательно!!!
Но это все не про учение Будды.
Когда я пришел в дацан и на встречу махаянцев не помню уже какого течения, послушал скороговорку на тибетском языке, звон колокольчика и ломание кистей , то скепсиса было хоть отбавляй. Но продолжал искать и нашел учение старцев т'эраваду.
Да элементы веры тоже есть. НО НЕ ОНИ ОПРЕДЕЛЯЮТ. Вера - лишь один из факторов, хоть и весьма важный, и даже если человек во что-то то не хочет или не может поверить на определенном этапе своего развития, то это не отрицает его возможность продолжить свой путь к учению Будды. Вера, точнее доверие, может придти и потом, когда человек убедится в правоте учения на своем опыте. А во что-то может и не придти.
С тем, что существует страдание согласится каждый.
С тем, что у страдания есть причины согласится каждый здравомыслящий человек.
С тем, что возможно прекращение страдания убеждает сама личность Будды, его вдохновляющая Дхамма.
И разумеется, что должен быть путь к прекращению страданий.
В вышеизложенном очень много здравого смысла, логики и совсем немножко веры.
Тогда как в религиях фактор веры первичен, первоначален и определяющ.
Как говорится, почувствуйте разницу. Нет, почему то не хотим.
Vick M
Откуда: С-Петербург
Репутация: 153
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 21.07.2014
Традиция: Нет

  • 2

#4 SV » 19.08.2018, 13:33

В вышеизложенном очень много здравого смысла, логики и совсем немножко веры.

Да, в буддизме всё гораздо более стройно и разумно, нежели в других религиях. Но всё равно буддизм - религия, и если человек со стороны спрашивает, а вы ему отвечаете, что вот у нас тут заслуги, камма, божества, миры существования, джханы, сверхспособности, просветление - то для него, как скептика, вы не будете ничем отличаться от другого человека иной религии, который бы использовал другие слова, как то Бог, благодать, таинство, страшный суд, грех и так далее.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 13612
Сообщения: 5636
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#5 Vick » 19.08.2018, 15:10

Не буду дальше спорить, Вам виднее.
Кстати, я никогда не отрицал, что и религия тоже, только говорил, что учение Будды шире определения " религия".
Но так ли необходимо неофита загружать сразу в "божества, миры существования, джханы, сверхспособности".
Придет время и сам определится, во что верить и в какой степени. А в камму в той или иной степени верит очень много людей, независимо от вероисповедания.
И ещё, для благотворного изменения личности хватит и определенного доверия, которое, при изучении Дхамма Будды возникает само собой.
Личный опыт: мне трудно поверить во всех этих индуистских божеств, я просто закрыл пока что для себя эту страницу до лучших времён ( а может быть и жизней). Страдает ли от этого мой индивидуальный путь? Не знаю, мне кажется, не очень.
Vick M
Откуда: С-Петербург
Репутация: 153
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 21.07.2014
Традиция: Нет

  • 2

#6 SV » 19.08.2018, 18:32

Кстати, я никогда не отрицал, что и религия тоже, только говорил, что учение Будды шире определения " религия".

Ну у всех понятие "религия" разное, и каким-то строгим словарным определением мало кто пользуется. Есть обывательское, простое представление о "религии" - и вот оно у большинства населения имеется, они им оперируют. Опять же, поскольку в основном религия - это то, что связно с Богом и верой, такое же отношение часто проецируют на буддизм. Если кто-то им говорит: "ну не, в буддизме ничего религиозного нет" - то при проверке вскоре выясняется, что очень даже есть, а дальше человек (скептик) может даже не заморачиваться с дальнейшим изучением буддизма - просто ставит штамп "А, ну да, это религия" - и навсегда вопрос для себя закрывает, приводя буддизм под единый, например, с христианством, знаменатель.

Но так ли необходимо неофита загружать сразу в "божества, миры существования, джханы, сверхспособности".

Нет, это вообще не необходимость. Кроме того, если брать под неофитами, например, канонических калам (люди такие были), то им Будда давал совет присматриваться к религиозным учителям на основе нравственного аспекта учений и поведения. Т.е. если оные нравственны, то можно как-то в эту сторону "думать". Если не особо нравственны, можно даже не пытаться разбираться в учении такого учителя. Вот так всё просто - без всякой метафизики.

Но другой вопрос, что неофиты сами прежде всего хотят изучить именно метафизический вопрос. Это интересует больше всего. Например, самая популярная тема у интересующихся буддизмом - система миров. Ну и божества всякие их населяющие и так далее. Космология, короче. Запредельное. У интересующихся буддизмом с "практической" точки зрения интерес чаще всего - к сфере медитации. Она интересует, потому что, как утверждается, ведёт ко всяким крутым ощущениям, изменённым состояниям сознания, каким-нить сверхспособностям и к прочей "мистике" и "запредельщине". Поэтому да, можно конечно неофитам не рассказывать про это ничего - но тогда они просто уйдут к тому, кто про это рассказывает и кто этому учит -)

Страдает ли от этого мой индивидуальный путь? Не знаю, мне кажется, не очень.

Наверное не очень. Хотя в формуле правильных воззрений вера в божеств (точнее, "спонтанно возникающих существ") присутствует как один из пунктов. Если в них нет веры, то получается, строго по формуле, что фактор воззрений не полный. Как эта неполнота может влиять на конкретно продвижение в пути - вопрос интересный, дискутируемый.

Но вообще, сомневаться, по утверждению самого же Будды, это нормально. Даже сами сутты начинаются со слов "Я так слышал", а не, допустим: "Вот так оно было - веруйте, иначе в ад отправитесь". По сути эти слова говорят о том, что нижеследующая информация может быть не точной. Не то, что она неточная, но в силу ряда причин, может быть не точной. Поэтому, конечно, нужно с открытым умом ко всему подходить, а не твердолобо. Я, например, для себя разные вещи разделяю по градациям, типа - вот это точно так, это скорее всего так, это возможно так, это скорее всего не так, это не так, это совершенно точно не так. При этом первое и последнее - это прямой опыт, прямое знание. Остальное - градации веры или неверия, основанные на разных факторах, в том числе и опыте.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 13612
Сообщения: 5636
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#7 Vick » 19.08.2018, 19:03

Право, не хочется, но вынужден с Вами спорить опять.
Во всяком случае, по моему, далеко не великому, опыту, неофиты в первую очередь интересуются перерождением. Это и понятно. вопрос : а что дальше? самый значимый для любого существа.
Рассказываю про Стивенсона, последние опыты гипноза, медиативную практику, - многие про это слышали, воспринимают без противодействия. Что говорить, в раннем христианстве тоже было.
Как видите, пока что никакого элемента веры не требуется.
Конечно вопрос : что перерождается, если не я? на пальцах не об'яснять ( самому бы кто растолковал :))), но это уже вторично.
Как я уже говорил, с теорией каммы тоже многие в душе согласны. Теория предельно логичная и понятная. Особой веры тоже не требуется.
Про 4БИ уже говорил. Наиболее сложным казалось бы говорить о просветлении, но нет с запредельными возможностями человеческой психики и интеллекта тоже многие согласны.
Все вышеперечисленное логически об' яснимо. А если присовокупить кое-что что про квантовую механику и последние выводы астрономов о цикличности существования вселенной, то в целом картина буддистского взгляда на мир рисуется безо всякой слепой веры ( а в традиционном понимании религии мы говорим именно о СЛЕПОЙ вере).
Vick M
Откуда: С-Петербург
Репутация: 153
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 21.07.2014
Традиция: Нет

  • 2

#8 SV » 19.08.2018, 19:28

Все вышеперечисленное логически об' яснимо.

Дык так и Бог тоже логичен, с таким подходом. Логично, что он всё обустроил, создал такого сложного человека и так далее. Логично, что он награждает за веру в него и наказывает за грехи (всё как у людей, да? -). Логично, что если сильно и искренне попросить, то он может услышать и помочь. Но только тут "логично" вовсе не означает, что можно обойтись без веры. Просто вера основывается вот на этом виде "логичного". Ну и в буддизме также - все эти вопросы из этой же области "логичного". Никакими объективными доказательствами всех этих вещей (научный подход) доказать нельзя. Нельзя провести некие эксперименты (да ещё и многократно повторяемые, с одинаковым результатом), которые бы всё это доказали и показали всем и каждому. Т.е. можно только в это верить.
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 13612
Сообщения: 5636
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#9 Vick » 19.08.2018, 20:19

Мне трудно с Вами спорить. Вы в буддизме давно и всерьез. Вы и Ваши переводы наш свет в окошке. Поэтому, доверяя Вам, я с Вами соглашусь.
Но и позанудствую напоследок. Хорошо, пусть вера. Но я по жизни, хоть и скептик, да к тому же юрист, но не учёный, которому нужно многократное подтверждение опыта.
И в вопросах мировоззрения полагаюсь как на имеющиеся доказательства чего-либо так и на интуицию и ощущения.
Все учение Будды , в отличие от других религий ( в которых вообще никакой логичности не усматривается), поражает высочайшими образцами логического мышления, центральный постулат - идапаччаята, так просто образец логического построения. Короче , то, о чём я говорил раньше, я счёл допустимыми и достоверными доказательствами правды учения Будды. Может быть, это была завуалированная вера. Хорошо, если так. Спасибо.
Vick M
Откуда: С-Петербург
Репутация: 153
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 21.07.2014
Традиция: Нет

  • 3

#10 SV » 19.08.2018, 21:14

Есть вещи проверяемые здесь и сейчас (одно из "официальных" свойств Дхаммы). Иддапаччаята как принцип - одно из них. Ну и ещё много чего есть, что наблюдается, если "посмотреть". Но есть вещи не проверяемые. Камма, допустим. Ну совсем не проверяемая. Про объективизм я уж молчу, но даже если субъективно "для себя" проверять - ну как это докажешь? Никак. Только вера. Ну и с рядом вещей тоже так. Собственно, для этого саддха и нужна, и потому и перечисляется как одна из 5 основных "сил", притом, сила базовая - сначала вера, потом остальные силы на основе неё строятся.

http://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn48_50-apana-sutta-sv.htm
SV M
Архивариус
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 13612
Сообщения: 5636
Зарегистрирован: 27.09.2013
Традиция: Тхеравада

#11 Vick » 19.08.2018, 21:51

Да, вера, конечно.
Вопрос в том, на чем зиждется вера. Почему люди выбирают учение Будды, но не рядом находящиеся традиционные религии.
Каждый по своим причинам, но могу ответить только за себя и отвечаю.
Есть прямые доказательства, есть и косвенные.
И если мы, думаю, можем считать наличие перерождения доказанным , ( спасибо Стивенсону, древним грекам, ранним христианам, индусам, североамериканцам, другим исследованиям), то этот факт и будет косвенным доказательством наличия каммы. Потому что если кто-то или что-то перерождается ,то оно обязано нести следы перерождаемого.
Если официальная наука не торопится признавать работы Стивенсона, то по другому в существующем обществе она и не может .
Насчёт других систем миров, сверхспособностей и пр. посложнее, нет никаких известных доказательств.
Кроме одного. Доверия. Потому что, если Будда говорит правду там и там, то значит говорит ее и здесь.
Конечно, вера. Но не слепая, а осмысленная. А если доведётся, то и пережитая.
Vick M
Откуда: С-Петербург
Репутация: 153
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 21.07.2014
Традиция: Нет

#12 MB » 21.08.2018, 17:28

Кто о чем, а лысый о расчёске. Ничего не меняется. Даже вопрос не услышали.
MB M
Откуда: Самара
Репутация: 155
Сообщения: 180
Зарегистрирован: 04.03.2015
Традиция: Тхеравада

  • 2

#13 Terrinna » 21.08.2018, 20:08

Нельзя сказать, что сразу так резко все изменится. На счет взглядов и понимания жизни, безусловно вы заметите разницу, но думаю она у каждого своя. Чем больше будете дарить людям любви, тем больше научитесь понимать их и жизнь вокруг вас :)
Terrinna
Репутация: 4
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 29.07.2018
Традиция: Дзэн


Вернуться в ПОЛЕМИКА

Кто сейчас на сайте (по активности за 10 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 12 гостей