Страница 1 из 1

"Возвышенное и земное"

Сообщение #1Добавлено: 07.10.2018, 12:02
Федор
Давно уже хочу прояснить этот момент. Часто в наших беседах сквозит мысль, что нужно разделять на буддийском пути мирское и духовное, высокое и простое. И, что самое главное, - не освоив простых вещей - не помышлять о высоких, о конечной цели. Но так ли это на самом деле?
Я не утверждаю, что можно вот так с ходу сесть и достичь джханы или освобождения. Основа нравственная, основа правильного понимания, несомненно, должна быть. Я не об этом. А о том, что весь Путь, с первого до последнего шага, должен быть озарен высшим светом, этот свет должен пронизывать Путь насквозь, даже если человек делает только первые шаги. Путеводная звезда Ниббаны должна освещать этот путь (извините за образную речь, как-то так легче донести мысль). И если мы упускаем эту высшую цель, вычеркиваем из своей практики это стремление, то наша практика превращается в топтание на месте или просто сводится к хорошему поведению в этой жизни (и при чем тогда тут буддизм). Но Будда говорил, что как вода в океане вся пропитана солью, его учение все пропитано освобождением, о чем бы конкретно ни шла речь. Я думаю, всем надо об этом крепко подумать.

Сообщение #2Добавлено: 07.10.2018, 14:42
Киттисаро
Само собой, памятование о цели практики это есть основа правильно направленного внимания, которое, в свою очередь, есть основа всей практики. Как еще говорил а. Чаа, что жажда ниббаны это единственная "положительная" жажда и мы должны отбросить ее в последнюю очередь.

Сообщение #3Добавлено: 07.10.2018, 15:26
SV
Именно потому правильные воззрения обретаются, в целом, в начале пути. А уже потом всё остальное достигается и развивается.

Сообщение #4Добавлено: 07.10.2018, 15:29
Vladislav
мне кажется большинство диванных буддистов как раз старадают от излишней идеализации, а по сути Буддизм же религия которая никак не должна ломать мирскую жизнь, мирские цели и т. д. а наоборот помогать, освобожать от лишних страстей и дурных привязанностей - делать жизнь гармоничней! А интернет-сообщество уходит в крайности... я как раз не вижу никаких разделений, каждый в буддизме найдет свое, и никакой из путей не будет более "высокий" или "светлый" чем иной - само это разделение есть дукха, самореализация Я, возвышение помех.

Сообщение #5Добавлено: 07.10.2018, 19:13
миг37
Как только процесс потока будет запущен, все сомнения отпадут сами собой. Далее отрешение от мирских ценностей станет прогрессировать естественно и непринуждённо.

Сообщение #6Добавлено: 07.10.2018, 22:11
Olivin
Интересно, многие ли причисляющие себя к буддистам, видят перед собой цель достичь ниббаны? Даже те, кто здесь, на форуме? Мне кажется, что не более 50 процентов, а скорее всего и гораздо менее.

Просто потому, что большинству (мне кажется), сразу в ниббану - как-то не очень хочется. Лучше покрутиться еще в сансаре, поставив перед собой более близкую и более достижимую цель: накопить заслуг чтобы не попасть в нижние миры, а подняться на более высокий уровень. И только когда человек достаточно уже продвинут на данном пути, у него может возникнуть желание прекращения пребывания в сансаре (достижения ниббаны).
И это так и должно быть, это правильно, потому что буддисты, точно так же как и все прочие - обычные люди разного уровня и понимания. Давайте же дадим возможность буддистам быть обычными людьми. Ведь в традиционно буддийских странах это именно так.

Сообщение #7Добавлено: 08.10.2018, 02:56
SV
Просто потому, что большинству (мне кажется), сразу в ниббану - как-то не очень хочется. Лучше покрутиться еще в сансаре, поставив перед собой более близкую и более достижимую цель: накопить заслуг чтобы не попасть в нижние миры, а подняться на более высокий уровень. И только когда человек достаточно уже продвинут на данном пути, у него может возникнуть желание прекращения пребывания в сансаре (достижения ниббаны).

Есть вполне достижимая цель - однажды-возвращение. Для неё даже джханы достигать не нужно. А результат как раз для любителей покрутиться в сансаре :smile: --> рождение в небесном мире как, собственно, "возвращение", а потом, уже сразу оттуда либо анагаминство либо арахантство. Скорее наверное даже анагаминство, т.е. дальнейшее рождение в ещё более высоком мире (а возможно даже в последовательно 5 более высоких, т.к. чистые обители из 5 состоят миров, и самый слабый анагамин будет рождаться поочерёдно в них всех). А уже там только ниббана остаётся. :red: Ну а так, как известно .... http://rga4.ru/fp-content/images/201201/rga4.ru_demotivator_10.jpg

Сообщение #8Добавлено: 08.10.2018, 09:17
Федор
Киттисаро писал(а):Само собой, памятование о цели практики это есть основа правильно направленного внимания, которое, в свою очередь, есть основа всей практики. Как еще говорил а. Чаа, что жажда ниббаны это единственная "положительная" жажда и мы должны отбросить ее в последнюю очередь.

Благодарю вас, бханте! Вы, как всегда, правы.

Сообщение #9Добавлено: 08.10.2018, 09:26
Федор
Olivin писал(а):Просто потому, что большинству (мне кажется), сразу в ниббану - как-то не очень хочется. Лучше покрутиться еще в сансаре, поставив перед собой более близкую и более достижимую цель...

Разумеется, буддийская практика помогает и в простых жизненных ситуациях. Но любая практика предпринимается только с одной целью - с целью освобождения. Использование буддизма в других целях - это не буддизм, а паразитирование на буддизме.

Сообщение #10Добавлено: 08.10.2018, 10:44
Eastert
Vladislav писал(а):мне кажется большинство диванных буддистов как раз старадают от излишней идеализации, а по сути Буддизм же религия которая никак не должна ломать мирскую жизнь, мирские цели и т. д. а наоборот помогать, освобожать от лишних страстей и дурных привязанностей - делать жизнь гармоничней! А интернет-сообщество уходит в крайности... я как раз не вижу никаких разделений, каждый в буддизме найдет свое, и никакой из путей не будет более "высокий" или "светлый" чем иной - само это разделение есть дукха, самореализация Я, возвышение помех.
Буддизм мирской это одно, а монашеский (т.е. более "настоящий") это другое. По большей части здесь на форуме под буддизмом понимается настоящий буддизм. Как-же "Буддизм же религия которая никак не должна ломать мирскую жизнь, мирские цели и т. "? Почитайте канон.

Сообщение #11Добавлено: 08.10.2018, 11:10
Странник
Федор писал(а):Но Будда говорил, что как вода в океане вся пропитана солью, его учение все пропитано освобождением, о чем бы конкретно ни шла речь.
Значит и самые простые части Учения тоже пропитаны освобождением. Значит даже простое правильное поведение и правильные речи, к которым нам ещё идти и идти, - тоже пропитаны освобождением. То есть, когда занимаешься основами нравственности и прочего, нужно понимать зачем ты это делаешь, но, как по мне, делать упор не на том зачем, а как правильно развивать нравственность и прочее.

Сообщение #12Добавлено: 08.10.2018, 11:23
Федор
Странник писал(а):Значит и самые простые части Учения тоже пропитаны освобождением. Значит даже простое правильное поведение и правильные речи, к которым нам ещё идти и идти, - тоже пропитаны освобождением. То есть, когда занимаешься основами нравственности и прочего, нужно понимать зачем ты это делаешь

так и я о том же

но, как по мне, делать упор не на том зачем, а как правильно развивать нравственность и прочее.

а здесь не согласен. Прежде всего - "памятование о цели", как сказал бханте Киттисаро. НА этой основе уже работа над методами.

Сообщение #13Добавлено: 08.10.2018, 13:32
Странник
Федор писал(а):Прежде всего - "памятование о цели", как сказал бханте Киттисаро. НА этой основе уже работа над методами.
Можно памятовать и ничего не делать. Или делать не правильно. Когда вы медитируете, то концентрируетесь на конкретном объекте, например, на дыхании, памятование тут будет мешать. Или при медитации при ходьбе тоже не надо отвлекаться, хотя надо знать зачем ты это делаешь.

Сообщение #14Добавлено: 08.10.2018, 20:17
Olivin
Путь, с первого до последнего шага, должен быть озарен высшим светом, этот свет должен пронизывать Путь насквозь
Так будет в том случае, если человек делает свои первые шаги на Пути, уже осознав конечную его цель и приняв ее. Для этого изначально, до того как принять буддизм, необходимо хорошо знать его основы . Но отнюдь не каждый так уж хорошо знаком с сутью этого учения, и уж тем более - не так хорошо знает, что такое ниббана (см., ну хотя бы, тему с соответствующим названием).

И, как мне кажется, если уж ты совершенно искренне хочешь достичь ниббаны уже в этой жизни, то в следующей тебе ее не избежать. Потому что полное понимание - это уже практически и есть освобождение.

Сообщение #15Добавлено: 15.10.2018, 14:55
Ericsson
Федор писал(а):это стремление

(3) «Но, Мастер Готама, какова цель домохозяев? Каков их поиск? Какова их поддержка? К чему они стремятся? Какова их конечная цель?»
«Богатство, брахман, вот какова цель домохозяев. Их поиск состоит в [поиске] мудрости. Их поддержка – их ремесло. Они стремятся к [выполнению] работы. Их конечная цель – выполнить свою работу»...

(6) «Но, Мастер Готама, какова цель отшельников? Каков их поиск? Какова их поддержка? К чему они стремятся? Какова их конечная цель?»
«Терпение и кротость, брахман, вот какова цель отшельников. Их поиск состоит в [поиске] мудрости. Их поддержка – нравственное поведение. Они стремятся к отсутствию всего1. Их конечная цель – ниббана».


Olivin писал(а): И только когда человек достаточно уже продвинут на данном пути, у него может возникнуть желание прекращения пребывания в сансаре (достижения ниббаны).
И это так и должно быть, это правильно, потому что буддисты, точно так же как и все прочие - обычные люди разного уровня и понимания. Давайте же дадим возможность буддистам быть обычными людьми. Ведь в традиционно буддийских странах это именно так.

И тогда домохозяин Анатхапиндика отправился к Благословенному, поклонился ему, и сел рядом. Благословенный сказал ему:
«Домохозяин, ученик Благородных, который обладает четырьмя качествами, практикует подобающим для мирянина образом; он практикует так, что это принесёт [ему] обретение славы и приведёт в небесный мир. Какими четырьмя?
(1) Вот, домохозяин, ученик Благородных обеспечивает Сангху монахов одеяниями. (2) Он обеспечивает Сангху монахов едой. (3) Он обеспечивает Сангху монахов жилищами. (4) Он обеспечивает Сангху монахов лекарствами и обеспечением для больных [монахов].
Домохозяин, ученик Благородных, который обладает этими четырьмя качествами, практикует подобающим для мирянина образом; он практикует так, что это принесёт [ему] обретение славы и приведёт в небесный мир».