Tao писал(а):Денис писал(а):Настенька писал(а):это Вы про нимитту (белый свет)?
Я думаю что ясный свет это именно вершина настоящей практики и это не то что вы подразумеваете как «не дошел до конца», нимитта же имеет различные значения в зависимости от контекста и как умственный образ, и как знак каммы, предвещающий дальнейшую участь существа, или как образ любого умственного, или материального объекта. А то что вы ловите в практике, вполне может быть макё, иллюзией, которую вы можете по своему интерпретировать. Потом согласно Аджану Ча, у кого-то нимитта возникает, а у кого-то нет, а значит это совсем не ясный свет!
Вот что говорил чаньский учитель Сюй Юнь:
Когда ум медитирующего становится совершенно спокойным, то, как правило, перед его
взором предстает красивая цветовая гамма,
которую можно по ошибке принять за свет мудрости.
Свет мудрости может содержать всякие иллюзорные формы, но он вечен, то есть находится за
пределами пространственно-временных ограничений. Он всепроникающ, и не встречает никаких
преград, так как лишен всякой двойственности, которая является причиной ощущения разделения
между субъектом ("познающим") и объектом ("познаваемым"). Таким образом, он подобен "чистому 38
свету", являющему радугу, цветовой спектр которой сам по себе нереален. Аналогичным образом, все
проявленные формы своей основой уходят в этот чистый свет мудрости, но ни одна из них
самостоятельно реально не существует.
Вершина практики - прекращение восприятия и чувствования. Никакой свет там невозможен по определению.
И это логично - целью и вершиной всего является Ниббана в которой все скандхи угасают. Нечему воспринимать и сознавать свет.
Вот из книги Тулку Ургьена Ринпоче "Царь Самадхи: точное постижение ума":
И наконец, последний, восьмой уровень созерцания и развертывания сансарического сознания. Этот уровень принципиально не описываемый и называется уровнем «ни восприятия, ни невосприятия».
Иногда в буддийских текстах предполагается, что именно этих последних двух-трех уровней созерцания достигают тиртхикские (небуддийские) йогины и принимают их за состояние окончательного освобождения, хотя в действительности и эти уровни имеют сансарический характер, что означает, что рано или поздно сознание достигшего этих уровней йогина все равно развернется на более низких уровнях сансары, и он вновь родится одним из живых существ тройственного психокосма.”
НИРВАНА [санскр. nirvana = “исчезновение; конец, прекращение (существования); удовлетворение, умиротворение; блаженство, вечный покой”], “блаженство отсутствия везде”;
в буддизме — конечная точка, цель и смысл развития индивидуума: особое состояние сущности, соответствующее ее выходу из сансары и слиянию с Абсолютом/Единым;
при достижении Н. происходит растворение индивидуальности, т. е. по сути — исчезновение сущности как таковой: “капля сливается с Океаном”.
“Третья Благородная Истина провозглашает наличие особого состояния, высшего состояния, в котором страдание отсутствует и которое поэтому аттестовано как парома сукха (высшее блаженство). Это состояние называется нирваной (от корня нир — «угасать» — о светильнике, «прекращаться», «стихать» — о ветре, и т. п.).
Как правило, буддийские тексты не содержат позитивного описания нирваны. Более того, вопрос о природе и характеристиках нирваны относился к тем, в ответ на которые Будда хранил «благородное молчание»: состояние нирваны принципиально выходит за пределы области эмпирического знания и соответствующего ей языка описания.
Поэтому лучшим определением нирваны может быть или молчание, или отрицательное определение («не то, не то»), или перечисление того, чем нирвана не является.
В целом же можно сказать, что нирвана — некая принципиально отличная от эмпирической форма внеличностного бытия.
Следует отметить, что нирвана является одной из асанскрита дхарм, то есть потенциально присутствующим (но не актуализирующимся в профаническом состоянии, не «являющимся») в сознании каждого живого существа элементарным психическим состоянием, или о присутствии в каждом живом существе «зародыша» состояния будды.