vijendra писал(а):Это кто какие книжки выбирает для чтения. Израильские археологи Зильберман и Филькенштейн утверждают, что никаких Моисеевых исходов и других "преславных" событий не было -
http://en.wikipedia.org/wiki/The_Bible_Unearthed...an archaeological analysis of the patriarchal, conquest, judges, and United Monarchy narratives [shows] that while there is no compelling archaeological evidence for any of them, there is clear archaeological evidence that places the stories themselves in a late 7th-century BCE context.
Да и книга Даниила датируется где-то 2-м в.до н.э. Так что много ли нужно умения писать о прошедших событиях?
Пророк Даниил жил во времена вавилонского плена, подростком он попал вместе с соплеменниками в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима. Родился Даниил в VII век до н. э. и его пророчество о седминах относилось не к прошлому, а к будущему.
Дата исхода евреев из Египта
Первые следы еврейского присутствия в земле Ханаанской археологи обнаружили на уровне 1200 г. до н. э., в виде фундаментов домов нового типа, отсюда и выводится дата 1250 г. до н. э.
Зильберман Михаил Израйлевич, не отрицает Исход, вот что он писал:
Дата Исхода евреев из Египта - кардинальная веха в реконструкции ряда аспектов истории Древнего Израиля до эпохи Царей. Наиболее ранней возможной датой Исхода считается ХIV в. до н.э.(надпись об исходе евреев из Египта сохранилась в папирусе Анастази VI, датируемом последними годами XIII в. до н.э.).
Генетические данные о коhэнах и некоторых других группах евреев указывают на разный в различных группах, но в целом низкий (в случае с коhэнами очень низкий) уровень смешения евреев с окружающими их народами. Таким образом, евреи, благодаря Иудаизму, достаточно успешно противостояли ассимиляции в течение тысячелетий.
Профессор Адам Зарталь из Хайфского университета в течение 21 лет исследовал 3000 кв. км. в Самарии, что составляет около половины всей площади Иудеи и Самарии. Было найдено около 200 поселений 13—12 вв. до н.э., большая часть которых ранее не была известна. Результаты работы зафиксированы в двух уже вышедших и в трех готовящихся к изданию томах. В статье «Взойдите на гору Эйваль», опубликованной в газете «Аарец», проф. Зарталь показывает соответствие между сказанным в книгах Второзакония и Йеошуа и данными проведенных им археологических раскопок.
В книге Второзакония, гл. 27, Моше велит сынам Израиля перейти через Иордан и провести церемонию на горе Эйваль, у специального жертвенника, который нужно будет там построить. Евреи принесут жертвоприношения, высекут слова Торы на камнях, а затем проведут церемонию благословений и проклятий между горой Гризим и горой Эйваль. В книге Йеошуа рассказывается, как сыны Израиля в точности выполнили все сказанное им.
Исследованные проф. Зартелем древние поселения отличались от позднеханаанских архитектурой и предметами быта. Они в точности соответствуют тому, как должны выглядеть поселения полукочевого народа, вступающего в Ханаан из-за Иордана. Сопоставление образцов посуды того периода показывает продвижение с востока на запад — от долины Иордана к морю. Это как раз соответствует свидетельству Писания о переходе через Иордан и постепенном заселении земли и продвижении на восток.
Отвегающих Писание это не убедило. Может быть, эти поселения принадлежат древним ханаанейцам? Дома и осколки глиняной посуды, утверждали они, ничего не говорят о национальной принадлежности. И тогда был обнаружен жертвенник на горе Эйваль.
Профессор Зарталь рассказывает: на восточном склоне горы Эйваль мы обнаружили объект площадью около 14 дунамов. Обломки глиняной посуды, найденные там, показывают, что этот объект был основан в конце 13 века до н.э. и просуществовал около 50 лет — хронология, соответствущая традиционному пониманию истории завоевания евреями Ханаана. В этом месте стояло большое сооружение, в центре которого — каменное возвышение, на которое поднимались по пологому каменному склону. Эта постройка со склоном в точности отвечает описаниям еврейских жертвенников, приведенных в книге пророка Йехзкеля (гл. 43), в мишне Мидот (3), у Иосифа Флавия и в «Свитке Святилища», найденного в пещерах Мертвого моря. Внутри возвышения и вокруг него были найдены слои песка и в них — кости животных, принесенных в жертву. Большая часть этих животных — это молодые самцы крупного и мелкого рогатого скота, подходящие под законы жертвоприношений Торы. Архитектурная идентификация, период (начало завоевания евреями Ханаана) и место (гора Эйваль) позволяют с очень большой вероятностью идентифицировать данный объект с жертвенником, упомянутым во Второзаконии и в книге Йеошуа. Методы строительства, обломки посуды и другие данные совпадали с аналогичными находками, обнаружунными в различных местах между Иорданом и горами Самарии.
Из раскопок на горе Эйваль напрашиваются далеко идущие выводы. Если на горе Эйваль стоял жертвенник и возле него был проведен грандиозный ритуал (это соответствует его расположению и форме горы, подходящей для собрания большого количества народа), то это подтверждает традицию, зафиксированную в книгах Второзакония и Йеошуа. Если добавить к этому соответствие животных, принесенных в жертву, заповедям Тори и отсутствие изваяний идолов (в отличие от близлежащих ханаанейских капищ), то мы получаем достоверное свидетельство о национальном и религиозном формировании колен Израиля в очень ранний период — в точности так, как написано в Торе. В то время как «отрицатели» утверждают, что Писания — очень поздние по времени зарождения и недостоверные традиции, проф. Зарталь считает, что жертвенник на горе Эйваль показывает, что книги Второзакония и Йеошуа были написаны в ранний период, и это открытие — археологическое свидетельство достоверности Писания как исторического источника. Проф. Ларри Герр из Торонтского университета, проводящий раскопки в Тель-Оммейри недалеко от Оммана, обнаружил обломки глиняной посуды, идентичные найденным на горе Эйваль. Это первое свидетельство о присутствии в тот период еврейского населения и на восточном берегу Иордана.
Вернуться в детский сад
Что случилось после того после того, как эти научные факты стали известны? А ничего. «Отрицатели» не признают своего поражения — они просто молчат. Только несколько правдолюбцев подают голос. Профессор Ларри Стайгер из Гарвардского университета сказал: «Если на горе Эйваль стоял жертвенник, все мы (библейские археологи) должны вернуться в детский сад». Поскольку обнаружение жертвенника — непреложный факт, необходима революция в сознании археологов — они должны принять Писание как исторический источник, пишет проф. Зарталь в завершение своей статьи. На протяжении долгих лет раскопок в Самарии были обнаружены и многие другие данные, подтверждающие рассказ Писания. Они будут опубликованы в книге проф. Зарталя, которая вскоре выйдет в свет.
В книге Мировая Энциклопедия Танаха (стр. 207) приводится цитата из египетского папируса (1, столбец 57, строки 1-9), где рассказывается о человеке из Земли Израиля, который достиг величия в Египте, считался очень мудрым и управлял египетским народом с большой мудростью.
Согласно содержанию папируса, а также хронологии, ученые установили, что в этом документе о Йосефе (Брейшит, 41) рассказывает его современник-египтянин.
А вот цитата из книги «Танах как история» (стр. 91):
«Имя египтянина, которому был продан Йосеф, — Потифар (Брейшит, 37:36), имя характерное и известное в Египте. Возведение Йосефа на пост второго после царя точно соответствует протоколу этой церемонии. Он был одет в льняную одежду, в соответствии со своим высоким положением, на палец ему был надет перстень-печать фараона, и еще ему дали одежду из дорогой ткани и золотую цепь (Брейшит, 41:42). В точности так изображают художники на стенах и плитках всякое празднество по поводу назначения какого-либо сановника на пост».
НАРОД ИЗРАИЛЯ ПОРАБОЩЕН В ЕГИПТЕ
(ШМОТ, 1)
«И поработили египтяне Сынов Израиля тяжкой работой. И отравляли им жизнь тяжкой работой с глиной и кирпичами».
В могиле одного из египтян, министра фараона, есть рисунки, среди них изготовление кирпичей рабами под руководством надсмотрщиков. Этот рисунок описан в книге «Танах как история» (стр. 108):
«Прежде всего бросается в глаза светлая кожа рабов, одетых в короткие туники. Кожа надсмотрщиков несравненно темнее. Светлокожие выглядят семитами, но никак не египтянами».
Кроме того, там приводится перевод надписи на одном из рисунков, это прямая речь одного надсмотрщика: «В моей руке палка. Чтобы не ленились».
ДЕСЯТЬ КАЗНЕЙ
(ШМОТ, 7-12)
Существует папирус, который свидетельствует, что в Египте было десять казней. Этот папирус, написанный египтянином, современником этих событий, по имени Ипувер, хранится в Лейденском музее в Голландии. Его номер в каталоге - триста сорок четыре.
Папирус написан с двух сторон и насчитывает семнадцать столбцов. В большинстве столбцов по четырнадцать строк. В первом столбце их осталось только три. Столбцы 16-19 повреждены особенно сильно, и все столбцы повреждены по краю верхних и нижних полей. Все же оставшегося вполне достаточно, чтобы сообщить о катастрофах, которые описывает автор папируса!
«Папирус Ипувера» был приобретен Лейденским музеем (Голландия) в 1828 году. Его номер в музейном каталоге – 344. Факсимиле было впервые напечатано в 1846 году.
Вот несколько параллелей между строками Торы и описанием папируса
КНИГА ШМОТ ПАПИРУС ИПУВЕРА
И превратилась вся вода в Ниле, река стала кровью (2:10) кровь (7:20)
И была кровь во всем Египте. Бедствия по всей стране...
(7:21) Всюду кровь (2:5)
И воссмердела река (7:21) Людям омерзительно пить, сыны
И копали все египтяне вокруг человеческие жаждут воды (2:10)
реки (чтобы найти) воду для И это наша вода? И это наше
питья, потому что не могли пить богатство? Что делать?
И налетела саранча... И пожрала Да, уничтожено все, что еще
всю траву на земле и все плоды вчера было видно.
(10:14,15).
В том же папирусе египтянин Ипувер рассказывает о «враге страны» и с огромным удивлением пишет о высоком пламени, шествующем перед ними, чему он сам был свидетелем. Приведем соответствующие отрывки из Торы и лейденского папируса.
КНИГА ШМОТ
Господь шел перед ними высоко, и факел его идет напротив,днем в столпе облачном, чтобы облегчить им дорогу, а ночью в
столпе огня, чтобы им светить
ПАПИРУС ИПУВЕРА
И было, когда отпустил фараон. Смотри! Огонь поднялся высоко
В.Сорокин Историко-культурный контекст Ветхого Завета:
Собственно, «гиксосами» (египетское название «хека-хасут», что означает буквально «владыки пустынных нагорий») называли вождей тех семитских племён, которые обитали на территории Синайского полуострова, а также севернее, Речь идёт о нашествии этих семитских племён на Египет, которое имело место в XVIII - XVII веках. Надо заметить, что не все семитские племена прорывались на египетскую территорию силой; некоторые проникали мирным путём, так, как это сделало племя Иакова. Оседали семитские кочевники в основном в северном Египте, в дельте Нила. Территория дельты была вполне пригодна для занятия пастбищно-отгонным скотоводством: болота в этих местах чередовались с заливными лугами, а климат был исключительно благоприятным.
К тому же, египтяне, с предубеждением относившиеся к скотоводству как к варварскому и даже оскверняющему занятию (например, в Быт 46:34), нечасто селились на этих землях. В результате к концу XVIII веке на территории дельты накопилась уже масса семитского населения, достаточная для создания собственного небольшого государства, а впоследствии выходцы из семитских племён дельты сумели занять даже египетский престол. Произошло это в XVII веке, и, по-видимому, именно на середину XVII века приходится карьера Иосифа и переселение в Египет его соплеменников.
Важно учитывать и тот факт, что вскоре после смерти Иосифа и ухода из жизни поколения переселенцев политическая ситуация в Египте существенно изменилась. Фараонов семитского происхождения сменили на египетском престоле коренные египтяне, и в стране началась реставрация.