Dz писал(а):Да, у гностиков очень много похожего на буддийские идеи.
Влияние гностицизма на послания апостола Павла
1) В одном из Павловых посланий, ну или приписываемых ему традицией, упоминается пребывание на третьем небе, а иерархичность небес, была характерна для гностической мысли.
2) В Павловых посланиях, можно неоднократно увидеть противостояние иудейскому закону, это тоже было характерно для гностиков.
3) Совет не жениться и замуж не выходить.
4) Второе послание к Коринфянам 4:4 «Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы…» Что это за бог (с маленькой буквы) этого эона? (ο θεος του αιωνος) Злой бог эона, ослепляющий ум человека. Гностицизм чистой воды.
5) Первое послание к Коринфянам 2:12: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога…» (πνευμα του κοσμου) Появляется дух космоса, противопоставленный Духу Бога.
6) Послание к Галатам 3:13: «Христос искупил нас от клятвы закона…» - синодальный перевод. Дословно: Христос нас выкупил из проклятия закона (Χριστος ημας εξηγορασεν εκ της καταρας του νομου). Выкупить можно только то, что тебе не принадлежит. Христос своей смертью выкупил людей из «проклятия закона» еврейского бога.
7) Первое к коринфянам 3:1 «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими…». Популярное гностическое противопоставление «пневматиков» (πνευματικοις) – «плотским людям».
8) Гал. 1:1-5: «Павел, апостол не от человеков и не посредством человека, но посредством Иисуса Христа и Бога Отца, воскресившим Его из мертвых... милость вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши,
чтобы избавить нас от настоящего злого эона, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава в эоны эонов (
здесь и далее цитаты даны не в синодальном, а дословном переводе).
Павел стремится отделить свое собственное пневматическое учение Евангелия от всего лишь психической проповеди других апостолов. Павел, пневматический учитель, открывает «язычникам» свободу, противопоставляя её психической керигме, которую Петр, «лишенный совершенного гнозиса», проповедует «иудеям».
Гал. 1:6-8: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас в милость Христову так скоро переходите к иному евангелию, — которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие извратить евангелие Христа. Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема».
Павел изумлен и испуган тем, что галаты оставили Отца, «призвавшего вас в милость Христову» ради «иного евангелия». Что это за «иное евангелие»? Гностики утверждают, что другие апостолы проповедовали иное евангелие и даже иного бога, нежели Павел. Сами не зная ни истины, ни Отца, «апостолы проповедовали Евангелие, все еще придерживаясь иудейских мнений». Павел анафематствует всех, кто проповедует нечто отличное от того, что проповедует он сам, даже если это «ангел с неба».
Итак, мы видим, что в паулинизме, который послужил ядром для будущей ортодоксии, присутствует явное влияние гностицизма.